Образовательный кластер как основа подготовки учащихся к инженерной деятельности

Разделы: Администрирование школы


Город Верхняя Пышма – медная столица Урала. Это базовый город Уральской горно-металлургической компании — лидера медной отрасли России.

Уже пару десятков лет кадровые службы промышленных предприятий ГО Верхняя Пышма говорят о том, что не хватает квалифицированных рабочих и инженеров. «Большинство стремится получить образование менеджеров и экономистов, те же, кто заканчивает технические вузы и колледжи, мало понимают, как устроено современное производство — образовательные программы устарели», — такой диагноз ставят кадровики сегодняшним выпускникам.

Именно поэтому проблема повышения эффективности технической подготовки молодежи к инновационной деятельности является актуальной в нашем городе. Важным условием успешной подготовки обучающихся к технической деятельности и главным элементом работы инженера должно стать фундаментальное физико-математическое образование, которое сочетается с реальными практическими, производственными делами и исследовательской деятельностью.

Эти соображения привели нас к идее формирования инженерно-образовательного кластера общеобразовательного учреждения (МАОУ «СОШ № 22») — объединение групп заинтересованных социальных партнёров для разработки и апробации инновационных процессов, связанных с инженерным образованием и подготовкой кадров для стратегически значимых и наукоёмких производств в г. Верхняя Пышма.

Модель образовательного кластера предполагает активное участие в работе следующих социальных партнёров:

  • Администрация городского округа
  • Правительство Свердловской области
  • Уральская горно-металлургической компания («УГМК-Холдинг»)
  • Технический университет УГМК
  • Уральский государственный педагогический университетом (УрГПУ)
  • Московский Физико-Технический институт (МФТИ)
  • Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
  • Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова".

Школа также использует сетевые формы взаимодействия с центром образования и профессиональной ориентации ГО Верхняя Пышма (ЦО и ПО). Благотворительный фонд «Достойным лучшее» оказывает большую финансовую поддержку в развитии талантов подрастающих поколений в виде адресной помощи тем ребятам, кто делает отличные успехи в учебе и стремится получить еще больше знаний.

Эта система построена на реализации следующих принципов: целостности (холизма), преемственности, ранней специализации, практической направленности и учета горнозаводского менталитета. Принцип целостности предполагает участие в подготовке школьников к инженерно-технической деятельности всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей, шефов-наставников, учителей и педагогов дополнительного образования.

Следует отметить, что все учителя школы, работающие в инженерных классах, прошли стажировку на базе АО «Уралэлектромедь». Цель стажировки – получить информацию о современном производстве, максимально использовать ее в процессе обучения и в работе по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. В результате более 20 учителей разных предметов прошли этот этап сотрудничества с предприятием, что впоследствии позволило им скорректировать учебные программы, определить возможные темы проектов и исследовательских работ учащихся.

В настоящее время в школе обучается 1193 обучающихся, 43 класса. Учебный процесс идет в две смены. В каждой параллели с 1 по 9 класс сформированы инженерные классы. На уровне среднего образования комплектуются классы технологического и естественнонаучного профилей.

С 2016 года школа на конкурсной основе комплектует классы технической направленности. Мы их называем инженерными классами. Первый выпуск инженерного класса был в 2018 году. К 2024 году таких выпусков семь.

В образовательном учреждении создана и функционирует Программа подготовки учащихся к инженерной деятельности, которая составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей. Подобная программа регламентирует деятельность учащихся и в учреждениях дополнительного образования. Итак, в комплексе создается целостность в обучении, воспитании и развитии необходимых инженерно-технических умений и компетенций обучающихся.

Важным элементом успешной работы по подготовке учащихся к инженерной деятельности является их ранняя специализация и дальнейшая преемственность в подготовке по всем видам деятельности.

Мы набираем детей в инженерные классы с момента приема в школу и создаем непрерывную траекторию их развития и обучения до выпуска из школы.

Необходимость ранней специализации обусловлена учетом возрастных особенностей детей, у которых с 5 лет интеллектуальное развитие имеет положительное ускорение, а к 12 годам, в основном, завершается.

Подобная работа направлена на заполнение пробелов в изучении реальных природных и технических объектов и на формирование интереса к техническим наукам, к исследованию и экспериментированию. Отметим, что с 1 класса учащиеся включены в проектную деятельность, а реализация преемственности позволяет им развиваться до выпуска из школы.

Формирование инженерных классов идет на конкурсной основе. Особое внимание уделяется профильным предметам: математике, физике, информатике на технологическом профиле и химии, биологии на естественнонаучном профиле. Количество учебных часов по профильным предметам увеличены за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В учебный план включены такие дисциплины как естествознание, основы прикладной информатики, основы проектной и исследовательской деятельности, занимательная математика, решение олимпиадных задач, удивительная физика, химия в задачах, курс по химии, актуальные вопросы современной биологии, анатомия и физиология человека. Активно ведется внеурочная деятельность по профильным предметам.

