Развитие творческой деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4


Сегодня время требует человека, способного творчески мыслить, ориентироваться в различных ситуациях, принимать ответственность за свои решения, а значит быть смелым, гибким, изобретательным. Особенно, это актуально для нас, педагогов начальной школы

Современные требования развития педагогической теории и практики обращают наше внимание на развитие лучших качеств личности ребенка, формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Процесс познания у младших школьников в основном еще не сформирован, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности

Для меня важно формировать учебную мотивацию на основе творческого интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Процесс обучения учащихся не должен быть монотонным и скучным.

Овладевая знаниями, умениями и навыками, маленький человек должен получить возможность развивать свои творческие способности. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда, и здесь имеет место правильная организация деятельности учащихся в системе уроков окружающего мира и литературного чтения.

Процесс изучения окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Именно уроки окружающего мира позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому.

В основе эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Задача уроков состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.

Предмет «Окружающий мир» даёт возможность использовать самые различные методы изучения: экскурсии, прогулки и наблюдения, использование наглядного материала, дидактические и ролевые игры, речевые разминки, логические задачи, творческие рассказы, задания с использованием музыки и живописи, опыты и эксперименты.

Очень нравится моим ребятам с помощью родителей подбирать материал для сообщений, поделок на определенную тему. Например, при прохождении темы «Домашние животные», «Птицы», учащиеся с удовольствием делятся сообщениями о своих домашних любимцах. Такие занятия активизируют детей, развивают инициативность, творческую индивидуальность. Помогают мне в работе, конечно, нетрадиционные формы уроков:

  1. урок-соревнование
  2. урок-конкурс;
  3. урок творчества;
  4. аукцион знаний

Безусловно, такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

Урок литературного чтения - это особый предмет, дающий представление о многообразии литературы как явлении национальной и мировой культуры, средстве сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.

Ни для кого не секрет, что большинство детей предпочитают книге работу с различными гаджетами. Учащиеся начальной школы не исключение. Как же нам воспитать увлеченного читателя? Как развить любознательность и познавательную активность ученика?

На уроках литературного чтения я активно провожу творческие работы с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами творческих работ понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация. Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:

  • Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета, для которой надо аргументировать; письмо, работа с тестами)
  • Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
  • Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и дает учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.

Цель творческих заданий — повышение активности и самостоятельности учащихся, развитие у них инициативы, дальнейшее совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам. Для оптимизации деятельности учащихся творческие задания позволяют включить школьников в разные виды деятельности, например, в деятельность иллюстратора, актера, рассказчика. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов. Детское рассказывание должно происходить до тех пор, пока не иссяк интерес к мотиву, сюжету, жанру.

Часто использую малые жанры фольклора- пословицы и поговорки, ведь в них запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.

Фольклорные тексты становятся для младших школьников объектом изучения с разных сторон: во-первых, как источник знаний о человеке, во-вторых, как средство формирования важнейших нравственных понятий, в-третьих, как произведения искусства, в-четвертых, как средство познания родного языка и родной речи через лучшие образы.

Учитывая огромную ценность этих произведений, я часто обращаюсь к ним в своей практической деятельности.

В мир пословиц и поговорок ввожу ребенка с 1 класса, когда ребенок очень тонко чувствует, непосредственно воспринимает, когда все западает в сердце и остается на всю жизнь.

Уже на первом уроке дети встречаются с двумя пословицами. Первую – «Ученье – путь к умению» - выбираю для темы урока. Вторая - «Азбука – к мудрости ступенька» - становится как бы итогом урока.

Далее, весь добукварный период активно знакомлю детей с пословицами.

Дети заводят тетради, где рисуют или наклеивают изображение животного и с помощью родителей записывают пословицу. А многие сами переписывают их с книг. Такая совместная деятельность учителя, учащегося и родителей благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье. Далее на уроках при изучении алфавита, учащиеся будут читать пословицы, раскрывать смысл, находить среди них уже знакомые им пословицы, отыскивать в пословицах слова с изучаемой буквой.

Во 2 классе и далее методика работы над пословицей такова:

  • Подбор пословиц по темам. Например, по теме «Знания»:
    • Грамоте учиться - всегда пригодиться.
    • Для ученья нет старости.
    • Знайка по дорожке бежит, а Незнайка на печи лежит.
    • Золото добываю из земли, а знания – из книги.
  • Нахождение героев, того или иного произведения, к которым можно отнести пословицу, данную учителем. Таким образом, начинается работа над изобразительными средствами языка.
  • Далее учащимся предстоит научиться находить пословицу в тексте. Данные задания способствуют с одной стороны развитию у детей привычки всматриваться в текст и вслушиваться в речь, а также помогают ослабить длительное умственное напряжение.
  • Подбор пословицы, которая раскрывает содержание данного произведения. Теперь учащиеся не просто запоминают пословицу, раскрывают ее смысл, но и связывают с идеей произведения.
  • Следующий вид работы – это иллюстрирование пословиц. Это развивает творческую фантазию детей и нравится им.
  • Использование пословиц для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, житейских ситуаций.
  • Составление «книжки-малышки» по пословицам, собранным учениками.

С 4 класса начинаю работу творческого характера.

Большую ценность представляют сочинения, написанные по пословицам.

Начинаю работу исследовательского характера.

Во всех классах, на разных этапах урока использую игровые виды работ с пословицами.

Работа с пословицами на уроках литературного чтения по описанной в данной работе методике, показала, что у детей развивается образное мышление, речь, обогащается их словарный запас, большую роль пословицы играют в культурном и нравственном воспитании учащихся.

И независимо от того, какое количество пословиц войдет в активный и пассивный запас младших школьников, благодаря систематической работе с данным жанром фольклора у детей развивается уверенность в себе, положительная самооценка. Дети начинают адекватно оценивать свои действия и действия другого.

Таким образом, выполнение работ творческого характера содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом.