Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Разделы: Начальная школа


«Предмет математики настолько серьезен,
Что надо не упускать случая сделать его занимательным».
Б.Паскаль

Актуальность и перспективность

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учится, формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность – одна из важнейших задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира. Познавательная активность не является неизменным наследственным свойством человека, поэтому ее надо развивать. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности. Работая над формированием и развитием познавательной деятельности у младших школьников, мною были изучены и проанализированы условия, которые способствуют ее развитию и активизации:

  • комбинирование различных форм, методов и приемов организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;
  • эмоциональная насыщенность занятия, создание доброжелательного и эмоционального фона в работе педагога и учеников;
  • обеспечение понимания детьми цели предстоящей работы, зачем это надо делать, на какой предполагаемый результат надо ориентироваться;
  • применение придуманных самими детьми упражнений и заданий:
  • предоставление ребенку возможности выразить свое отношение к происходящему, для осознания значимости достигнутого результата деятельности, т. е. развитие рефлексии;
  • обучение школьников способам умственной работы;
  • поощрение и стимулирование познавательной активности учащихся.

Условие формирование опыта

Процесс познания у школьников не всегда целенаправлен, неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность и активность в разных формах деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к образованию и воспитанию. Работа над этой темой побудила к поиску эффективных форм, методов и приемов обучения, что помогает повысить усвоение предметных знаний, развивать в каждом школьнике его индивидуальных способности, воспитывать у него стремление к творчеству и познанию. Технологии, используемые мною в работе:

  • игровая технология;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации познавательной деятельности школьников. Познавательную деятельность учащихся стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, поисковый, метод проекта, дискуссии, познавательные игры, уроки с применением мультимедийных технологий, интегрированные уроки, нетрадиционные уроки.

Теоретическая база опыта

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В.Ананьева, А.Л.Леонтьева, Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, Н.Г.Морозовой, В.А.Крутецкого. Теоретическую основу опыта составляют:

идеи Г.И.Щукиной, которая отмечала, что идея развития познавательного интереса – ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся – необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива ученых (М.И.Моро, А.А.Плешаков, В.П.Канакина и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка, органически входит в учебно-воспитательный процесс и составляет его стержневую основу.

Ведущая педагогическая идея

  • Формирование познавательного интереса как основного параметра, определяющего интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка.
  • Повышение интереса к предмету «Математика».
  • Развитие познавательных процессов.
  • Включение учащихся в поисковую деятельность по предмету.
  • Развитие самостоятельности, творческого потенциала.
  • Разработать конкретные методические приемы, с помощью которых можно развивать познавательную активность.
  • Создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки.

Технология опыта

Преподавание в школе не может сводиться только к тому, что бы вооружить учащихся определенным запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня мышления, с тем, чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, находить решения в новых ситуациях. Поэтому важно обучать школьников основным приемам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения. Математика, как никакой другой предмет способна выполнять эту задачу. Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Среди важнейших вопросов совершенствования обучения основам наук следует выделить активизацию познавательной деятельности школьников в процессе обучения математике. Это результат действия, прежде всего, усиления роли математики в развитии науки, техники, производства и вызванного математизацией (почти всех областей деятельности человека) значительного повышения требований к уровню математической подготовки школьников.

Одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. С целью развития у учащихся интереса к предмету, развитию познавательной активности младшего школьника в своей работе я использую различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом.

Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Информационно-коммуникативные технологии. Современные интерактивные средства обучения позволяют интенсифицировать многие традиционные виды учебно-познавательной деятельности, облегчить понимание уч-ся сути изучаемых зависимостей или отношений, превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового. На уроках в начальных классах использую следующие программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Их используют для создания наглядности (презентаций), тестов, тренингов и т.д. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникативной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Школа подключена к сети Интернета. Это позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поисков источников, текстов, разнообразных методических материалов, разработок и др. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё до урока есть учебная мотивация, развить которую – одна из важнейших творческих задач учителя. При проведении уроков использую компьютерные презентации на различных этапах урока: для проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток. Кроме того, с помощью презентаций можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Дифференцированное обучение. Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности. Применение его вызывает интерес к изучению предметов, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания.

Нетрадиционные уроки. Детям нравятся нетрадиционные уроки. На мой взгляд, нетрадиционный урок не только может, но и должен быть использован в начальной школе, так как является одним из действенных способов активизации учебной деятельности. Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-спектакль, урок-викторина, урок-игра, урок-аукцион, урок-конференция, урок-соревнование, урок-эстафета... Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся, закреплении и повторении изученного материала.

Урок-сказка. Как и в любой сказке, на уроке есть положительные и отрицательные герои. В сказке есть завязка (проблемный вопрос, необычная ситуация), кульминация, развитие сюжета, где присутствует борьба добра и зла, преодоление трудностей, урок заканчивается развязкой - победой. Мною были проведены такие уроки в урочное и внеурочное время (урок-сказка «Спасение колобка», урок-сказка «Гуси-лебеди» занятия по внеурочной деятельности)

Урок-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки (станции, планеты, острова и т.д.) по пути следования. Мною были проведены такие уроки (3 класс, урок- путешествия «Страна геометрия» по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах», 2 класс урок – путешествие по теме «Угол. Виды углов»)

Урок-игра. Данный урок проходит в форме игры (2 класс урок - ролевая игра «Мистер икс - званный гость» по теме: «Уравнение»)

На каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, динамические паузы, беседы и КВН на валеологические темы, физкультминутки для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Это могут быть разного рода траектории, по которым дети «бегают глазами, бумажные офтальмотренажёры, например, мячики, пирамидки, или тарелки с разноцветными кружками.

Задания:

  • найди глазами две одинаковые пирамидки, две одинаковых мячика;
  • сосчитай, сколько во всех пирамидках синих колец, красных, жёлтых;
  • найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

Игровая технология, ведущим методом которой является игра.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, загадки, задачи. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. В устный счёт включаю задания, направленные на развитие восприятия и воображения. У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Но в начальной школе готовлю детей к обучению в среднем звене, развиваю логическую память. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствую развитию их мышления.

Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.

Анализ результативности опыта

Регулярное использование на уроках специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширило кругозор младших школьников, способствовало умственному развитию, повысило качество подготовленности, а также качество знаний по предмету. Позволило детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни, применить свои знания при проведении конкурсов, викторин, олимпиад.