Цель:
- способствовать развитию вычислительных навыков, умений решать задачи на движение;
- закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием);
- развивать логическое мышление учащихся;
- формирование потребностей соблюдения ПДД.
Тип урока: закрепление знаний и способов действий.
Задачи:
- Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
- Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями.
- Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.
Планируемые результаты:
- Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.
- Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать свою деятельность; умеют вступать в речевое общение.
- Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.
методы и формы обучения:
- Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
- Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office PowerPoint, учебник «Математика 4 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, рабочая тетрадь «Математика 4 класс» С.И.Волкова, рабочая тетрадь «Готовимся к ВПР» 4 класс, электронное приложение к учебнику «Математика 4 класс» М.И.Моро.
Ход урока
I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов. Прошу садиться.
Учитель настраивает детей на продуктивную работу, создаёт доброжелательную атмосферу с помощью стихотворения:
(Дети принимают позицию учителя, участвуют в создании доброжелательной атмосферы.)
- Начнем наш урок словами: (слайд 1)
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» (хором)
- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. Для этого нам понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться со всеми возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Работать мы будем все вместе, поэтому прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Только так мы можем все преодолеть и добиться успеха.
- Запишите в тетрадях число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания
(слайд 2)
- Для начала проверим ваше домашнее задание. Какую работу вы выполняли дома? (Мы решали задачу №23 на стр.7 учебника.)
- Карточками показываем результаты работы. Вижу, что вы справились.
- Что в задаче было известно? (В задаче известно время решения задач и примеров.)
- Что неизвестно и о чем спрашивалось? (В задаче спрашивается: во сколько раз больше занимало время решения задачи, чем решение примера?)
- Кто прочитает решение задачи?
1) 24:2=12 (мин.) - время, потраченное на 1 задачу.
2) 18:3=6 (мин.) - время, потраченное на 1 пример.
3) 12:6=2 (р.) - на столько больше.
Ответ: в 2 раза больше.
(Самооценка по карте Движения.)
III. Актуализация знаний
А) Математическая разминка. (слайд 3)
- А сейчас поработаем устно. Первое задание.
- Найдите значения выражений по цепочке.
Б) Работа с величинами. (слайд 4)
- Какая величина здесь лишняя? (15ч.)
- Почему вы так думаете?
В) Арифметический диктант. (слайды 5,6,7)
- Выполним арифметический диктант.
- Внимательно слушайте каждое задание и запишите в тетрадях значения в сточку через запятую.
- А сейчас распределите ответы в порядке возрастания и посмотрите, какое слово у вас получится. (Движение)
(Самооценка по карте Движения.)
Г) Повторение пройденного. (слайд 8)
- Вспомним, что же такое движение? (Движение – это перемещение в определенном направлении.)
- Процесс движения мы описываем скоростью, временем, расстоянием. (слайд 9)
- Рассмотрите внимательно единицы измерения величин и скажите, какие из них не используются в задачах на движение.
- Разделите данные величины на 3 группы и запишите в тетрадях. (слайд 10)
(Работа в парах)
- На какие группы вы разделили данные единицы измерения? (По величинам: скорость, время, расстояние.)
- Сейчас проверим результаты работы. И оценим себя. (Самооценка по карте.)
(слайд 11)
IV. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока
(слайд 12)
- Откройте учебники на странице ...
- Рассмотрите таблицу.Какие задачи можно составить по данной таблице?(Взаимообратные)
- Почему так решили?
- Составим задачи по краткой записи и решим их. О каком объекте может идти речь? (Задачи можно составить об автобусе, поезде, автомобиле)
Воспитательный момент.
- А что обязательно нужно знать и водителю, и пешеходу, и пассажиру при движении? (Повторение ПДД на дорогах,)
- Какую составим первую задачу? И как её решим?
- Кто составит вторую задачу?
- А кто составит и решит третью задачу?
- Посмотрите на решения трёх задач. Какую закономерность заметили? На какую связь похожи составленные решения?
- На какую связь похожа закономерность в решениях этих задач? (На связь чисел при умножении и делении: «Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель»).
- Чем являются в задачах числа решений?(Величинами: скорость, время, расстояние.)
На слайде появляются формулы (законченный вид)
- Сформулируйте эту же зависимость для данных величин. (Формулируют зависимость между величинами, опираясь на формулы)
- Для чего мы рассмотрели эту связь между скоростью, временем и расстоянием?
