Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 1

Ключевые слова: согласные звуки


Цель урока:

  • cоздать условия для ознакомления знаний о звуках [п], [п’] и букве п;
  • умения соотносить звуки с буквой;
  • формирования умения выполнять звуковой и сравнительный анализ слов; умения читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  • cпособствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти, мышления; зрительного восприятия.
  • cодействовать воспитанию мотивации к учению.

Тип урока: Решение учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • познакомить со звуками [п], [п'] и буквой П;
  • учить составлять план исследования звука;
  • определить место звуков в словах.

Регулятивные УУД:

  • учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;
  • использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
  • прилагать волевые усилия для достижения цели;
  • оценивать результаты своей работы;
  • анализировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

  • прививать навыки работы в группах;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • осознанно отвечать на вопросы учителя;
  • строить понятные для одноклассников высказывания;
  • задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;
  • формировать умения читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные УУД:

  • прививать интерес к учению.

Оборудование:

  • Учебник “Азбука”
  • Набор значков для звукового анализа слов
  • Лента букв.
  • Мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса настрой на урок.

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Давайте с вами начнём наш урок с улыбки. Повернитесь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. (Приветствуют учителя. Эмоциональный настрой).

II. Организация мотивации

- Чему мы учимся на уроках чтения? (Изучаем буквы, звуки, учимся читать.)

- А зачем нам нужно уметь читать? (Чтобы быть грамотными, много знать…)

- Что или кто вам помогает в этом? (Учитель, учебник» Азбука»…)

III. Актуализация знаний

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, давайте с вами вспомним что такое РЕЧЬ? (Все, что мы говорим – речь. Слушание, говорение, чтение, письмо – это речь).

- Какие виды речи вы знаете? (Устная речь, письменная речь и речь про себя).

- Из чего состоит речь? (Речь состоит их предложений).

- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).

- Из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).

- Ребята, я к вам шла, шла, буквы все с собой несла. Из корзинки растерялись. В кучу все в одну собрались.

- Давайте посмотрим на доску. (На доске две корзинки. Буквы ВРАЗБРОС -

- А, О, И, У, Ы

- В, Р, Л, Т, К, С, Н)

- Как правильно теперь в две корзинки разложить буквы?

- Какие буквы в корзинке с красной лентой? (- это буквы гласных звуков)

- А почему? Как узнали? Докажите. (- Гласные звуки произносятся голосом и при произношении не встречают преград. Образуют слог. Бывают ударные и безударные.)

- А какие буквы в корзинке с синей ленточкой (это буквы согласных звуков)

- Почему? Как узнали? (- При произнесении встречают во рту преграду или издают шум.)

IV. Постановка учебной задачи

- Чтобы узнать, какая тема сегодняшнего урока, давайте отгадаем загадки.

Он программы пишет-пишет,
За компьютером сидит,
Все эмоции здесь лишни –
Лишь исходный код твердит. (Программист)

Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас …(Пилот)

(На доске картинки с изображением программиста и пилота.)

- Какой первый звук вы сейчас произнесли в отгадках? ([п], [п’])

- Кто догадался, какая тема урока?

– Давайте сформулируем тему и учебную задачу урока.

(– Познакомимся со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на письме. Будем читать слоги и слова с новой буквой.)

- Что объединяет отгадки? Кто догадался?

(Обе отгадки - Название профессий)

- А какие еще профессии с новым звуком вы знаете?

(- Парикмахер, продавец, повар)

- А чтобы стать хорошим профессионалом, что надо делать?

(- Хорошо учиться)

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Знакомство со звуком П п, и его характеристика.

- Сейчас вы побудете маленькими исследователями. Все исследователи разделятся на группы.

Задача каждой группы – сделать звуко-буквенный анализ слов и охарактеризовать новый звук. Первая группа делает схему слова программист, а вторая – пилот.

(два человека у доски)

Схему своего слова вы должны выложить перед собой на партах.

(Работают в группах, рассматривают картинку, работают со схемой слова, выполняют слого-звуковой анализ слова.)

- Итак, давайте сделаем вывод, каким бывает звук П.

(– В слове пилот звук [п’] мягкий, в слове повар – [п] твердый.

По завершению времени заслушиваются ответы детей из каждой группы

- Согласным, твердым или мягким, глухим.)

На доске вывешивается карточка с изображением буквы П п.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)

Игра «хлопок-кулачок»

Поиграем! Определи твёрдость-мягкость.

Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый - стучим кулачком. Если мягкий -хлопаем в ладоши. (Слова: плот, пилка, повар, пена, пилот, пыль, песня, полка, письмо.)

Знакомство с буквой П.

- Ребята, а может кто-то знает, какой буквой обозначается звук (п) на письме?

- Для чего две буквы? (Буква «Пэ» заглавная и строчная. Ответы детей. Высказывают свои предположения.)

- Посмотрите на доску. Почему на картинке именно петух?

- Итак, это буква П (пэ)

– На что похожа буква (пэ) П?

- Ну а теперь нужно нам поместить новую букву в корзинку.

- В какую корзинку мы ее положим?

(Вернуться на доске к первому слайду, поместить П в корзинку с синей ленточкой, потому что звук согласный).

- Найдите теперь ее в ленте букв и убедитесь в правильности своих ответов.

(Находят букву на ленте букв. Буква «ПЭ» обозначает согласный звук, поэтому находится на ленте букв в синем месте; в нижнем ряду, потому что обозначает глухой звук.)

- А теперь найдите ее в алфавите и скажите, после какой буквы она стоит. (Находят в алфавите, после гласной буквы О).

VI. Закрепление знаний и способов действий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.

- Теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили букву П.

Работа в парах.

- Найдите в предложении букву П. Если она обозначает мягкий звук обведите её зелёным карандашом, если твёрдый – синим.

(На доске предложение: Полина подарила Пете пенал.)

Проверка. Сколько всего букв нашли. Сколько обвели зелёным? синим?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Чтение слогов

- А теперь пришло время научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Чтение. Развитие речи.

- Откройте страницу 83.

- Прочитаем текст.

- О ком идёт речь?

- Где можно увидеть, как работает повар?

- Давайте представим, что мы повара, сварим суп, какие овощи мы в него положим?

- Как зовут повара из нашего текста?

- Как пишутся имена? Вспомним правило.

(Читают текст по предложению. Отвечают на вопросы.)

- Составим схему предложения: Елена Петровна варит суп.

(Один ребенок у доски). Проверка.

Игра «Расколдуй слова»

- Ребята, а теперь побудем с вами волшебниками, поиграем в игру – расколдуй слова. Прочитайте слоги в первом ряду: ПО ПИ ПА ПЕ

- Назовите твёрдые слоги. Мягкие. Эти слоги являются началом слов. Подберите к ним слоги из второго ряда так, чтобы получились слова. ЛЕ ЛА ПА НА

(Поле, пила, папа, пена)

VII. Рефлексивно-оценочный

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

- Посмотрите на парты, у вас лежат осенние листочки, оценим свою работу на уроке: поднимете зеленый листочек, если всё удалось и понравилось, жёлтый, если что-то не получалось, красный, если было скучно и непонятно.

(Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке с использованием осенних листочков деревьев.)

– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока? Тогда улыбнитесь еще раз друг другу и поднимете солнышко, если у вас остались хорошие эмоции от урока, кому было скучно – поднимите тучку.

(На доске солнышко и тучка. Можно по общему решению класса тучку удалить).

– Спасибо за урок.