Презентация «Деревянная сказка» предназначена для урока русского языка (6 класс) №115 «Обобщение изученного по теме «Прилагательное». Практикум». Урок соответствует программным требованиям ФГОС.
Урок формирует:
1) личностные результаты:
а) патриотического воспитания:
- проявление интереса к истории и культуре Российской Федерации,
- ценностное отношение к искусству, к трудовым достижениям народа, к историческому и природному наследию и памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране;
б) эстетического воспитания:
- восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
2) метапредметные результаты:
а) познавательные универсальные учебные действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
б) коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
3) предметные результаты:
- распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения;
- определять способы словообразования (суффиксальный), проводить словообразовательный анализ слов, применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении языкового анализа различных видов;
- соблюдать нормы словообразования имён прилагательных;
- распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов, применять знания по орфографии в практике правописания.
- соблюдать правила правописания Н и НН в именах прилагательных, сложных имён прилагательных, НЕ с прилагательными, О–Ё после шипящих, ПОЛ- слитно или раздельно;
- создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (рассуждение) объёмом 3–5 предложений.
Результаты соответствуют Федеральной рабочей программе ООО «Русский язык» (страницы 24–30, 32–34).
Описание применения презентации
Слайд № 1. Вопросы классу: Чем необычно словосочетание «деревянная сказка»? Как называется это языковое явление? Какое слово употребляется в переносном смысле? Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите «деревянная сказка»? Какие образы рождаются?
Какие орфограммы вы видите в этом словосочетании? Сформулируем тему урока.
Слайд № 2. Чтение отрывка стихотворения Николая Ивановича Рыленкова.
Вопросы и задания: Найдите фразеологизм. Что означает этот фразеологизм? Как автор стихотворения обыгрывает значение фразеологизма в тексте стихотворения? В прямом или в переносном смысле трактуется словосочетание «топорная работа» в тексте?
Сформулируйте основную мысль этого текста.
Что вы знаете о соборе в Кижах?
Слайды № 3–8. Учитель рассказывает о памятнике деревянного зодчества, демонстрируя слайды презентации:
- географическое положение,
- история создания,
- архитектурный облик Покровской и Преображенской церкви,
- легенда о мастере Нестере, который бросил топор в озеро: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. И топору моему теперь место на дне».
Материал взят из книги Осетрова Е.И. «Живая древняя Русь».
Слайды № 9–10. Орфографическая работа.
Задание: списать, графически обозначить орфограммы, найти «третий лишний».
Учащиеся работают самостоятельно, затем учитель проводит фронтальный опрос, делает необходимые записи на доске, проводится самопроверка работы учащимися.
Из предложенных заданий выделяется последнее: словообразовательный анализ слов «осенний», «пламенный», «крашеный». У учащихся должен возникнуть вопрос о правописании суффикса в слове «крашеный». Если ребята не спросят сами, учитель должен подвести учащихся к этому вопросу. Это пропедевтическое задание на различение отглагольных и отымённых прилагательных. Ученики должны уяснить разницу в правописании Н–НН в суффиксах отымённых и отглагольных прилагательных.
Слайд № 11. Осложнённое списывание с графическими обозначениями.
Слайд № 12. Задание: исправить ошибки в образовании форм сравнения прилагательных.
Слайд № 13. Подведение итогов работы.
Ответьте на вопрос: Как вы понимаете последнюю строчку из стихотворения Н.И.Рыленкова?
Необходимо вспомнить структуру рассуждения (тезис – аргументация – вывод). Учащимся предложено написать только тезис (ответ на вопрос). Объём письменной работы 3–5 предложений.
Это задание соответствует заданию ОГЭ.
Задания, которые расположены на слайдах № 11, 12, 13, проверяет учитель, собрав тетради учащихся.
Таким образом, реализуются заявленные личностные, метапредметные и предметные результаты.
Библиография
- Федеральная рабочая программа основного общего образования. Русский язык. М., 2022. С. 24–30, 32–34.
- Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М.: Просвещение, 1984. С. 126-135.