Презентация "Деревянная сказка" (русский язык, 6-й класс)

Разделы: Русский язык, Презентация к уроку

Класс: 6

Ключевые слова: Имя прилагательное, имя прилагательное как часть речи


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Презентация «Деревянная сказка» предназначена для урока русского языка (6 класс) №115 «Обобщение изученного по теме «Прилагательное». Практикум». Урок соответствует программным требованиям ФГОС.

Урок формирует:

1) личностные результаты:

а) патриотического воспитания:

  • проявление интереса к истории и культуре Российской Федерации,
  • ценностное отношение к искусству, к трудовым достижениям народа, к историческому и природному наследию и памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;

б) эстетического воспитания:

  • восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

2) метапредметные результаты:

а) познавательные универсальные учебные действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
  • составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

б) коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

3) предметные результаты:

  • распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения;
  • определять способы словообразования (суффиксальный), проводить словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;
  • соблюдать нормы словообразования имён прилагательных;
  • распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания.
  • соблюдать правила правописания Н и НН в именах прилагательных, сложных имён прилагательных, НЕ с прилагательными, О–Ё после шипящих, ПОЛ- слитно или раздельно;
  • создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (рассуждение) объёмом 3–5 предложений.

Результаты соответствуют Федеральной рабочей программе ООО «Русский язык» (страницы 24–30, 32–34).

Описание применения презентации

Слайд № 1. Вопросы классу: Чем необычно словосочетание «деревянная сказка»? Как называется это языковое явление? Какое слово употребляется в переносном смысле? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите «деревянная сказка»? Какие образы рождаются?

Какие орфограммы вы видите в этом словосочетании? Сформулируем тему урока.

Слайд № 2. Чтение отрывка стихотворения Николая Ивановича Рыленкова.

Вопросы и задания: Найдите фразеологизм. Что означает этот фразеологизм? Как автор стихотворения обыгрывает значение фразеологизма в тексте стихотворения? В прямом или в переносном смысле трактуется словосочетание «топорная работа» в тексте?

Сформулируйте основную мысль этого текста.

Что вы знаете о соборе в Кижах?

Слайды № 3–8. Учитель рассказывает о памятнике деревянного зодчества, демонстрируя слайды презентации:

  • географическое положение,
  • история создания,
  • архитектурный облик Покровской и Преображенской церкви,
  • легенда о мастере Нестере, который бросил топор в озеро: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».

Материал взят из книги Осетрова Е.И. «Живая древняя Русь».

Слайды № 9–10. Орфографическая работа.

Задание: списать, графически обозначить орфограммы, найти «третий лишний».

Учащиеся работают самостоятельно, затем учитель проводит фронтальный опрос, делает необходимые записи на доске, проводится самопроверка работы учащимися.

Из предложенных заданий выделяется последнее: словообразовательный анализ слов «осенний», «пламенный», «крашеный». У учащихся должен возникнуть вопрос о правописании суффикса в слове «крашеный». Если ребята не спросят сами, учитель должен подвести учащихся к этому вопросу. Это пропедевтическое задание на различение отглагольных и отымённых прилагательных. Ученики должны уяснить разницу в правописании Н–НН в суффиксах отымённых и отглагольных прилагательных.

Слайд № 11. Осложнённое списывание с графическими обозначениями.

Слайд № 12. Задание: исправить ошибки в образовании форм сравнения прилагательных.

Слайд № 13. Подведение итогов работы.

Ответьте на вопрос: Как вы понимаете последнюю строчку из стихотворения Н.И.Рыленкова?

Необходимо вспомнить структуру рассуждения (тезис – аргументация – вывод). Учащимся предложено написать только тезис (ответ на вопрос). Объём письменной работы 3–5 предложений.

Это задание соответствует заданию ОГЭ.

Задания, которые расположены на слайдах № 11, 12, 13, проверяет учитель, собрав тетради учащихся.

Таким образом, реализуются заявленные личностные, метапредметные и предметные результаты.

Библиография

  1. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык. М., 2022. С. 24–30, 32–34.
  2. Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1984. С. 126-135.