- Какая задача стоит сегодня перед нами?(Формулируют задачу урока
- Научиться составлять и решать задачи на движение с опорой на зависимость между скоростью, временем и расстоянием.)
На доску прикрепляют формулы с целью дальнейшей опоры на них в ходе урока.
- Теперь мы видим, что величины скорость, время, расстояние связаны между собой.
V. Первичное закрепление в знакомой и в изменённой ситуациях
А) Решение составной задачи на движение № 31 (фронтальная работа)
Задача №31 стр.8
- Найдите в учебнике задача №31
а) Знакомство с текстом задачи.
- Работают над задачей
- Чтение про себя.
- Чтение вслух (один из детей)
б) Анализ задачи:
- О чём задача? (О грузовой машине.)
- О каких величинах идёт речь в задаче? (О скорости, времени, расстоянии.)
- Что известно и что надо узнать в задаче?
Запишем задачу кратко.
Один ученик выполняет краткую запись на доске, остальные в тетради:
s = 240 км
t= ? ч (с 7ч до 13 ч)
v= ? км/ч
Дети повторяют задачу по краткой записи.
- Как предлагаете решить задачу?
Дети записывают решение задачи в тетрадь:
13 – 7 = 6 (ч) – время движения.
240: 6 = 40 (км/ч) – скорость машины.
Ответ: скорость грузовой машины 40 км/ч.
- Во сколько действий решалась задача? (В два.)
- Какой вывод можно сделать? (Задачи на движение могут быть не только простыми, но и составными.)
- Что общего между простыми и составными задачами на движение?
(И в тех, и в других есть взаимосвязанные величины: скорость, время, расстояние.)
VI. Физминутка
VII. Закрепление материала
а) Работа с ИД. (Задание № 1,2)
- А сейчас выполним задание с помощью нашей волшебной доски.
- Соедини условие задачи с ее решением.
- Кто пойдет к доске?
б) Выполнение заданий в рабочей тетради.
(Коллективное выполнение.)
№20, стр.9.
- Откройте рабочие тетради на стр. 9, №20
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать в задаче?
- Как ответим на первый вопрос?
- Как ответим на второй вопрос?
в) Выполнение задачи из ВПР.
№ 4, стр.21.
- Прочтите условие задачи.
- Про что данная задача?
- Что нужно известно в задачах?
- Что необходимо найти?
- Вспомните цепочку рассуждений при решении задачи.
- Выполните задание самостоятельно.
(Взаимопроверка. Самооценка по карте Движение.)
г) Тест (Проверка с доской. Самооценка по карте Движения.)
VIII. Итог урока. Рефлексия. Оценка работы
- Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать как связаны между собой величины: скорость, время и расстояние).
- Достигли мы цели?
- А как эти величины связаны между собой?
- Какое из заданий урока было для вас самым трудным? Самым интересным?
- Посмотри на свои карты ДВИЖЕНИЯ.
- Посчитай каких цветных кружков больше. Выставь себе итоговую оценку за урок.
Самооценка. - Оцените свою работу на уроке и поставьте общий балл за свою работу.
- Хорошо. Спасибо всем за работу.
Мое оценивание.
- все отлично - «5»- …………
- хорошо – «4» - …………..
- надо чуть – чуть постараться – …………..
IX. Домашнее задание
Стр.8 №32,33. +ВПР: стр.21, №5,6.
- Запишите домашнее задание в дневники.
X. Воспитательный момент. Раздача буклетов по ПДД
- Сегодняшний урок – лишь малая часть того большого пути, движения в изучении математики, который вы пройдёте в своей жизни. Желаю вам пройти этот длинный путь, с максимальной осторожностью на долгие годы! Призываю всех к соблюдению ПДД!
Каждому из нас ежедневно приходится переходить дорогу, иногда пользоваться общественным транспортом. Всё это делает нас участниками Дорожного Движения. И любое, даже незначительное, нарушение Правил Дорожного Движения может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого избежать, надо обязательно знать и выполнять Правила Дорожного Движения.
- В память о сегодняшнем уроке и о нас юные инспектора движения хотят подарить нам красивые буклеты.
Чтобы путь был безопасным
И учеба не напрасной,
Знать вам надо без сомнения
Математику и правила движения!Чтобы вам, друзья, помочь
Путь пройти опасный,
Горит всегда - и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!Чтобы жить, не зная огорченья,
чтоб бегать, прыгать и летать,
ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать!