Использование несплошных текстов как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках химии

Разделы: Химия

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Нас окружает огромное количество различной информации, которое может быть представлено в форме сплошных и несплошных текстов. С таким большим объемом информации может справиться не каждый взрослый человек. А как же справиться, не только в рамках образовательного процесса, но, главнее всего, в жизни, обычному школьнику…

Учащийся должен научиться понимать информацию в различных видах, размышлять над ее содержанием, анализировать, извлекать главное, менять вид текста: сплошной в несплошной и наоборот, например, согласно сплошному тексту составить схему или с помощью таблицы составить текст в виде нескольких предложений.

У нас в химии «сплошные» несплошные тексты: это таблицы, схемы, формулы, уравнения. Чтобы их читать, необходимо знать и понимать химический язык.

При изучении химии, как только появляются несплошные тексты, учащиеся начинают испытывать трудности. Задача учителя: научить учащихся извлекать нужную информацию, используя несплошные тексты. Это особенно касается использования самых важных таблиц «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». Ведь именно они являются помощниками в познании химии, если школьник правильно научится извлекать информацию.

Примеры заданий по таблице Д.И.Менделеева:

1. Определите число элементарных частиц для четырех элементов, названных в честь стран.

Элемент

Число р+

Число ē

Число no

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Впишите недостающие данные в таблицу.

Элемент

Число р+

Число ē

Число no

Аr

 

8

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

56

    3. Определите, каким элементам соответствуют схемы расположения электронов.

    Какие еще виды несплошных текстов я использую для развития функциональной грамотности учащихся:

    1. Работа с диаграммами. Химия, как наука, неотъемлемо связана с математикой. Учащиеся, не только выполняют необходимые расчеты, но и сравнивают с диаграммами.

    2. Работа с таблицами.

    Одним из методов формирования функциональной грамотности является химический эксперимент, который позволяет решать исследовательские задачи.

    При выполнении практических работ учащиеся заносят свои результаты в таблицу. Я считаю, что это очень удобно.

    Вот пример такой таблицы для практической работы «Решение экспериментальных задач на определение веществ»

    Цель: экспериментальным путем определить вещества, выданные в пробирках с помощью предложенных реактивов.

    Вещества: HCl, NaOH, H2SO4

    Реактивы: индикатор лакмус (фенолфталеин), хлорид бария

    Цвет индикатора

    Среда раствора

    BaCl2

    Формула определяемого вещества

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Составить соответствующее уравнение реакции.

    3. Чтение этикеток. Умение сделать по данной информации соответствующие выводы.

    1) Почему пероксид водорода после вскрытия упаковки хранить можно 6 недель?

    2) Йод – какое вещество по агрегатному состоянию?

    Извлечение информации из сплошного текста. Использую прием «Паспорт вещества» (для старшеклассников).

    Использую также опорные схемы, конспекты, чтобы выделить самое главное.

    Таким образом, задания с несплошными текстами помогают активизировать работу учащихся, систематизировать деятельность в целом на уроках и при выполнении домашних заданий.