Классный час в 4-м классе «Твои безопасные каникулы»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: классный час


Цель:

  • планомерное и активное распространение знаний о правилах безопасности среди учащихся;
  • соблюдение в жизни правил безопасности; сохранение жизни и здоровья детей.

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами возникновения несчастных случаев.
  • Закреплять знания о правилах безопасности.
  • Учить соблюдать правила безопасности.
  • Обучать действиям при возникновении несчастного случая.
  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

Методы:

  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • диалог;
  • игры.

Планируемые результаты:

  • Личностные: определять и высказывать, под руководством педагога, общие правила поведения при сотрудничестве друг с другом.
  • Метапредметные
    • Регулятивные: Анализировать эмоциональное состояние от совместной деятельности.
    • Познавательные: Ориентироваться в своих знаниях.
    • Коммуникативные:
      • Умение работать в команде, высказывать своё мнение и слушать других.
      • Закрепление ранее изученного материала о безопасности.
      • Приобретение новых знаний.
      • Развивать умение работать со справочным материалом.
      • Закреплять умение составлять сообщения и доклады.
      • Развивать умение систематизации знаний при помощи модели.

Оборудование и материалы: мультфильм: «Правила поведения детей, когда они одни дома», фонограмма звука движущегося поезда.

Ход занятия

Учитель: Вот закончилась четверть, и нас ожидают - … каникулы.

Так и хочется сказать:

Каникулы! Могу хоть до обеда спать!
Каникулы! Могу весь вечер танцевать!
Каникулы! Гулять хоть с самого утра!
Каникулы! Ребёнку отдыхать пора!

Очень весело и интересно на каникулах можно провести время. Но случаются такие ситуации, которые могут причинить вред вашему здоровью, вашей жизни.

- Какие это ситуации? (ответы детей).

Учитель: - Как можно назвать, одним словом эти ситуации? (Опасные)

- Назовите противоположное слово. (безопасный)

- Как вы думаете, о чём мы будем беседовать на нашем занятии? (ответы детей)

- Это и будет темой нашего урока.

Самое дорогое, что есть у человека - это наша жизнь. И сегодня мы поговорим о том, что мы должны сделать для того, чтобы сохранить её.

А поможет нам в этом путешествие в город Безопасности.

Пешком идти до неё далеко, а на каком виде транспорта мы отправимся, вы узнаете - когда отгадаете мою загадку:

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(Паровоз)

- Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Теперь мы можем отправляться в путь. Наш паровозик может передвигаться по любой дороге.

На доске карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.

(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)

Учитель: - Стоп машина. А вот и наша первая остановка.

- Это станция – Правил Дорожного Движения.

А встречает нас регулировщик.

Регулировщик: - Здравствуйте, ребята! Очень рад, что вы решили посетить наш город.

Все жители нашего города живут по правилам, поэтому у нас не бывает дорожно-транспортных происшествий, а у вас наоборот.

- Как вы думаете – почему?

- Пешеходы на проезжей части дороги представляют собой наибольшую опасность.

Не случайно, что около трети всех ДТП составляют наезды на пешеходов. А чтобы с вами этого не случилось, вы должны запомнить, вот такие правила:

  • Запрещается выбегать и перебегать проезжую часть дороги перед движущимся автомобилем.
  • Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.
  • Безопасным является движение пешеходов по обочине или по велосипедной дорожке.
  • Вне населённых пунктов, где обычно автомобили движутся с относительно высокой скоростью, пешеходы должны идти навстречу по обочине или по краю проезжей части.
  • Для снижения опасности движения пешеходов по проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется пользоваться светоотражающими повязками.
  • Во время осенне - зимнего периода: остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.

Регулировщик: - Ребята, если вы будете выполнять правила, с вами на дороге ничего не случится.

- Хотелось бы узнать, какие правила дорожного движения вы запомнили.

Поиграем в игру: «Что хотите - говорите»:

- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)

- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)

- Что хотите — говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)

- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)

- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед - только там, где переход? (Да.)

- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)

- Что хотите - говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»? (Да.)

- Люблю загадывать загадки, а вы будете их разгадывать:

  • Очень нужен он в пути,
    Где дорогу перейти?
    Он расскажет «что» и «как»,
    Звать его - ... (дорожный знак)
  • Заучи закон простой:
    Красный свет зажегся ...(стой)
  • Жёлтый - скажет пешеходу:
    Приготовься к ... (переходу)
  • А зеленый впереди
    Говорит он всем... (иди)

-  О чём говорится в этой загадке?

  • Мы на улицу пошли,
    Светофора не нашли.
    Как дорогу перейти, если «зебра» на пути?
    Мы гадали, мы решали – что же это за проход?
    А потом мы все узнали:
    «зебра» - это … (переход)

Вы должны будете ответить на следующие мои вопросы:

  1. Что помогает нам перейти дорогу безопасно? (Светофор, дорожные знаки, пешеходный переход, регулировщик).
  2. Где может передвигаться велосипедист?

Регулировщик: - Молодцы, ребята, справились с заданием! Теперь я спокоен за вас, и вы можете дальше отправляться в путь. Счастливого пути.

Появляется карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.

Учитель: - Наш паровозик отправляется в путь.

(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)

- Вот мы подъезжаем к следующей нашей станции – «Личная безопасность на улице и дома».

Нас встречает полицейский.

Полицейский: - Приветствую вас, ребята! Очень рад, что вы решили побывать на нашей станции.

Дело в том, что многие из вас не знают, как вести себя при встречи с незнакомцем, как защитить себя и свой дом. На этой станции вы всему можете научиться.

Показ мультфильма.

Полицейский: - Если правила, эти будете вы соблюдать, то многих проблем сможете вы избежать.

А теперь пришло моё время спросить у вас, как вы запомнили мои правила:

- Что вы будете делать, когда встретите незнакомца на улице?

- Что делать, если в дом рвётся незнакомец?

- На какой номер телефона нужно позвонить, чтобы вызвать полицию?

- Вы хорошо справились с заданием. Больше я вас не задерживаю, вы можете вновь отправляться в путь.

Появляется карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.

Учитель: - Наш паровозик отправляется в путь.

(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)

- Вот мы подъезжаем к следующей нашей станции – «Пожарная безопасность»

- Как вы думаете, кто нас будет встречать на этой станции? (Ответы детей).

-Да, гидом этой станции является пожарный.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этой станции? (Ответы детей).

Пожарный: - Здравствуйте, ребята! Очень рад встречи с вами.

На моей станции, вы узнаете, о причинах пожара и как можно его избежать.

Как нужно вести себя с электроприборами.

При обращении с электроприборами запрещается:

  • Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
  • Не дотрагивайтесь до проводов и электроприборов мокрыми руками.
  • Не играй с розетками!
  • Уходя из дома, гаси свет, и отключи электроприборы.
  • Не подходи к оборванным проводам ближе, чем на 8–10 м.
  • Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.

- Запомните основные правила при пожаре:

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».
  • Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.
  • При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.
  • При пожаре категорически запрещается пользоваться лифтом.
  • Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.

- Хотелось бы думать, что вы не зря оказались на моей станции и хорошо запомнили, что я вам рассказал. И сейчас мы это проверим - проведём небольшую викторину.

Задание: - Назовите номер телефона, по которому можно вызвать пожарных.

Четвёртое задание:

Поиграем в игру: «Доскажи словечко»

  • Кто с огнём не осторожен,
    У того пожар возможен.
    Дети, помните о том,
    Что нельзя шутить……..(Огнём)
  • Если младшие сестрички
    Зажигают дома спички,
    Что ты должен предпринять?
    Сразу спички все……..(Забрать)
  • Выпал на пол уголёк,
    Деревянный пол зажёг,
    Не смотри, не жди, не стой,
    А залей его……..(Водой)
  • Раскалился если вдруг
    Электрический утюг,
    Что должны мы сделать, детки?
    (Вынуть вилку из розетки)

Пожарный: - Пришло время прощаться с вами, а вам отправляться в путь.

Учитель: Появляется карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.

- Наш паровозик отправляется в путь.

(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)

- Следующая наша станция - «Правила безопасности при общении с животными».

На этой станции нас встречает Айболит.

А в роли его помощников выступят наши ребята, которые специально подготовили нам доклад.

Айболит: Приветствую вас, друзья мои! Очень приятно вас встретить на моей станции.

- Я знаю, что все вы любите домашних животных и это очень радует.

Но бывают случаи, когда встречи с ними бывают опасными, вот о таких случаях мы с вами поговорим.

Соблюдай правила безопасности при обращении с животными:

  • Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
  • Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с "собачьего" это значит "показывать зубы", или говорить, что вы сильнее.
  • Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
  • Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
  • Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
  • Не трогайте щенков, если рядом их мать и не отбирайте то, с чем собака играет.
  • Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.
  • Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
  • Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.

Айболит: - Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.

Запомните эти правила, и вы сможете избежать многих бед. Пришло время прощаться.

Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие по городу Безопасности.

- Молодцы, ребята. Хорошо поработали, а теперь чтобы, нам лучше запомнить материал - создадим модель полученных знаний.

Начнём со слова – Безопасность

Где мы должны соблюдать безопасность во время каникул? (на улице, дома, на дороге)

Рефлексия

Учитель:

  • Вам понравилось наше занятие?
  • Какое настроение оно вызывало у вас?
  • Пусть каждый из вас выберет смайлик, подходящий вашему настроению?
  • Безопасно и с пользой проведите каникулы и наберитесь сил!