«Самая важная вещь - это не переставать задаваться вопросами»
Альберт Эйнштейн
Самый избитый вопрос — чему должны обучать в школе? Самый понятный ответ — знаниям. Но важнее - это умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью».
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения да и социальных отношений.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (для чего, где может пригодиться);
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.
Функциональная математическая грамотность включает в себя также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью.
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика».
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Логические приемы |
Примеры заданий |
1. Уровень – знание |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. Уровень – понимание |
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. Уровень – использование |
Применить, проиллюстрировать, решить |
4. Уровень – анализ |
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. Уровень – синтез |
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказ) |
6. Уровень – оценка |
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
В помощь учителю начальных классов учебник математики авторов М.И.Моро, М.А.Бантова и другие предлагают следующие задания, способствующие развитию функциональной математической грамотности младших школьников.
1. Работа над задачей.
Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.
2. Решение задач разными способами.
Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
Маша встречала гостей. Лиза пришла раньше Миши, Витя позже Зины, Миша раньше Зины, Света позже Вити.
Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)
б) с помощью рисунка.
На ветке сидели 6 синичек. К ним подлетели ещё 2. Прилетела сорока, стала трещать. Две синички улетели. Сколько синичек осталось на ветке?
в) с помощью чертежа.
Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить.
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.
А) На одной тарелке лежит 4 пирога. Это на 2 пирога больше, чем на второй. Сколько пирогов на двух тарелках?
Б) На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
6. Самостоятельное составление задач учениками.
1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;
2) по данному плану ее решения,
3) действиям и ответу;
4) по выражению и т. д.
7. Объяснение готового решения задачи.
8. Изменение вопроса задачи.
У Саши 5 конфет, а у Васи на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Васи?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.
9. Составление разных выражений к данным задачам
10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.
11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)
12. Использование приема сравнения задач и их решений.
13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
15. Закончить решение задачи.
16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
17. Составление и решение обратных задач.
Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.
Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам предлагается выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за платные услуги, если известны количество занятий и стоимость одного занятия).
месяц |
занятия |
стоимость |
цена |
сентябрь |
4 |
150р. |
? |
октябрь |
3 |
150р. |
? |
ноябрь |
3 |
150р. |
? |
декабрь |
5 |
150р. |
? |
В какой месяц семья заплатит больше денег за платные услуги? Как вы думаете почему оплата за них разная? На сколько больше рублей заплатит семья в декабре, чем в сентябре?
Такие задачи в жизни ребята наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
Решая подобные задания, у детей развивается способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать.
Примеры заданий:
1. Допиши единицы измерений:
- площадь школьного пенала прямоугольной формы 180…
- длина дорожки 50 ….
- площадь кухни 12….
- высота окна 145 …. и т.д.
2. Задача. «До остановки автобуса папа идет 10 минут, а на автобусе едет на работу на 20 минут больше, чем идет до остановки. Сколько времени нужно папе, чтобы добраться до работы?». Детям на дом дается задание: узнать, сколько времени у них занимает дорога до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.
3. Задача. В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке? У меня завтра день рождения, будет 16 человек. Хватит ли одной коробки конфет на всех?
Математическая разминка.
- Какой день наступает после понедельника? ;Ответ: вторник.
- Какой день следует за вторником? Ответ: среда.
- Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник.
- Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье.
- Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница.
- Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг.
- Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: ;позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Копилка понятий» (на учительском столе небольшая коробочка, которая наполняется высказываниями детей)
Давайте наполним нашу «Копилку понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги».
Цена — это стоимость одного предмета. Деньги любят счёт. Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар. Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли. Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.
Количество — это множество товара. В России две группы денег: монеты и купюры.
Деньги можно хранить в банке, копилке. Деньги можно у кого-нибудь попросить в долг. Дружба дружбой, а денежки врозь. В магазине дают сдачу. Деньги воровать нельзя. Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон. Когда денег не было, люди обменивались товаром. На деньги можно купить всё, кроме здоровья. Деньги надо зарабатывать. Деньги можно тратить.
Задачи на логику
1. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)
2.Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.
а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех.
Лучше всех решает задачи Вова.
Также нужно проводить в каждом классе комбинированную диагностическую работу по определению математической и финансовой грамотности учащихся, чтобы выявить степень ее сформированности. Примерная диагностическая работа для 4 класса.
Задание 1. «Кинотеатр». В кинотеатре «Октябрь» стартовала новая комедия «Домовенок Кузя». Начало сеанса в 16:10. Продолжительность сеанса 1 час 40 минут. Путь от дома до кинотеатра составляет 30 минут.
Вопрос 1. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса? Выбери и отметь правильный ответ.
Вопрос 2. В котором часу Светлана вернется домой, если после сеанса задержится на 15 минут с подругой?
Ответ:______________ _______
Задание 2. «Покупки». Мама отправила Колю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.
Список: Хлеб, сметана, молоко «Простоквашино».
Витрина магазина
Продукты |
Цена |
|
78 рублей |
|
54 рублей |
|
84 рубля |
|
68 рублей |
Вопрос 1. Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.
Числовое выражение:________________
Вопрос 2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 300 рублей?
Ответ:______________________
При решении заданий данного вида важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», какие умения пригодятся в той или иной ситуации. Следовательно, такие задачи учитель может и сам проектировать.
Для этого можно использовать формулу, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.