Нас окружает огромное количество различной информации, которое может быть представлено в форме сплошных и несплошных текстов. С таким большим объемом информации может справиться не каждый взрослый человек. А как же справиться, не только в рамках образовательного процесса, но, главнее всего, в жизни, обычному школьнику…
Учащийся должен научиться понимать информацию в различных видах, размышлять над ее содержанием, анализировать, извлекать главное, менять вид текста: сплошной в несплошной и наоборот, например, согласно сплошному тексту составить схему или с помощью таблицы составить текст в виде нескольких предложений.
У нас в химии «сплошные» несплошные тексты: это таблицы, схемы, формулы, уравнения. Чтобы их читать, необходимо знать и понимать химический язык.
При изучении химии, как только появляются несплошные тексты, учащиеся начинают испытывать трудности. Задача учителя: научить учащихся извлекать нужную информацию, используя несплошные тексты. Это особенно касается использования самых важных таблиц «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» и «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». Ведь именно они являются помощниками в познании химии, если школьник правильно научится извлекать информацию.
Примеры заданий по таблице Д.И.Менделеева:
1. Определите число элементарных частиц для четырех элементов, названных в честь стран.
Элемент |
Число р+ |
Число ē |
Число no |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Впишите недостающие данные в таблицу.
Элемент |
Число р+ |
Число ē |
Число no |
Аr |
|
8 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
56 |
3. Определите, каким элементам соответствуют схемы расположения электронов.
Какие еще виды несплошных текстов я использую для развития функциональной грамотности учащихся:
1. Работа с диаграммами. Химия, как наука, неотъемлемо связана с математикой. Учащиеся, не только выполняют необходимые расчеты, но и сравнивают с диаграммами.
2. Работа с таблицами.
Одним из методов формирования функциональной грамотности является химический эксперимент, который позволяет решать исследовательские задачи.
При выполнении практических работ учащиеся заносят свои результаты в таблицу. Я считаю, что это очень удобно.
Вот пример такой таблицы для практической работы «Решение экспериментальных задач на определение веществ»
Цель: экспериментальным путем определить вещества, выданные в пробирках с помощью предложенных реактивов.
Вещества: HCl, NaOH, H2SO4
Реактивы: индикатор лакмус (фенолфталеин), хлорид бария
№ | Цвет индикатора |
Среда раствора |
BaCl2 |
Формула определяемого вещества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составить соответствующее уравнение реакции.
3. Чтение этикеток. Умение сделать по данной информации соответствующие выводы.
1) Почему пероксид водорода после вскрытия упаковки хранить можно 6 недель?
2) Йод – какое вещество по агрегатному состоянию?
Извлечение информации из сплошного текста. Использую прием «Паспорт вещества» (для старшеклассников).
Использую также опорные схемы, конспекты, чтобы выделить самое главное.
Таким образом, задания с несплошными текстами помогают активизировать работу учащихся, систематизировать деятельность в целом на уроках и при выполнении домашних заданий.