Разработка интерактивного музейного урока "Камышин – город Трудовой доблести и Славы"

Разделы: Патриотическое воспитание, Конкурс «Слава тебе, солдат-победитель»

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., музейный урок


Оборудование: интерактивный стол (или компьютер), видеопроектор, презентация, экспонаты музея (саперская лопата, фрагмент магазина автомата ППШ), заранее подготовленные задания актива музея (сообщение о Сталинградской битве, сообщение о предприятиях Камышина, сообщение «Камышин-город милосердия»).

Формирование компетенций:

  • в ходе музейного урока у учащихся формируется гражданско-патриотическое сознание, нравственная позиция;
  • развитие чувства гордости и любви к своей Малой Родине, к России;
  • развитие интереса к изучению истории своей страны, родного края;
  • умение анализировать, делать выводы, предположения;
  • умение сотрудничать.

Цель: создать условия для возникновения и поддержания интереса у учащихся к истории родного края, сохранению в памяти будущих поколений героизма наших предков, которые подарили нам Победу, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины.

Задачи:

  • Развить у обучающихся чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества, тружеников тыла.
  • Формировать активную гражданскую позицию.
  • Усовершенствовать умения и навыки поиска нужной информации.

Ход занятия

Презентация

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Совсем скоро наша страна будет отмечать очередную годовщину Сталинградской битвы. И сегодня, накануне этого светлого праздника, мы проведём необычное занятие - музейный урок. А чтобы определить тему, посмотрите на слайд (1)
8 сентября 2017 года на сцене ДК «Текстильщик» на торжественном собрании, посвященному 349-й годовщине со времени основания г.Камышина, главе города Владимиру Пономарёву вручили постановление Президиума Межгосударственного Союза городов-героев о присвоении г.Камышину почётного звания «Город трудовой доблести и славы».

Почему наш город удостоился такой чести? Кто сможет ответить? (ученики высказывают свои предположения)

Учитель: Его присваивают за выдающиеся заслуги перед Отечеством, мужество, массовый трудовой героизм, проявленный в годы борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.

Кто сможет сформулировать тему занятия? (ученики называют тему)

Какой же вклад внесли камышане в Победу? Давайте немного заглянем в историю… В этом нам помогут экскурсоводы школьного музея Ксения и Арина.

Ксения: Слайд (2) Война. Страшное слово. Безжалостное и жестокое. В России нет ни одной семьи, которой оно бы не коснулось. В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира.

Слайд (3)В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. Причиной стала нефть. Битва за Кавказ гитлеровцами формулировалась так: «Судьба Кавказа будет решаться у Сталинграда». Немцы рвались к Сталинграду, быстро наращивая свои войска. Сталинградское направление стало главным. В августе 1942 года немецко-фашистские войска развернули активное наступление на Кавказе, стремясь любой ценой преодолеть Главный Кавказский хребет и овладеть нефтеносными районами Грозного и Баку.

Слайд (4)В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать эту важную транспортную артерию, по которой с юга в центральные районы доставлялись хлеб и нефть, и выиграть битву за Кавказ. Обстановка под Сталинградом складывалась для советских войск крайне неблагоприятная. Немецкая армия обладала подавляющим преимуществом в живой силе и вооружении.

Слайд (5,6) Фашисты подвергли Сталинград непрерывным бомбардировкам. Целые районы города превращены в развалины, погибли многие жители.

Слайд (7)В городе развернулись ожесточённые уличные бои. Защитники его, в ряды которых вливались всё новые и новые пополнения, проявляли стойкость и массовый героизм.

Слайд (8)Неоднократно из рук в руки переходили Мамаев курган, территории тракторного завода, заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь», улицы и дома.

Слайд (9)Историческое контрнаступление советских войск началось 19 ноября 1942 года. Под Сталинградом была окружена группировка противника общей численностью 330 тыс. человек. 10 января 1943 года советские войска перешли в наступление, а 2 февраля генерал-фельдмаршал Паулюс, командующий немецкими войсками, подписал акт о капитуляции.

Слайд (10) 200 дней и ночей — с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года — продолжалась Сталинградская битва. Одна из величайших битв Великой Отечественной, она явилась поворотным событием в ходе всей Второй мировой войны.

Арина: В те дни Камышин стал прифронтовым городом, его население увеличилось в 8 раз. В 1942 году горожан насчитывалось около 200 тысяч человек.

Город бомбили немецкие самолёты, а он давал фронту оборонную продукцию своих предприятий.

Посмотрите на Слайд (11) Это стеклотарный завод, он был лидером по выпуску продукции для фронта, его даже называли «заводом — воином»! Здесь выпускали взрыватели противопехотных мин, стеклянные фляжки и ампулы для зажигательной жидкости, окопные печи и вот такие саперские лопаты (демонстрирует экспонат)

Слайд (12) А еще на заводе изготавливали автоматы ППШ (Пистолет-пулемёт Шпагина) Перед вами фрагменты магазина автомата ППШ (демонстрирует экспонат, дает подержать ученику), который был найден при раскопках поисковым отрядом «Багратион».

