Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика»

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования направлена на развитие интереса к естественным наукам, развитию кругозора, творческих способностей обучающихся, привитию навыков самостоятельной работы, установление связи знаний с ситуациями из повседневной жизни
При реализации данной программы используются задания с практическим содержанием. Чтобы выполнить задания, обучающийся должен не только и не столько знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерности, уметь воображать, фантазировать.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» имеет естественно-научную направленность.

Программа ориентирована на обеспечение понимания обучающимися материала естественно-научного цикла и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства.
Программа способствует развитию логического мышления обучающихся, способствует повышению познавательной активности обучающихся, развитию самостоятельного освоения знаний, проведению самостоятельного поиска решения поставленной проблемы, поиска необходимой и полезной информации.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх3597/21в от 24.03.2016).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20»).
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  • Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она позволяет обучающимся ознакомиться со многими вопросами естественных наук, развивает умение логически мыслить, делать выводы, обобщения. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики.

Цель программы: развитие мышления, исследовательских умений обучающихся.

Задачи:

Обучающие:

  • развить мыслительные навыки в самом их широком понимании (умение думать, размышлять, анализировать, искать аналогии);
  • познакомить с основными способами моделирования учебных задач;
  • овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности;
  • учить грамотной речи, умению обобщать и делать выводы;
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
  • вызвать интерес к изучению естественных наук у обучающихся;
  • показать широту применения естественных наук в жизни;

Развивающие:

  • повысить интерес к естественным наукам;
  • развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
  • развивать эмоциональную отзывчивость
  • развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

Воспитательные:

  • воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
  • воспитать эстетическую, графическую культуру, культуру речи;
  • формировать мировоззрение обучающихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
  • развить пространственное воображение;
  • формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
  • воспитать трудолюбие;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений;
  • формировать доброе отношение друг к другу.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является то, что она содержит материал занимательного и практического характера, позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами естественных наук, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач способствует развитию логического мышления, мыслительных операций и интеллектуальному развитию. Большое внимание уделяется развитию у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие и практические задачи. Данная программа позволяет подготовить обучающихся к участию в дистанционных конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы состоит в том, что, программа позволяет обучающимся овладеть способами исследовательской деятельности; способствует формированию логического мышления; умению решать задачи различного уровня сложности, участвовать в олимпиадах, играх, конкурсах.

Адресат программы. Программа предназначена для освоения обучающимися 11-12 лет (разновозрастная).

В возрасте 11-12 лет ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Важнейшим психологическим новообразованием этого возраста является умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать нравственные идеалы, что свидетельствует о развитии самосознания.

В эту пору появляются новые формы обучения, серьезно изменяется содержание учебного материала. Начинается изучение основ наук, требующее развитого теоретического мышления, нового, познавательного отношения к знаниям.

Качественно меняется мотивация учения. Подросток в учебной деятельности в значительной мере руководствуется мотивами общественного порядка: желанием выполнить свой общественный долг, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе. В хорошей успеваемости он видит проявление не только личного достоинства, но и общественной значимости своей личности. Смысл учебной деятельности для подростка в самообразовании и самосовершенствовании. Таким образом, подростков характеризует более высокая форма учебного труда, связанная с новым отношением к знаниям, приобретающему в этот период личностный смысл.

Установка на формирование активной, самостоятельной личности, обладающей высокими творческими возможностями, выдвигает перед педагогом задачу выстраивать содержание, методы и организацию учебно-воспитательной работы с учетом психолого-педагогических особенностей подростков данного возрастного периода. Возраст детей 11-12 лет – это пограничный возраст между детьми и подростками, но дети в этом возрасте уже больше подростки, чем малыши. Они – подростки. Возраст 10-12 лет называется младшим подростковым возрастом.

Этот переходный возраст нужен для решения важных жизненных задач, направленных на развитие личности и взросление ребенка. В этот период ребенок как губка впитывает культурные и социальные ценности, от которых в дальнейшем зависят его главные жизненные выборы. В ярком подростковом возрасте, когда дети подрастут, 14-16 лет, они начнут плеваться этими впитанными ценностями, говорить, что «это не мое, это вы мне навязали!» и искать свою дорогу. Но это будет потом, а пока они восприимчивы ко взрослым и тем установкам, которые взрослые им транслируют.

На этом этапе происходит начало полового созревания. Из-за этих начинающихся физических изменений, которые, возможно, еще не очень заметны, у ребенка происходят изменения в познавательной сфере: снижается скорость выполнения каких-либо заданий, ребенок замедляется, чаще отвлекается, неадекватно реагирует на простые замечания. Иногда дети ведут себя вызывающе. Они раздраженные, с частыми сменами настроения. А иногда могут капризничать как малыши.

