Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 1


Цель урока:

  • создать условия для ознакомления знаний о звуках [к], [к’] и букве к;
  • умения соотносить звуки с буквой; формирования умения выполнять звуковой и сравнительный анализ слов; умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  • способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, мышления; зрительного восприятия.
  • содействовать воспитанию мотивации к учению.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Предметные:

  • Развивать умение различать в словах звук [к]; [к”]
  • Знать характеристику звуков [к]; [к”]
  • Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;
  • Развивать умение распознавать согласные буквы.

Познавательные УУД:

  • познакомить со звуками [к], [к'] и буквой К;
  • учить составлять план исследования звука;
  • определить место звуков в словах.

Регулятивные УУД:

  • учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;
  • использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
  • прилагать волевые усилия для достижения цели;
  • оценивать результаты своей работы;
  • анализировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • прививать навыки работы в группах;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • осознанно отвечать на вопросы учителя;
  • строить понятные для одноклассников высказывания;
  • задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;
  • формировать умения читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные УУД:

  • прививать интерес к учению.
  • устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в парах;
  • оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оборудование:

  • Учебник “Азбука”
  • Набор значков для звукового анализа слов
  • Лента букв.
  • Мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса настрой на урок.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА и представьте:

Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.

ОТКРЫЛИ ГЛАЗА.

Настроение ОТЛИЧНОЕ,
СПОКОЙНОЕ ИЛИ ХОРОШЕЕ.
ПЛОХОЕ.

Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.

II. Организация мотивации

- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)

- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)

- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)

III. Актуализация знаний

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь).

- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя).

- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).

- Ребята, я к вам шла, шла, буквы все с собой несла. Из корзинки растерялись. В кучу все в одну собрались.

- Давайте посмотрим на доску. (На доске две корзинки. Буквы ВРАЗБРОС -

- А, О, И, У,Ы

- Л, Т, С, Н)

- Как правильно их теперь в две корзинки разложить?

- Какие буквы в корзинке с красной лентой? (это буквы гласных звуков)

- А почему? Как узнали? Докажите. (- Гласные звуки произносятся голосом и при произношении не встречают преград. Образуют слог. Бывают ударные и безударные.)

- А какие буквы в корзинке с синей ленточкой (это буквы согласных звуков)

- Почему? Как узнали? (- При произнесении встречают во рту преграду или издают шум.)

IV. Постановка учебной задачи

- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.

Он пушистый, милый самый,
Любит рыбу и сметану.
С нами в доме он живет
Это наш любимец... (Кот)

Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)

(На доске картинки с изображением кота и кита.)

- Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([к], [к’])

- Кто догадался, какая тема урока?

– Давайте сформулируем тему и учебную задачу урока.

(– Познакомимся со звуками [к], [к’] и буквой, обозначающей их на письме. Будем читать слоги и слова с новой буквой.)

-Что объединяет отгадки? Кто догадался?

(Обе отгадки – про животных)

- А какие еще животные с новым звуком вы знаете?

(- Крот, крокодил, кенгуру)

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Знакомство со звуком К к, и его характеристика.

- Итак, мои сообразительные дети Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.

Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова кот, а вторая – кит.

(Два человека у доски)

Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.

(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)

- Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук К.

(– В слове кит звук [к’] мягкий, в слове кот – [к] твердый.

По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы.

- Согласным, твердым или мягким, глухим.)

На доске вывешивается карточка с изображением буквы К к.

Физкультминутка

Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Игра со звуками.

Поиграем! Определи твёрдость-мягкость.

Я буду называть слова, а вы показывать КУЛАЧОК – если первый звук в слове твёрдый, и МЯГКУЮ КИСТЬ РУКИ – если в слове первый звук мягкий.

– Если в слове первый звук твердый?

- Если мягкий?

Кот, корзинка, киви, крот, колобок, кит ,кенгуру, кепка, конфета.

Знакомство с буквой К

- Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (К) на письме?

- Для чего две буквы? (Буква «Ка» заглавная и строчная. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)

- Посмотрите на доску. Почему на картинке именно кенгуру?

- Итак, это буква К (ка)

– На что похожа буква (ка) К?

- Ну а теперь нужно нам поместить новую букву в корзинку.

- В какую корзинку мы ее положим?

(Вернуться на доске к первому слайду, поместить К в корзинку с синей ленточкой, потому что звук согласный).

- Найдите теперь ее в ленте букв и убедитесь в правильности своих ответов.

(Находят букву на ленте букв. Буква «КА» обозначает согласный звук, поэтому находится на ленте букв в синем месте; в нижнем ряду, потому что обозначает глухой звук.)

- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после согласной буквы Й).

V. Закрепление знаний и способов действий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

- Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили букву К.

Работа в парах.

- Найдите в предложении букву К. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.

(На доске предложение: Кира подарила Косте красивые карандаши.)

Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?

Физкультминутка

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Чтение слогов.

- А теперь пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой.

VII. Закрепление новых знаний

Чтение. Развитие речи.

- Откройте страницу 49.

Чтение слогов, слов, текста. Работа над многозначным словом «коса». Знаки препинания в конце предложений.

- А ведь гость буквы К – не простой кот, а сказочный.

- Он приготовил для нас задания.

Задания Кота в сапогах. Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке?

- Что изображено в верхнем левом углу? (Сказочный замок)

- Кого везут красивые белые кони? (Короля и принцессу)

- Какую беседу ведет кот с косарями?

- Чем косари косят траву?

- О чем он их просит? (Рассказывание сюжета сказки.)

Задания для групп: собрать слова, которые рассыпались.

  1. Коса, кино, окна
  2. Кони, усы, окуни
  3. Сани, сосна, сын
  4. Осы, Нина, усики
  5. Осина, Инна, нос
  6. Анна, окно, косы

VIII. Итог урока и рефлексия

1. Итог урока.

- С какими звуками вы познакомились на занятии? ([к] [к’])

- Звуки «([к] [к’])» гласные или согласные?

- Какой буквой обозначаются звуки ([к] [к’])?

Отвечают на вопросы.([к] [к’])

Согласный К.

2. Рефлексия.

- Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке.

Покажите это цветом, которым вы раскрасите букву К:

  • Зелёный - всё понравилось, все получилось, было легко
  • Синий - многое узнал, но получилось не все
  • Красный – ничего не запомнил, мне было тяжело.