Урок-игра "Математическая экспедиция"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Технологическая карта открытого занятия по математике

Учебная дисциплина: СОО.01.06 Математика.

Специальность: 49.02.01. Физическая культура.

Формируемые компетенции:

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ПК 1.1 Планировать и анализировать физкультурно-спортивную работу
ПК 2.3 Оформлять результаты методической и исследовательской деятельности в виде выступлений, докладов, отчетов.

Тип занятия: комбинированный.

Форма занятия: урок-игра (по мотивам игры-ходилки).

Цели урока:

  • Образовательные: повторить, совершенствовать ключевые знания, умения и навыки, познакомить с фактами и великими личностями в истории развития математики.
  • Развивающие: способствовать развитию памяти, мыслительной деятельности, аналитического мышления, смекалки, эмоционального восприятия математических объектов, умений применять знания для решения практических задач, способствовать развитию познавательного интереса к предмету, развитию речи, овладения языком математики и математической культурой как средством познания мира.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию чувств дружественной атмосферы, взаимоуважения, формированию познавательной активности, внимательности, способствовать формированию умений вступать в диалог, работать в группе, умений выступать перед аудиторией, формированию представлений о математике как части общечеловеческой культуры.

Задачи:

  • Повторить и закрепить основные математические понятия и способы решения задач;
  • Показать применение математики в различных областях деятельности и в окружающем мире, ее практическую значимость и эстетическую красоту;
  • Познакомить с выдающимися учеными в истории развития математики и интересными историческими фактами возникновения математических понятий и объектов.
  • Повысить познавательный интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся.

Методы обучения: Словесный, наглядный, частично-поисковый.

Образовательные технологии: развитие критического мышления, интерактивных методов и приемов организации учебной деятельности, системно-деятельностный подход.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: игровое поле, игральный кубик, раздаточный материал (карточки с задачами, справочные памятки), компьютер, проектор, презентация.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Метапредметные

Личностные

Распознавать изученные геометрические фигуры, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач.
Решать задачи на вычисление длин отрезков и величин углов. Владеть понятием средней линии треугольника и трапеции, применять их свойства при решении геометрических задач. Пользоваться теоремой Фалеса и теоремой о пропорциональных отрезках, применять их для решения практических задач. Проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем.
Решать задачи на клетчатой бумаге.
Проводить вычисления и находить числовые и буквенные значения углов в геометрических задачах с использованием суммы углов треугольников и многоугольников, свойств углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей. Решать практические задачи на нахождение углов.
Пользоваться теоремой Пифагора для решения геометрических и практических задач. Формулировать определения окружности и круга, хорды и диаметра окружности, пользоваться их свойствами. Уметь применять эти свойства при решении задач.
Вычислять (различными способами) площадь треугольника и площади многоугольных фигур.
Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, выполнять вычисления с иррациональными числами.
Находить значения степеней с целыми показателями и корней, вычислять значения числовых выражений.
Распознавать функции изученных видов.
Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения.
Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными.

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; проводить самостоятельно доказательства математических утверждений, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные суждения и выводы; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Регулятивные УУД: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов; владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, данных, найденных ошибок, выявленных трудностей.
Коммуникативные УУД: представлять результаты решения задачи; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей.

готовность и способность к математическому образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений;
понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира;
готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.

Ход занятия

Сравнение математических фигур и величин служат
материалом для игр и обучения мудрости.
И.Г.Песталоцци

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент и мотивация к деятельности

– Здравствуйте, уважаемые обучающиеся и гости! Сегодня у нас открытое занятие по математике, которое продолжает проходящую у нас в училище неделю общеобразовательных дисциплин.
Как сказал великий педагог Песталоцци «Сравнение математических фигур и величин служат материалом для игр и обучения мудрости», поэтому мы сегодня с вами поиграем, используя эти математические фигуры и величины и, надеюсь, взрастим в каждом из нас эту мудрость, решая математические задачи, и познавая много нового и интересного.
Наша игра называется «Математическая экспедиция». Экспедиция предполагает посещение отдаленных, труднодоступных или малоизученных мест. Основана на командной работе и сотрудничестве между участниками. Открывает перед путешественниками непознанные уголки и позволяет преодолеть свои ограничения, дарит незабываемые впечатления и ощущение глубокой связи с окружающим миром. Математическая экспедиция подразумевает путешествие с целью более глубокого изучения и познания науки математики, ее понятий и объектов, изучение исторических аспектов развития математики, и ее значения в современном мире. С правилами игры «Математическая экспедиция» вы можете ознакомиться, они указаны в Маршрутном Путеводителе, здесь также указаны все знаки и их обозначения, используемые на игровом поле. Вы уже поняли, что игра у нас по мотивам детской игры-ходилки.
У нас будут две команды – это представители 101 и 102 групп, каждая отправится по своему маршруту, который пока неизвестен, дан только в общих чертах на игровом поле (Приложение 2). А вот какие конкретно посетит каждая команда достопримечательности и какие задания будет выполнять, это они узнают в ходе игры, бросая кубик.
Кто будет ходить первым, мы тоже узнаем с помощью кубика. Задача работать внимательно, организованно в команде, ходить только по очереди, и не нарушать правила игры. Желаем всем успехов!

Приветствуют преподавателя, настраиваются на работу, знакомятся с правилами игры, читают Маршрутный путеводитель.

Игра «Математическая экспедиция»

Контролирует и координирует ход игры, управляя презентацией, контролирует правильность выполнения задания.

Разыгрывают очередность хода, начинают ходить и выполнять задания. Выигрывает та команда, которая приходит к финишу первой и выполняет при этом все задания.

Подведение итогов занятия.
Рефлексия

Подведение итогов игры, награждение победителей, объявление благодарности участникам и объявление победителей олимпиады, награждение.
Выразите свое мнение об этом уроке, в карточках у вас на столе закончите предложения и обведите один из смайликов.
А в заключение хотим вам пожелать каждому самому решать задачи, ибо как сказал математик Айвен Нивен:
«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»

После подведения итогов и награждения выражают свое мнение, понравился ли им урок: «Закончи предложение»
1. Сегодня на занятии мне было сложно…
2. Сегодня на занятии мне было легко…
3. Сегодня на занятии мне понравилось…
4. Свою работу на занятии я бы оценил на …, потому что …