Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Алгоритмы решения олимпиадных задач»

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования направлена на развитие интереса к естественным наукам, развитию кругозора, творческих способностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы, установление связи знаний с ситуациями из повседневной жизни, знакомство с методами и алгоритмами решения задач.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она позволяет обучающимся ознакомиться со многими вопросами естественных наук, развивает умение логически мыслить, делать выводы, обобщения, знакомит с различными методами и алгоритмами решения задач. Создание условий для повышения мотивации к обучению математике.

Цель программы: развитие мышления и исследовательских умений обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • развить мыслительные навыки в самом их широком понимании (умение думать, размышлять, анализировать, искать аналогии);
  • познакомить с основными способами моделирования учебных задач;
  • овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
  • учить грамотной речи, умению обобщать и делать выводы;
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  • показать широту применения естественных наук в жизни;

Развивающие:

  • повысить интерес к естественным наукам;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные:

  • воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
  • формировать мировоззрение обучающихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
  • развить пространственное воображение;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
  • воспитать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что, программа позволяет обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности; способствует формированию логического мышления; умению решать задачи различного уровня сложности, участвовать в олимпиадах, играх, конкурсах.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она содержит материал занимательного и практического характера, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами естественных наук. Решение задач способствует развитию логического мышления, мыслительных операций и интеллектуальному развитию. Большое внимание уделяется развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие и практические задачи. Данная программа способствует подготовке обучающихся к участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Адресат программы. Программа предназначена для освоения обучающимися 11-12 лет.

Объем и срок освоения программы

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Методы и алгоритмы решения олимпиадных задач» - 72 часа (1 год).

Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.

Дистанционная форма обучения возможна в разделах программы при закреплении тем, а также для получения дополнительного информационного и практического материала по пройденным темам и может включать: презентации, справочники, задания, практические работы, тесты. Также дистанционная форма предполагает организацию материала с целью реализации уровневой дифференциации.

Особенности организации образовательного процесса

Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся одного возраста. Состав группы - постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Режим занятий один раз в неделю 2 часа (продолжительность одного занятия составляет 2*40' минут с 10 минутным перерывом).

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

В результате обучения обучающиеся должны:

знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • знать особенности методики решения задач различного типа;
  • приемы исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях.

уметь:

  • определять тип задачи, находить наиболее рациональные способы решения задач;
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики;
  • анализировать текст задачи;
  • решать задачи повышенной трудности (олимпиадные).

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • журнал посещаемости;
  • аналитический материал;
  • материалы анкетирования, тестирования;
  • фото, видеоматериалы;
  • статьи;
  • анкеты – отзывы на пройденный курс.

Материально-техническое обеспечение программы. - Компьютерный класс №1 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor

Кадровое обеспечение. Реализовывать данную общеобразовательную общеразвивающую программу может педагог дополнительного образования, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы, владеющий компетенциями, необходимыми для организации занятий обучающихся, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический; частично-поисковый, исследовательский проблемный; дискуссионный, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, лекция, практическое занятие, тест, самостоятельная работа.

Список литературы для педагога

  1. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике/ Э.Н.Балаяню – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 364, [1]с. : ил. – (Библиотека учителя).
  2. Блинков А.Д., Блинков Ю.А. Геометрические задачи на построение – 2-е изд., стереот. - М.: МЦНМО, 2012.- 152 с.: ил.
  3. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
  4. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2002.–.120 с.: ил.
  5. Серия: «Секреты преподавания математики».
  6. Крамор В.С. Задачи на составление уравнений и методы их решения /В.С.Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. — 256 с.: ил. — (Школьный курс математики).
  7. Фридман Д.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред, шк, — 3-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Жалпанова Л. Ж. Геометрия за 24 часа/ Л.Ж.Жалпанова, О.А.Калинина, Г.Н.Мальянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 303, [1] с. – (Абитуриент)
  2. Петраков И.С. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
  3. Фридман Д.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред, шк, — 3-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.