Формирование функциональной грамотности на уроках математики

Разделы: Общепедагогические технологии


«Самая важная вещь - это не переставать задаваться вопросами»
Альберт Эйнштейн

Самый избитый вопрос — чему должны обучать в школе? Самый понятный ответ — знаниям. Но важнее - это умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью».

Что же такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения да и социальных отношений.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни; (для чего, где может пригодиться);

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала ит.д. находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу); главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.

Функциональная математическая грамотность включает в себя также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью.

Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика».

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Логические приемы

Примеры заданий

1. Уровень – знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2. Уровень – понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3. Уровень – использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4. Уровень – анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказ)

6. Уровень – оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

В помощь учителю начальных классов учебник математики авторов М.И.Моро, М.А.Бантова и другие предлагают следующие задания, способствующие развитию функциональной математической грамотности младших школьников.

1. Работа над задачей.

Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач разными способами.

Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за недостатка времени. Но это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

Маша встречала гостей. Лиза пришла раньше Миши, Витя позже Зины, Миша раньше Зины, Света позже Вити.

Кто пришёл раньше всех? Кто пришёл позже всех? В каком порядке приходили гости? (обозначь на отрезке)

б) с помощью рисунка.

На ветке сидели 6 синичек. К ним подлетели ещё 2. Прилетела сорока, стала трещать. Две синички улетели. Сколько синичек осталось на ветке?

в) с помощью чертежа.

Обращаю внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить.

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

А) На одной тарелке лежит 4 пирога. Это на 2 пирога больше, чем на второй. Сколько пирогов на двух тарелках?

Б) На кочке сидели 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

6. Самостоятельное составление задач учениками.

1) используя слова: больше на несколько, меньше на несколько единиц, в несколько раз больше, в несколько раз меньше;

2) по данному плану ее решения,

3) действиям и ответу;

4) по выражению и т. д.

7. Объяснение готового решения задачи.

8. Изменение вопроса задачи.

У Саши 5 конфет, а у Васи на 2 конфеты меньше. Сколько конфет у Васи?

Измени вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.

9. Составление разных выражений к данным задачам

10. Выбор выражений, которые являются решением задачи.

11. Выбор способа записи решения задачи (выражением, уравнением, по действиям, с пояснением, с вопросами)

12. Использование приема сравнения задач и их решений.

13. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

14. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

15. Закончить решение задачи.

16. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

17. Составление и решение обратных задач.

Главное, чтобы эти задания были связаны с жизненной ситуацией.

Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам предлагается выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за платные услуги, если известны количество занятий и стоимость одного занятия).

месяц

занятия

стоимость

цена

сентябрь

4

150р.

?

октябрь

3

150р.

?

ноябрь

3

150р.

?

декабрь

5

150р.

?

В какой месяц семья заплатит больше денег за платные услуги? Как вы думаете почему оплата за них разная? На сколько больше рублей заплатит семья в декабре, чем в сентябре?

Такие задачи в жизни ребята наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.

Решая подобные задания, у детей развивается способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать.

Примеры заданий:

1. Допиши единицы измерений:

  1. площадь школьного пенала прямоугольной формы 180…
  2. длина дорожки 50 ….
  3. площадь кухни 12….
  4. высота окна 145 …. и т.д.

2. Задача. «До остановки автобуса папа идет 10 минут, а на автобусе едет на работу на 20 минут больше, чем идет до остановки. Сколько времени нужно папе, чтобы добраться до работы?». Детям на дом дается задание: узнать, сколько времени у них занимает дорога до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.

3. Задача. В коробке 5 рядов по 4 конфеты в каждом. Сколько всего конфет в коробке? У меня завтра день рождения, будет 16 человек. Хватит ли одной коробки конфет на всех?

Математическая разминка.

  1. Какой день наступает после понедельника? ;Ответ: вторник.
  2. Какой день следует за вторником? Ответ: среда.
  3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник.
  4. Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье.
  5. Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница.
  6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг.
  7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: ;позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Копилка понятий» (на учительском столе небольшая коробочка, которая наполняется высказываниями детей)

Давайте наполним нашу «Копилку понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги».

Цена — это стоимость одного предмета. Деньги любят счёт. Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар. Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли. Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.

Количество — это множество товара. В России две группы денег: монеты и купюры.

Деньги можно хранить в банке, копилке. Деньги можно у кого-нибудь попросить в долг. Дружба дружбой, а денежки врозь. В магазине дают сдачу. Деньги воровать нельзя. Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон. Когда денег не было, люди обменивались товаром. На деньги можно купить всё, кроме здоровья. Деньги надо зарабатывать. Деньги можно тратить.

Задачи на логику

1. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)

2.Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.

а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех.

Лучше всех решает задачи Вова.

Также нужно проводить в каждом классе комбинированную диагностическую работу по определению математической и финансовой грамотности учащихся, чтобы выявить степень ее сформированности. Примерная диагностическая работа для 4 класса.

Задание 1. «Кинотеатр». В кинотеатре «Октябрь» стартовала новая комедия «Домовенок Кузя». Начало сеанса в 16:10. Продолжительность сеанса 1 час 40 минут. Путь от дома до кинотеатра составляет 30 минут.

Вопрос 1. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса? Выбери и отметь правильный ответ.

Вопрос 2. В котором часу Светлана вернется домой, если после сеанса задержится на 15 минут с подругой?

Ответ:______________ _______

Задание 2. «Покупки». Мама отправила Колю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.

Список: Хлеб, сметана, молоко «Простоквашино».

Витрина магазина

Продукты

Цена

78 рублей

54 рублей

84 рубля

68 рублей

Вопрос 1. Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.

Числовое выражение:________________

Вопрос 2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 300 рублей?

Ответ:______________________

При решении заданий данного вида важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», какие умения пригодятся в той или иной ситуации. Следовательно, такие задачи учитель может и сам проектировать.

Для этого можно использовать формулу, которая раскрывает принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»

Цель учителя научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.