Отрытый урок математики в 4-м классе на тему «Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием»

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4

Ключевые слова: задачи на движение


Цель:

  • способствовать развитию вычислительных навыков, умений решать задачи на движение;
  • закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем, расстоянием);
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • формирование потребностей соблюдения ПДД.

Тип урока: закрепление знаний и способов действий.

Задачи:

  • Создать условия для осознания детьми зависимости между величинами, характеризующими движение тел — скоростью, временем и расстоянием.
  • Отрабатывать вычислительные навыки, обучать детей работе с графическими моделями.
  • Развивать познавательную активность детей, способности к самооценке и самоконтролю, формировать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: способствовать формированию мотивации обучения, заинтересованности в расширении получаемых математических знаний, готовности использовать математические знания в учебной деятельности и при решении задач.
  • Метапредметные: способствовать развитию умения ставить вопросы, сравнивать, делать выводы, видеть математическую задачу в окружающей жизни, оценивать свою деятельность; умеют вступать в речевое общение.
  • Предметные: знать понятие скорости, уметь решать задачи на нахождение скорости движения по известным расстоянию и времени движения; закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления, знание единиц длины и времени.

методы и формы обучения:

  • Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
  • Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office PowerPoint, учебник «Математика 4 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, рабочая тетрадь «Математика 4 класс» С.И.Волкова, рабочая тетрадь «Готовимся к ВПР» 4 класс, электронное приложение к учебнику «Математика 4 класс» М.И.Моро.

Ход урока

I. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Улыбнемся друг другу и пожелаем успехов. Прошу садиться.

Учитель настраивает детей на продуктивную работу, создаёт доброжелательную атмосферу с помощью стихотворения:

(Дети принимают позицию учителя, участвуют в создании доброжелательной атмосферы.)

- Начнем наш урок словами: (слайд 1)

Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» (хором)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие к вершине Знаний. Для этого нам понадобятся все ваши знания и умения, чтобы справиться со всеми возможными препятствиями, которые могут встретиться на нашем пути. Работать мы будем все вместе, поэтому прошу быть внимательными, доброжелательными друг к другу. Только так мы можем все преодолеть и добиться успеха.

- Запишите в тетрадях число, классная работа.

II. Проверка домашнего задания

(слайд 2)

- Для начала проверим ваше домашнее задание. Какую работу вы выполняли дома? (Мы решали задачу №23 на стр.7 учебника.)

- Карточками показываем результаты работы. Вижу, что вы справились.

- Что в задаче было известно? (В задаче известно время решения задач и примеров.)

- Что неизвестно и о чем спрашивалось? (В задаче спрашивается: во сколько раз больше занимало время решения задачи, чем решение примера?)

- Кто прочитает решение задачи?

1) 24:2=12 (мин.) - время, потраченное на 1 задачу.

2) 18:3=6 (мин.) - время, потраченное на 1 пример.

3) 12:6=2 (р.) - на столько больше.

Ответ: в 2 раза больше.

(Самооценка по карте Движения.)

III. Актуализация знаний

А) Математическая разминка. (слайд 3)

- А сейчас поработаем устно. Первое задание.

- Найдите значения выражений по цепочке.

Б) Работа с величинами. (слайд 4)

- Какая величина здесь лишняя? (15ч.)

- Почему вы так думаете?

В) Арифметический диктант. (слайды 5,6,7)

- Выполним арифметический диктант.

- Внимательно слушайте каждое задание и запишите в тетрадях значения в сточку через запятую.

- А сейчас распределите ответы в порядке возрастания и посмотрите, какое слово у вас получится. (Движение)

(Самооценка по карте Движения.)

Г) Повторение пройденного. (слайд 8)

- Вспомним, что же такое движение? (Движение – это перемещение в определенном направлении.)

- Процесс движения мы описываем скоростью, временем, расстоянием. (слайд 9)

- Рассмотрите внимательно единицы измерения величин и скажите, какие из них не используются в задачах на движение.

- Разделите данные величины на 3 группы и запишите в тетрадях. (слайд 10)

(Работа в парах)

- На какие группы вы разделили данные единицы измерения? (По величинам: скорость, время, расстояние.)

- Сейчас проверим результаты работы. И оценим себя. (Самооценка по карте.)

(слайд 11)

IV. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока

(слайд 12)

- Откройте учебники на странице ...

- Рассмотрите таблицу.Какие задачи можно составить по данной таблице?(Взаимообратные)

- Почему так решили?

- Составим задачи по краткой записи и решим их. О каком объекте может идти речь? (Задачи можно составить об автобусе, поезде, автомобиле)

Воспитательный момент.

- А что обязательно нужно знать и водителю, и пешеходу, и пассажиру при движении? (Повторение ПДД на дорогах,)

- Какую составим первую задачу? И как её решим?

- Кто составит вторую задачу?

- А кто составит и решит третью задачу?

- Посмотрите на решения трёх задач. Какую закономерность заметили? На какую связь похожи составленные решения?

- На какую связь похожа закономерность в решениях этих задач? (На связь чисел при умножении и делении: «Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель»).