К внеурочной деятельности часто привлекаются представители шефствующего предприятия АО «Уралэлектромедь». С их участием проводятся экскурсии на предприятие, встречи с активистами и ветеранами производства, активно ведется подготовка к участию в конкурсах различного уровня. Особым достоянием инженерно-технической подготовки учащихся мы считаем взаимодействие с предприятием и научными учреждениями в рамках проекта «Инженериада» УГМК, суть которого заключается в том, что, по заданию предприятия, школьные команды под руководством учителей и инженеров-наставников выполняют производственные задания в период с августа по март. При этом осуществляется промежуточная демонстрация результатов. Такая работа проводится в постоянном сотрудничестве с инженером-наставником, сопровождается экскурсиями на производство, в научные лаборатории технического и педагогического университетов. Многие наши выпускники, начав проектную деятельность по конкретной теме в школьном возрасте, продолжают свое исследование в университете.

Ежегодно шефы оказывают значительную финансовую поддержку. Проводился годовой проект «Изучение основ производства АО Уралэлектромедь» – (Управление проектных работ 1 раз в месяц для 5 – инженерного класса). Совместный проект с Научно-исследовательским центром «Химия в производстве». Беседы с работниками предприятия «Этапы профессионального становления» Истории из реальной жизни (НИЦ для обучающихся 9-11 классов).

По результатам учебного года за активное участие в олимпиадном движении, в математических боях, физических турнирах, в защите проектной и исследовательской деятельности на конкурсной основе - обучающиеся инженерных классов получают денежное вознаграждение. Оно проходит в торжественной обстановке с приглашением представителей комбината «Уралэлектромедь» и Уральской горно - металлургической компании. В 2021, 2022, 2023, 2024 годах школа на уровне муниципалитета занимает лидирующие позиции по итогам профориентационной работы, образовательного проекта «Инженерная школа», и конкурса «Инженериада» и получает денежные сертификаты.

В образовательном учреждении активно ведется работа по ранней профессиональной ориентации. Ученики нашей школы становятся постоянными участниками всероссийского проекта «Билет в будущее», в рамках которого имеют уникальную возможность проходить профессиональные пробы на площадке исторического парка «Россия - моя история». В рамках предпрофильной подготовки образовательное учреждение сотрудничает с «Верхнепышминским механико-технологический техникум «Юность». Ежегодные встречи обучающихся 8-9 классов со студентами техникума на дне открытых дверей, на профпробах, на профориентационных классных часах, квестах способствуют правильному выбору рабочих профессий, востребованных на градообразующем предприятии. В среднем ежегодно около 30% обучающихся, которые по окончанию 9 класса принимают решение продолжать обучение в средне-специальных учреждениях, выбирают техникум «Юность» и колледж им. И.И. Ползунова.

На уровне среднего общего образования в образовательном учреждении в обязательном порядке на конкурсной основе комплектуется профильный технологический класс. Выпускники профильных технологических и естественнонаучных классов показывают высокие результаты на государственной итоговой аттестации. Так в 2024 году средний балл по физике равен 81 балл, по математике профильной 74 балла. В 2023 году продемонстрировали по физике результаты 100 и 99 баллов. Высокие баллы дали возможность нашим выпускникам поступить в самые престижные вузы России: ФГБОУ ВО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина"; НЧОУ ВО «ТУ УГМК»; ФГБОУ ВО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", МГУ;

ФГАОУ ВПО «Московский физико-технический институт (государственный университет)», МФТИ; ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"; ФГБОУ ВО "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I"; ФГБОУ ВО "Балтийский государственный технический университет ВОЕНМЕХ им. Д.Ф.Устинова"; ФГБОУ ВО "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России".

Результаты выпускников 2024 года в очередной раз подтверждают эффективность работы с профильными классами в нашем образовательном учреждении.

Данный факт не остался без внимания на уровне РФ и региона. По данным исследования рейтинговой группы RAEX на основании данных о количестве выпускников, поступивших в вузы на бюджет по конкурсу и по результатам олимпиад за несколько последних лет наше образовательное учреждение вошло в топ 300 лучших российских школ, заняв 153 позицию на уровне РФ и 5 на уровне региона. По Свердловской области в данном рейтинге оказались Гимназия 9, СУНЦ УрФУ, лицей 88, лицей 130, МАОУ «СОШ N 22» г. Верхняя Пышма.

В федеральном рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников в сфере «Технические, естественнонаучные направления и точные науки», 2024г. наша школа вошла в ТОП 100 лучших школ и заняла 87 позицию.

Желание познавать и общаться с учреждениями, реализующими подобные проекты, позволило нам на протяжении 7 лет (с 2017г.) работать в режиме Федеральной инновационной площадки по проблеме «Создание системы эффективной подготовки молодежи к инженерной деятельности», на первых порах с техническим университетом УГМК в качестве соисполнителей; с 2018 года работа Федеральной инновационной площадки по теме «Создание системы подготовки школьников к инженерной деятельности в общеобразовательной организации» (Приказ Министерства Просвещения России №318 от 18.12.2018). В настоящее время школа является экспериментальной площадкой Института воспитания Академии педагогических наук по проблеме «Эффективная подготовка молодежи к инженерно-технической деятельности». По этой теме в прошлом году вышла монография «Дидактические основы эффективной подготовки молодежи к инженерно-технической деятельности».

Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №1113-Д от 14.08.2024 года нашей школе присвоен статус инновационной площадке регионального уровня по направлению «Образовательный кластер как основа успешной подготовки обучающихся к инженерной деятельности». Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что профориентационную работу в рамках формирования инженерного мышления мы начинаем с начальной школы. Куратор этого направления доктор педагогических наук, профессор Зуев Петр Владимирович. С марта 2023 года наше учреждение также является инновационной площадкой федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания» г. Москва.

Территориальная расположенность способствует тесному сотрудничеству наших учеников со студентами технического университета УГМК. Это профориентационные классные часы, совместные мероприятия, день первокурсника, день открытых дверей, всероссийская акция «Вальс Победы».

Начиная с 2018 года, выпускники нашей школы ежегодно поступают в ТУ УГМК. Статистика показывает, что 90% выпускников выбирают ВУЗы технической и естественнонаучной направленности, из них 30% выбирают ТУ УГМК с целью пополнить ряды инженеров на градообразующем предприятии г. Верхняя Пышма.

Так в 2022 году выпускники первого пилотного инженерного класса получили дипломы о высшем образовании. Зыкова Евгения, Белекеев Михаил, Деревнин Кирилл получили дипломы с отличием и в настоящее время работают на комбинате «Уралэлктромедь».

По результатам целенаправленной совместной работы наши ученики являются победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников регионального уровня, победителями и призерами перечневых олимпиад всероссийского уровня, победителями и призерами регионального и всероссийского уровня турниров по биологии, физике, химии. По окончанию учебного года результат их работы отмечается премией Главы Городского округа. Высокие результаты учащихся школы стали возможны в рамках целостной системы подготовки школьников к инженерной деятельности. В настоящее время образовательное учреждение продолжает тесное сотрудничество со всеми своими партнерами по вопросам формирования инженерного мышления учащихся и надеется, что выстроенная система будет давать только положительные результаты.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 336 с.
  2. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.
  3. Артемов, Н.Е. История СССР с древнейших времен до XVIII в.: пособие для учителей / Н.Е.Артемов, В.И.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1959. – 383 с.
  4. Бабина, С.Н. Общетехнические дисциплины как образовательная модель интеграции технологического и естественнонаучного содержания образования / С.Н. Бабина // Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 4. – С. 74–77.
  5. Вознесенский, Н.А. Сочинения. 1931–1947 / Н.А.Вознесенский. – М.: Наука, 2018. – 644 с.
  6. Данилаев, Д.П. Технологическое образование и инженерная педагогика / Д.П.Данилаев, Н.Н.Маливанов // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 3. – С. 55–82.
  7. Дорожкин, Е.М. Проблемы высшего образования (статья-рецензия на книгу С.С.Набойченко «История высшей школы Свердловской области») / Е.М.Дорожкин, Н.К.Чапаев // Образование и наука. – 2015. – № 2. – С. 27–40.
  8. Зеер, Э.Ф. Основы профориентологии: учеб. пособие для вузов / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. – М.: Высшая школа, 2005. – 159 с.
  9. Зуев, П.В. Дидактические основы эффективной подготовки молодежи к инженерно-технической деятельности: монография / П.В.Зуев. – https://фб2.рф/didakticheskie-osnovy-effektivnoy-podgotovki-molodeghi-k-nbsp-inghenerno-tehnicheskoy-deyatelynosti--68362948/read/part-3 (дата обращения: 16.10.2023).
  10. Зуев, П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе: методическое пособие для учителей / П.В.Зуев, О.П.Мерзлякова. – 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017. – 101 с.
  11. Колпаков, С.В. Роль и место уральской металлургии в промышленном комплексе России и мира / С.В.Колпаков // 300 лет Уральской металлургии: труды международного конгресса, 4–5 октября 2001 г. / гл. ред. А.А.Козицын. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2001. – С. 10–17.
  12. Макаренко, Л.Ю. Преемственность лицея и вуза в процессе подготовки инженера / Л.Ю.Макаренко. – Новокузнецк, 2003. – 24 с.
  13. Похолков, Ю.П. Инженерное образование России: Проблемы и решения. Концепция развития инженерного образования в современных условиях / Ю.П.Похолков // Инженерное образование. – 2021. – № 30. – С. 97–106.
  14. Смирнов, И.П. Социальное партнерство: Что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко. – М.: Аспект, 2004. – 32 с.
  15. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 1633 с.
  16. Чиняков, О.Е. Роль учебной и производственной практики в формировании профессиональных компетенций / О.Е.Чиняков // Мир науки и образования. – 2017. – № 3. – С. 1–9.
  17. Шаповал, Ю.Р. Метапредметность в образовании. Актуальность и перспективы / Ю.Р.Шаповал // Вестник науки и образования. – 2019. – № 10. – С. 84–87