Цель:
- планомерное и активное распространение знаний о правилах безопасности среди учащихся;
- соблюдение в жизни правил безопасности; сохранение жизни и здоровья детей.
Задачи:
- Ознакомить с основными причинами возникновения несчастных случаев.
- Закреплять знания о правилах безопасности.
- Учить соблюдать правила безопасности.
- Обучать действиям при возникновении несчастного случая.
- Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Методы:
- наглядно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- диалог;
- игры.
Планируемые результаты:
- Личностные: определять и высказывать, под руководством педагога, общие правила поведения при сотрудничестве друг с другом.
- Метапредметные
- Регулятивные: Анализировать эмоциональное состояние от совместной деятельности.
- Познавательные: Ориентироваться в своих знаниях.
- Коммуникативные:
- Умение работать в команде, высказывать своё мнение и слушать других.
- Закрепление ранее изученного материала о безопасности.
- Приобретение новых знаний.
- Развивать умение работать со справочным материалом.
- Закреплять умение составлять сообщения и доклады.
- Развивать умение систематизации знаний при помощи модели.
Оборудование и материалы: мультфильм: «Правила поведения детей, когда они одни дома», фонограмма звука движущегося поезда.
Ход занятия
Учитель: Вот закончилась четверть, и нас ожидают - … каникулы.
Так и хочется сказать:
Каникулы! Могу хоть до обеда спать!
Каникулы! Могу весь вечер танцевать!
Каникулы! Гулять хоть с самого утра!
Каникулы! Ребёнку отдыхать пора!
Очень весело и интересно на каникулах можно провести время. Но случаются такие ситуации, которые могут причинить вред вашему здоровью, вашей жизни.
- Какие это ситуации? (ответы детей).
Учитель: - Как можно назвать, одним словом эти ситуации? (Опасные)
- Назовите противоположное слово. (безопасный)
- Как вы думаете, о чём мы будем беседовать на нашем занятии? (ответы детей)
- Это и будет темой нашего урока.
Самое дорогое, что есть у человека - это наша жизнь. И сегодня мы поговорим о том, что мы должны сделать для того, чтобы сохранить её.
А поможет нам в этом путешествие в город Безопасности.
Пешком идти до неё далеко, а на каком виде транспорта мы отправимся, вы узнаете - когда отгадаете мою загадку:
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(Паровоз)
- Молодцы, ребята, отгадали мою загадку. Теперь мы можем отправляться в путь. Наш паровозик может передвигаться по любой дороге.
На доске карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.
(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)
Учитель: - Стоп машина. А вот и наша первая остановка.
- Это станция – Правил Дорожного Движения.
А встречает нас регулировщик.
Регулировщик: - Здравствуйте, ребята! Очень рад, что вы решили посетить наш город.
Все жители нашего города живут по правилам, поэтому у нас не бывает дорожно-транспортных происшествий, а у вас наоборот.
- Как вы думаете – почему?
- Пешеходы на проезжей части дороги представляют собой наибольшую опасность.
Не случайно, что около трети всех ДТП составляют наезды на пешеходов. А чтобы с вами этого не случилось, вы должны запомнить, вот такие правила:
- Запрещается выбегать и перебегать проезжую часть дороги перед движущимся автомобилем.
- Дорогу переходи в том месте, где указана пешеходная дорожка или установлен светофор. Дорогу переходи на зелёный свет.
- Безопасным является движение пешеходов по обочине или по велосипедной дорожке.
- Вне населённых пунктов, где обычно автомобили движутся с относительно высокой скоростью, пешеходы должны идти навстречу по обочине или по краю проезжей части.
- Для снижения опасности движения пешеходов по проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется пользоваться светоотражающими повязками.
- Во время осенне - зимнего периода: остерегайся гололёда, во избежание падений и получения травм.
Регулировщик: - Ребята, если вы будете выполнять правила, с вами на дороге ничего не случится.
- Хотелось бы узнать, какие правила дорожного движения вы запомнили.
Поиграем в игру: «Что хотите - говорите»:
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.)
- Что хотите — говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет.)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед - только там, где переход? (Да.)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»? (Да.)
- Люблю загадывать загадки, а вы будете их разгадывать:
- Очень нужен он в пути,
Где дорогу перейти?
Он расскажет «что» и «как»,
Звать его - ... (дорожный знак)
- Заучи закон простой:
Красный свет зажегся ...(стой)
- Жёлтый - скажет пешеходу:
Приготовься к ... (переходу)
- А зеленый впереди
Говорит он всем... (иди)
- О чём говорится в этой загадке?
- Мы на улицу пошли,
Светофора не нашли.
Как дорогу перейти, если «зебра» на пути?
Мы гадали, мы решали – что же это за проход?
А потом мы все узнали:
«зебра» - это … (переход)
Вы должны будете ответить на следующие мои вопросы:
- Что помогает нам перейти дорогу безопасно? (Светофор, дорожные знаки, пешеходный переход, регулировщик).
- Где может передвигаться велосипедист?
Регулировщик: - Молодцы, ребята, справились с заданием! Теперь я спокоен за вас, и вы можете дальше отправляться в путь. Счастливого пути.
Появляется карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.
Учитель: - Наш паровозик отправляется в путь.
(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)
- Вот мы подъезжаем к следующей нашей станции – «Личная безопасность на улице и дома».
Нас встречает полицейский.
Полицейский: - Приветствую вас, ребята! Очень рад, что вы решили побывать на нашей станции.
Дело в том, что многие из вас не знают, как вести себя при встречи с незнакомцем, как защитить себя и свой дом. На этой станции вы всему можете научиться.
Показ мультфильма.
Полицейский: - Если правила, эти будете вы соблюдать, то многих проблем сможете вы избежать.
А теперь пришло моё время спросить у вас, как вы запомнили мои правила:
- Что вы будете делать, когда встретите незнакомца на улице?
- Что делать, если в дом рвётся незнакомец?
- На какой номер телефона нужно позвонить, чтобы вызвать полицию?
- Вы хорошо справились с заданием. Больше я вас не задерживаю, вы можете вновь отправляться в путь.
Появляется карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.
Учитель: - Наш паровозик отправляется в путь.
(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)
- Вот мы подъезжаем к следующей нашей станции – «Пожарная безопасность»
- Как вы думаете, кто нас будет встречать на этой станции? (Ответы детей).
-Да, гидом этой станции является пожарный.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этой станции? (Ответы детей).
Пожарный: - Здравствуйте, ребята! Очень рад встречи с вами.
На моей станции, вы узнаете, о причинах пожара и как можно его избежать.
Как нужно вести себя с электроприборами.
При обращении с электроприборами запрещается:
- Использовать неисправную аппаратуру и приборы.
- Не дотрагивайтесь до проводов и электроприборов мокрыми руками.
- Не играй с розетками!
- Уходя из дома, гаси свет, и отключи электроприборы.
- Не подходи к оборванным проводам ближе, чем на 8–10 м.
- Не бросай ничего на провода и не играй рядом с ними.
- Запомните основные правила при пожаре:
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросить, например, на него плотную ткань, одеяло, или залить водой.
- Если огонь сразу не погас, немедленно нужно покинуть помещение. И только после этого звонить по телефону «01».
- Если нет возможности покинуть горящее помещение, немедленно сообщить по телефону «01» пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна звать на помощь.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня, поэтому необходимо находиться как можно ниже к полу помещения и выбираться ползком.
- При пожаре категорически запрещается пользоваться лифтом.
- Основное правило при пожаре не вдаваться в панику. При встрече с пожарными - слушаться их указаний.
- Хотелось бы думать, что вы не зря оказались на моей станции и хорошо запомнили, что я вам рассказал. И сейчас мы это проверим - проведём небольшую викторину.
Задание: - Назовите номер телефона, по которому можно вызвать пожарных.
Четвёртое задание:
Поиграем в игру: «Доскажи словечко»
- Кто с огнём не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить……..(Огнём)
- Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички все……..(Забрать)
- Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его……..(Водой)
- Раскалился если вдруг
Электрический утюг,
Что должны мы сделать, детки?
(Вынуть вилку из розетки)
Пожарный: - Пришло время прощаться с вами, а вам отправляться в путь.
Учитель: Появляется карта. Клик мыши – звучит звук паровоза.
- Наш паровозик отправляется в путь.
(Дети встают друг за другом, изображая паровозик, «проезжают» по классу.)
- Следующая наша станция - «Правила безопасности при общении с животными».
На этой станции нас встречает Айболит.
А в роли его помощников выступят наши ребята, которые специально подготовили нам доклад.
Айболит: Приветствую вас, друзья мои! Очень приятно вас встретить на моей станции.
- Я знаю, что все вы любите домашних животных и это очень радует.
Но бывают случаи, когда встречи с ними бывают опасными, вот о таких случаях мы с вами поговорим.
Соблюдай правила безопасности при обращении с животными:
- Не надо считать любое помахивание хвостом проявлением дружелюбия. Иногда это может говорить о совершенно недружелюбном настрое.
- Не стоит пристально смотреть в глаза собаке и улыбаться. В переводе с "собачьего" это значит "показывать зубы", или говорить, что вы сильнее.
- Нельзя показывать свой страх и волнение. Собака может почувствовать это и повести себя агрессивно.
- Нельзя убегать от собаки. Этим вы приглашаете собаку поохотиться за убегающей дичью.
- Не кормите чужих собак и не трогайте собаку во время еды или сна.
- Не трогайте щенков, если рядом их мать и не отбирайте то, с чем собака играет.
- Избегайте приближаться к большим собакам охранных пород. Некоторые из них выучены бросаться на людей, приближающихся на определённое расстояние.
- Не делайте резких движений, обращаясь с собакой или хозяином собаки. Она может подумать, что вы ему угрожаете.
- Если в узком месте (например, в подъезде) собака идёт вам навстречу на поводке, лучше остановиться и пропустить её хозяина.
Айболит: - Животные могут распространять такие болезни, как бешенство, лишай, чума, тиф и др.
Запомните эти правила, и вы сможете избежать многих бед. Пришло время прощаться.
Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие по городу Безопасности.
- Молодцы, ребята. Хорошо поработали, а теперь чтобы, нам лучше запомнить материал - создадим модель полученных знаний.
Начнём со слова – Безопасность
Где мы должны соблюдать безопасность во время каникул? (на улице, дома, на дороге)
Рефлексия
Учитель:
- Вам понравилось наше занятие?
- Какое настроение оно вызывало у вас?
- Пусть каждый из вас выберет смайлик, подходящий вашему настроению?
- Безопасно и с пользой проведите каникулы и наберитесь сил!