- Чем являются в задачах числа решений?(Величинами: скорость, время, расстояние.)

На слайде появляются формулы (законченный вид)

- Сформулируйте эту же зависимость для данных величин. (Формулируют зависимость между величинами, опираясь на формулы)

- Для чего мы рассмотрели эту связь между скоростью, временем и расстоянием?

- Какая задача стоит сегодня перед нами?(Формулируют задачу урока

- Научиться составлять и решать задачи на движение с опорой на зависимость между скоростью, временем и расстоянием.)

На доску прикрепляют формулы с целью дальнейшей опоры на них в ходе урока.

- Теперь мы видим, что величины скорость, время, расстояние связаны между собой.

V. Первичное закрепление в знакомой и в изменённой ситуациях

А) Решение составной задачи на движение № 31 (фронтальная работа)

Задача №31 стр.8

- Найдите в учебнике задача №31

а) Знакомство с текстом задачи.

  • Работают над задачей
  • Чтение про себя.
  • Чтение вслух (один из детей)

б) Анализ задачи:

- О чём задача? (О грузовой машине.)

- О каких величинах идёт речь в задаче? (О скорости, времени, расстоянии.)

- Что известно и что надо узнать в задаче?

Запишем задачу кратко.

Один ученик выполняет краткую запись на доске, остальные в тетради:

s = 240 км

t= ? ч (с 7ч до 13 ч)

v= ? км/ч

Дети повторяют задачу по краткой записи.

- Как предлагаете решить задачу?

Дети записывают решение задачи в тетрадь:

13 – 7 = 6 (ч) – время движения.

240: 6 = 40 (км/ч) – скорость машины.

Ответ: скорость грузовой машины 40 км/ч.

- Во сколько действий решалась задача? (В два.)

- Какой вывод можно сделать? (Задачи на движение могут быть не только простыми, но и составными.)

- Что общего между простыми и составными задачами на движение?

(И в тех, и в других есть взаимосвязанные величины: скорость, время, расстояние.)

VI. Физминутка

VII. Закрепление материала

а) Работа с ИД. (Задание № 1,2)

- А сейчас выполним задание с помощью нашей волшебной доски.

- Соедини условие задачи с ее решением.

- Кто пойдет к доске?

б) Выполнение заданий в рабочей тетради.

(Коллективное выполнение.)

№20, стр.9.

- Откройте рабочие тетради на стр. 9, №20

- Что известно в задаче?

- Что нужно узнать в задаче?

- Как ответим на первый вопрос?

- Как ответим на второй вопрос?

в) Выполнение задачи из ВПР.

№ 4, стр.21.

- Прочтите условие задачи.

- Про что данная задача?

- Что нужно известно в задачах?

- Что необходимо найти?

- Вспомните цепочку рассуждений при решении задачи.

- Выполните задание самостоятельно.

(Взаимопроверка. Самооценка по карте Движение.)

г) Тест (Проверка с доской. Самооценка по карте Движения.)

VIII. Итог урока. Рефлексия. Оценка работы

- Какую цель мы ставили перед собой? (Узнать как связаны между собой величины: скорость, время и расстояние).

- Достигли мы цели?

- А как эти величины связаны между собой?

- Какое из заданий урока было для вас самым трудным? Самым интересным?

- Посмотри на свои карты ДВИЖЕНИЯ.

- Посчитай каких цветных кружков больше. Выставь себе итоговую оценку за урок.

Самооценка. - Оцените свою работу на уроке и поставьте общий балл за свою работу.

- Хорошо. Спасибо всем за работу.

Мое оценивание.

  • все отлично - «5»- …………
  • хорошо – «4» - …………..
  • надо чуть – чуть постараться – …………..

IX. Домашнее задание

Стр.8 №32,33. +ВПР: стр.21, №5,6.

- Запишите домашнее задание в дневники.

X. Воспитательный момент. Раздача буклетов по ПДД

- Сегодняшний урок – лишь малая часть того большого пути, движения в изучении математики, который вы пройдёте в своей жизни. Желаю вам пройти этот длинный путь, с максимальной осторожностью на долгие годы! Призываю всех к соблюдению ПДД!

Каждому из нас ежедневно приходится переходить дорогу, иногда пользоваться общественным транспортом. Всё это делает нас участниками Дорожного Движения. И любое, даже незначительное, нарушение Правил Дорожного Движения может привести к дорожно-транспортному происшествию. Чтобы этого избежать, надо обязательно знать и выполнять Правила Дорожного Движения.

- В память о сегодняшнем уроке и о нас юные инспектора движения хотят подарить нам красивые буклеты.

Чтобы путь был безопасным
И учеба не напрасной,
Знать вам надо без сомнения
Математику и правила движения!

Чтобы вам, друзья, помочь
Путь пройти опасный,
Горит всегда - и день, и ночь
Зеленый, желтый, красный!

Чтобы жить, не зная огорченья,
чтоб бегать, прыгать и летать,
ты должен правила движенья
Всегда и всюду соблюдать!