Слайд (13) Посмотрите на слайд, в таблице указаны предприятия города и продукция, которую они выпускали в годы войны. Обратите внимание, техникум - учебное заведение и там, тоже изготавливал военную продукцию. Например, вот такую саперную лопату (демонстрирует экспонат)

Арина задает вопрос: А как вы думаете, как могли помочь фронту школьники и студенты?

(учащиеся отвечают)

Только представьте, рабочие (чаще всего это женщины и дети) спали по несколько часов прямо на заводах и предприятиях, чтобы не опоздать на очередную смену.

Слайд (14) Каково было им – труженикам тыла?! У всех была одна задача — не жалея сил, испытывая лишения, одолеть врага.

Вклад тружеников тыла в Победу был не меньшим, чем тех, кто сражался с оружием в руках на фронтах Великой Отечественной войны.

Слайд (15) Виктор (стихи):

Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело –
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Все для Победы! Все для фронта!

Ксения: Слайд (16). Ксения задает вопрос: Где установлен этот памятник? (Учащиеся отвечают)

Верно, на Аллее Героев был открыт памятник труженикам тыла в мае 2015 года. На камне высечены слова «Потомки благодарны, Вам родные, за то, что выстояли и победили».

К какому событию это приурочено? (Учащиеся отвечают)

Почему на монументе женщина и подросток? (Учащиеся отвечают)

Учитель: Наши земляки не только трудились на заводах, но и помогали выхаживать раненных. Камышин вошёл в историю и как город-милосердия, вылечивший многие тысячи раненых бойцов во время Великой Отечественной войны. Об этом нам расскажет Анастасия активист школьного музея.

Анастасия: Слайд (17)Первый поезд с ранеными прибыл в Камышин уже 8 июля 1941 года.

Все лучшие здания, многие школы, учебные заведения были отданы под госпитали.

Слайд (18) Школа по улице Республиканской - именно здесь расположился первый госпиталь. С фронта постоянно прибывали на поправку раненые бойцы… В Камышине была развёрнута сеть госпиталей.

Слайд (19) По заданию военкомата в первые же дни войны три эвакогоспиталя организовала врач-педиатр Анастасия Григорьевна Вязова. Это женщина прошла боевой путь от Камышина до Кенигсберга. За ее доблесть была награждена боевыми орденами и медалями.

Тяжело пришлось медработникам в те дни. Работали на износ, сутками не отдыхая, не отходили от тяжело больных. Главной задачей было быстрое возвращение бойцов на фронт.

Слайд (20) Перед вами фото сотрудников и раненых госпиталя. Благодаря усилиям медиков более 17 миллионов солдат и офицеров Красной армии снова встали в строй после ранений и болезней.

Война шагала по стране, а люди продолжали жить, трудиться, воевать во имя Победы.

Большую помощь госпиталям оказывали местные жители, приносили в палаты комнатные цветы и посуду. Школьники дарили раненым вышитые кисеты, носки, помогали бойцам писать письма, выступали с концертами.

Слайд (21) Всего в Камышине за годы войны побывало 56 госпиталей. К 75-летию Сталинградской битвы установили Памятный знак медицинским работникам.

Анастасия задает вопрос: Где находится это памятник? (учащиеся отвечают).

Правильно, на Аллее Героев. Сюжетом мемориала стал образ «боевой сестрички».

"Нет, никогда не забудет Россия
В шуме грядущего дня
Ту, что на хрупких плечах выносила
Родину из под огня..."

Анастасия задает вопрос: А что еще располагается на Аллее Героев? (учащиеся отвечают)

Слайд (22) Правильно бюсты Героев Советского Союза и бюст Героя России А.Колгатина - выпускника нашей школы.

Учитель: Слайд (23) Мы должны помнить о героизме и мужестве своего народа! Вячеслав Михайлович Шамаев, известный краевед - историк, в своей книге «За право жить» собрал материалы о камышанах - участниках войны и тружениках тыла.

(Берет книгу, демонстрирует учащимся)

Эта книга - дань памяти ветеранам войны и труда. Мы не должны забывать, какой ценой ковалась Победа.

Ксения: Слайд (24) На фронте сражались более 24 тысяч камышан, из которых 7 тысяч сложили головы на полях сражений. Многие участвовали в боях за Сталинград.

Слайд (25). Мы всегда будем помнить Вас! Мы гордимся своей Малой Родиной и людьми, которые создают своим трудом славу и величие Камышина - «Города трудовой доблести и славы».

Сейчас почтим память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.

Учитель: Какой же вклад внесли камышане в Победу? (учащиеся отвечают)

Наш город по праву достоин звания «Город трудовой доблести и славы» (учащиеся отвечают)

Учитель: Слайд (26) В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших дедов и прадедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Наш музейный урок окончен, поблагодарим экскурсоводов за подготовку и проведение мероприятия.

Анастасия: А теперь вы можете посмотреть поближе экспонаты и фотографии. Задать экскурсоводам интересующие вас вопросы.