Цель урока:
- создать условия для ознакомления знаний о звуках [к], [к’] и букве к;
- умения соотносить звуки с буквой; формирования умения выполнять звуковой и сравнительный анализ слов; умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
- способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, мышления; зрительного восприятия.
- содействовать воспитанию мотивации к учению.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Предметные:
- Развивать умение различать в словах звук [к]; [к”]
- Знать характеристику звуков [к]; [к”]
- Развивать умение проводить звуковой анализ и синтез;
- Развивать умение распознавать согласные буквы.
Познавательные УУД:
- познакомить со звуками [к], [к'] и буквой К;
- учить составлять план исследования звука;
- определить место звуков в словах.
Регулятивные УУД:
- учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;
- использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
- прилагать волевые усилия для достижения цели;
- оценивать результаты своей работы;
- анализировать свою работу.
Коммуникативные УУД:
- прививать навыки работы в группах;
- уметь слушать и понимать речь других;
- осознанно отвечать на вопросы учителя;
- строить понятные для одноклассников высказывания;
- задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;
- формировать умения читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные УУД:
- прививать интерес к учению.
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оборудование:
- Учебник “Азбука”
- Набор значков для звукового анализа слов
- Лента букв.
- Мультимедийная установка.
Ход урока
I. Организация начала урока
Проверка готовности класса настрой на урок.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА и представьте:
Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Я как разведчик всё замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
ОТКРЫЛИ ГЛАЗА.
Настроение ОТЛИЧНОЕ,
СПОКОЙНОЕ ИЛИ ХОРОШЕЕ.
ПЛОХОЕ.
Приветствуют. Садятся на свои места по рядам.
II. Организация мотивации
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)
- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)
- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)
III. Актуализация знаний
Мотивация учебной деятельности
- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь).
- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя).
- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений).
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).
- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).
- Ребята, я к вам шла, шла, буквы все с собой несла. Из корзинки растерялись. В кучу все в одну собрались.
- Давайте посмотрим на доску. (На доске две корзинки. Буквы ВРАЗБРОС -
- А, О, И, У,Ы
- Л, Т, С, Н)
- Как правильно их теперь в две корзинки разложить?
- Какие буквы в корзинке с красной лентой? (это буквы гласных звуков)
- А почему? Как узнали? Докажите. (- Гласные звуки произносятся голосом и при произношении не встречают преград. Образуют слог. Бывают ударные и безударные.)
- А какие буквы в корзинке с синей ленточкой (это буквы согласных звуков)
- Почему? Как узнали? (- При произнесении встречают во рту преграду или издают шум.)

IV. Постановка учебной задачи
- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.
Он пушистый, милый самый,
Любит рыбу и сметану.
С нами в доме он живет
Это наш любимец... (Кот)Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
Прячет ус во рту,
Растянулся на версту. (Кит)
(На доске картинки с изображением кота и кита.)
- Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([к], [к’])
- Кто догадался, какая тема урока?

– Давайте сформулируем тему и учебную задачу урока.
(– Познакомимся со звуками [к], [к’] и буквой, обозначающей их на письме. Будем читать слоги и слова с новой буквой.)
-Что объединяет отгадки? Кто догадался?
(Обе отгадки – про животных)
- А какие еще животные с новым звуком вы знаете?
(- Крот, крокодил, кенгуру)
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности
Знакомство со звуком К к, и его характеристика.
- Итак, мои сообразительные дети Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.
Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова кот, а вторая – кит.
(Два человека у доски)
Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.
(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)
- Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук К.
(– В слове кит звук [к’] мягкий, в слове кот – [к] твердый.

По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы.
- Согласным, твердым или мягким, глухим.)
На доске вывешивается карточка с изображением буквы К к.

Физкультминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Игра со звуками.
Поиграем! Определи твёрдость-мягкость.
Я буду называть слова, а вы показывать КУЛАЧОК – если первый звук в слове твёрдый, и МЯГКУЮ КИСТЬ РУКИ – если в слове первый звук мягкий.
– Если в слове первый звук твердый?
- Если мягкий?
Кот, корзинка, киви, крот, колобок, кит ,кенгуру, кепка, конфета.
Знакомство с буквой К
- Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (К) на письме?
- Для чего две буквы? (Буква «Ка» заглавная и строчная. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)
- Посмотрите на доску. Почему на картинке именно кенгуру?
- Итак, это буква К (ка)
– На что похожа буква (ка) К?
- Ну а теперь нужно нам поместить новую букву в корзинку.
- В какую корзинку мы ее положим?
(Вернуться на доске к первому слайду, поместить К в корзинку с синей ленточкой, потому что звук согласный).
- Найдите теперь ее в ленте букв и убедитесь в правильности своих ответов.
(Находят букву на ленте букв. Буква «КА» обозначает согласный звук, поэтому находится на ленте букв в синем месте; в нижнем ряду, потому что обозначает глухой звук.)
- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после согласной буквы Й).
V. Закрепление знаний и способов действий
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.
- Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили букву К.
Работа в парах.
- Найдите в предложении букву К. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.
(На доске предложение: Кира подарила Косте красивые карандаши.)
Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?
Физкультминутка
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)
Чтение слогов.
- А теперь пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой.

VII. Закрепление новых знаний
Чтение. Развитие речи.
- Откройте страницу 49.
Чтение слогов, слов, текста. Работа над многозначным словом «коса». Знаки препинания в конце предложений.
- А ведь гость буквы К – не простой кот, а сказочный.
- Он приготовил для нас задания.
Задания Кота в сапогах. Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке?
- Что изображено в верхнем левом углу? (Сказочный замок)
- Кого везут красивые белые кони? (Короля и принцессу)
- Какую беседу ведет кот с косарями?
- Чем косари косят траву?
- О чем он их просит? (Рассказывание сюжета сказки.)
Задания для групп: собрать слова, которые рассыпались.
- Коса, кино, окна
- Кони, усы, окуни
- Сани, сосна, сын
- Осы, Нина, усики
- Осина, Инна, нос
- Анна, окно, косы
VIII. Итог урока и рефлексия
1. Итог урока.
- С какими звуками вы познакомились на занятии? ([к] [к’])
- Звуки «([к] [к’])» гласные или согласные?
- Какой буквой обозначаются звуки ([к] [к’])?
Отвечают на вопросы.([к] [к’])
Согласный К.

2. Рефлексия.
- Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке.
Покажите это цветом, которым вы раскрасите букву К:
- Зелёный - всё понравилось, все получилось, было легко
- Синий - многое узнал, но получилось не все
- Красный – ничего не запомнил, мне было тяжело.