Дети в этом возрасте активны, им все интересно, им интересно даже то, что было никогда не интересно. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета любознательности, ее зенита». Ребенку еще не было так все любопытно до этого возраста и уже не будет после. Этот возраст – пик любознательности. Но, к сожалению, или к счастью, эта любознательность изменчива, поверхностна, сегодня одно интересно, завтра другое и редко связана со школьными предметами, с тем, чему учат в школе. Детям интересно все, что не касается школы и школьной программы.

Одновременно с некоторой внешней неуправляемостью, дети этого возраста гибки в своем поведении, восприимчивы и открыты для сотрудничества. Они уже достаточно зрелы интеллектуально. И родителям пора начинать выстраивать партнерские отношения с ними, вести диалог. Этот навык ведения диалога и построения партнерских отношений очень поможет родителям в дальнейшей жизни с подростком. Пора пробовать в общении с ребенком передвигаться от диалога «родитель-ребенок» к диалогу «взрослый-взрослый». Ребенок начинает считать себя взрослым, в нем зарождается чувство взрослости. Он – взрослый, который еще не обременен ответственностью. И родители могут начинать ему эту ответственность давать взамен на его требования взрослого к нему отношения. «Ок, ты взрослый, я тебе разрешаю то-то и то-то, а от тебя жду выполнения вот этих задач. Теперь это твоя ответственность!» Если подростку не давать этого уважения и равноправия, которые он хочет, это проявится негативными чертами подросткового кризиса. Подросток взбунтуется, обвинит всех и вся и обидится на весь мир. Но, повторюсь, когда даете ребенку дополнительные взрослые права и свободы, нагрузите его еще и ответственностью, ведь взрослая жизнь она такая – не только мёд ложками, но эту ложку надо помыть и поставить на место, а мед купить на заработанные деньги.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» включает следующие модули:

  • Модуль 1. «Математическое моделирование» (24 часа)
  • Модуль 2. «Логические задачи» (8 часов)
  • Модуль 3. «Практическая геометрия» (30 часов)
  • Модуль 4. «Занимательные задачи» (10 часов)

Объём освоения программы: 72 часа.

Срок реализации программы: 1 год.

Режим занятий: 2 часа в неделю, продолжительность одного часа 40 минут.

Количество детей в группе 10-15 человек.

Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.

Особенности организации образовательного процесса: коллективные и индивидуально-групповые занятия, теоретические и практические занятия, творческие работы.

Дистанционное обучение — это форма получения образования, при котором в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Преимущества дистанционного обучения:

  • предоставление материала дистанционно, поэтому образовательный процесс не зависит от местоположения обучающегося;
  • ребёнок самостоятельно задает себе темп обучения;
  • получение новых знаний в удобное для него время;
  • осваивание новых технологий и средств коммуникаций;
  • развитие самодисциплины и самообразования.

Недостатки дистанционного обучения:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и педагогом. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения для детей в возрасте 6-8 лет. Сложно создать творческую атмосферу в группе.
  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.
  • Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний.

Планируемые результаты:

В результате обучения обучающиеся должны:

знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • знать особенности методики решения задач различного типа;
  • приемы исследовательской деятельности и ее применения для решения задач в различных областях.

уметь:

  • определять тип задачи, находить наиболее рациональные способы решения задач;
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики;
  • анализировать текст задачи;
  • распознавать и изображать геометрические фигуры;
  • решать задачи повышенной трудности (олимпиадные);
  • работать над проектом.

При составлении календарного планирования на основе приведенной программы количество часов по темам и разделам, а также последовательность их прохождения может варьироваться в зависимости от уровня подготовки обучающихся, скорости усвоения материала, форм и методов обучения, интеграции программы с целью развития мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Формы аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • самостоятельная работа,
  • анкетирование,
  • практические задания,
  • работа в группах,
  • индивидуальные занятия,
  • участие в мероприятиях.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

  • журнал посещаемости;
  • аналитический материал;
  • материалы анкетирования, тестирования;
  • фото, видеоматериалы;
  • статьи;
  • анкеты – отзывы на пройденный курс.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

На каждом занятии проводится опрос в форме беседы по вопросам предыдущего занятия. В конце этапа моделирования проходит обсуждение результатов проектирования проделанной работы. В течение года проводятся различные мероприятия с целью промежуточной оценки знаний и умений, полученных обучающимися.

Воспитательный потенциал программы

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде". (Статья 2, пункт 2)

Разработка и реализация плана мероприятий воспитательной программы решает основную идею комплексного подхода в образовательно-воспитательном процессе обучения, предполагая применение нестандартных форм и методов работы с детьми, т.к. воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива.

Цель воспитательной составляющей программы: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи:

Предметные:

  • содействие в организации единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания обучающегося; - предоставление возможности каждому ребёнку участия в деятельности творческих объединений различной направленности; - развитие системы отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;
  • способствование развитию личности обучающегося, с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции.

Личностные:

  • способствование умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;
  • формирование социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения;
  • содействие в формировании сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
  • развитие компетенций, включающих знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и в дальнейшем профессиональной деятельности.

Метапредметные:

  • развитие воспитательного потенциала, поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся через традиционные мероприятия, выявление и работа с одаренными детьми;
  • содействие в активном и полезном взаимодействии учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся.
  • совершенствование системы воспитательной работы, используя современные инновационные технологии в дополнительном образовании.

Результат воспитания – это достигнутая цель, те изменения в личностном развитии обучающихся, которые они приобрели в процессе воспитания. Формы работы направлены на:

1. работу с коллективом обучающихся:

  • формирование навыков по этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования (коммуникация и кооперация);
  • обучение практическим умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
  • развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала обучающихся в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности;
  • содействие формированию активной гражданской позиции;
  • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

2. работу с родителями:

  • организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);
  • содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий в течение года);
  • оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Календарный план воспитательной работы и участия обучающихся в мероприятиях

Возраст

Уровень

Название

Форма проведения

Сроки

13 -14 лет

Диалог

Неделя безопасности дорожного движения

очная

сентябрь

Диалог

Опыт педагогическопреподавательской деятельности «День Самоуправления»

очная

октябрь

Диалог

Психологическая развивающая игра "Нобелевская премия"

очная

ноябрь

Диалог

День народного единства

очная

ноябрь

Диалог

Итоговая игра на
командообразование «Страна Мультилогия»

очная

декабрь

Муниципальный

Городской интеллектуальный марафон «В мире Логики»

очная

Март-апрель

Материально-техническая оснащенность

  • Компьютерный класс №1: 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 24" Monitor
  • Компьютерный класс №2: 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor
  • Компьютерный класс №3: 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor

Информационное обеспечение

Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint. В программе MicrosoftWord разработаны конспекты занятий для педагога, а также, раздаточный материал с заданиями для индивидуального и группового выполнения обучающимися. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием.

Список литературы для педагога

  1. Амелькин В.В. Геометрия на плоскости: Теория, задачи, решения: Учеб.пособие по математике/ В.В.Амелькин, В.Л.Рабцевич, В.Л.Тимохович – Мн.: ООО «Асар», 2003. – 592 с.: ил.
  2. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике/ Э.Н.Балаян. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 364, [1]с. : ил. – (Библиотека учителя).
  3. Блинков А.Д., Блинков Ю.А. Геометрические задачи на построение – 2-е изд., стереот. - М.: МЦНМО, 2012.- 152 с.: ил.
  4. Глейзер Г.И.. История математики в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
  5. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. –М.: МЦНМО, 2002. – 120 с.: ил. Серия: «Секреты преподавания математики».
  6. Жалпанова Л.Ж. Геометрия за 24 часа/ Л.Ж.Жалпанова, О.А.Калинина, Г.Н.Мальянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 303, [1] с. – (Абитуриент).
  7. Крамор В.С. Задачи на составление уравнений и методы их решения /В.С.Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. — 256 с.: ил. — (Школьный курс математики).
  8. Никулин А.В. и др. Планиметрия. Геометрия на плоскости: Уч. пос. / Под общ. Ред. Ю.С.Татаренко. – Висагинас: Альфа, 1998. – 592 с. – (Библиотека школьника).
  9. Петраков И.С.. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
  10. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрические задачи с практическим содержанием. — М.: МЦНМО, 2015. – 2-е изю., доп. – 216 с.
  11. Фридман Д.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред., шк., — 3-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Жалпанова Л.Ж. Геометрия за 24 часа/ Л.Ж.Жалпанова, О.А.Калинина, Г.Н.Мальянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 303, [1] с. – (Абитуриент)
  2. Петраков И.С. Математика для любознательных: книга для учащихся 8-11 классов. М.: Просвещение, 2000.
  3. Фридман Д.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи: Кн. для учащихся ст. классов сред, шк, — 3-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1989.— 192 с: ил.