Танцы эпохи барокко

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку», Дополнительное образование

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


В музыкальной школе на занятиях по специальности одним из программных требований является исполнение музыки эпохи барокко. Она часто представлена танцевальными жанрами (менуэт, бурре, ригодон и др.). Учащиеся, видя название произведения, зачастую даже не понимают, что речь идет о танцах. Ведь в настоящее время редко встретишь ребенка, увлекающегося барочными танцами, знающего их названия и особенности. Среди молодежи популярны хип-хоп, брейк-данс, балет, народный танец. Исполнение таких танцев можно увидеть по телевизору, на концертах, поэтому эти стили узнаваемы и понятны. Барочный же танец тесно связан с культурой и этикетом эпохи барокко. Для того чтобы исполнять барочную музыку, нужно знать исторический контекст, что сложно даже для детей, которые ходят в музыкальную школу. Кроме того, музыка данной эпохи требует особого подхода к ритму и стилю исполнения, и, конечно, каждый конкретный танец уникален, имеет свои особенности и повод для исполнения.

Отсюда проистекает главная цель урока-лекции: сформировать у учащихся представления о танцевальной музыке эпохи барокко.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи урока:

  • познакомить учащихся с танцами эпохи барокко;
  • разобрать особенности каждого танца;
  • дать представление о звучании мировых шедевров, созданных в данную эпоху;
  • закрепить и обобщить знания, чтобы в последствии использовать их в классе специальности.

Ход урока

Слайд 1. Танцы эпохи барокко отражают эстетику и культурные особенности периода с конца XVI до середины XVIII веков. Рассвет барочного танца происходит во Франции при дворе Людовика XIV. В это время танец становится неотъемлемой частью придворной жизни, играет важную роль не только в развлечениях, но и в политике и дипломатии, служит средством общения и демонстрации статуса.

Слайд 2. Среди популярных танцев того времени, которые чаще всего исполняются учащимися музыкальной школы, можно выделить менуэт, гавот, ригодон, бурре и контрданс.

Слайд 3. Менуэт (от фр. menuet, от menu pas - «маленький шаг») – старинный французский народный танец, с плавными изящными движениями, который исполнялся чаще всего парами. Произошёл от народного хороводного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем, который исполнялся в сдержанной, галантной манере и постепенно превратился в «танец королей» и стал «королём танцев».

Слайд 4. Основные характеристики менуэта:

Темп: умеренный.

Размер: обычно 3/4.

Музыкальная форма: как правило, состоит из двух частей, каждая из которых повторяется дважды (AABB).

Ритм: четкий, с акцентами на первую долю такта.

Исполнение: в отличие от парных круговых танцев, доминировавших в XIX веке, менуэт обращен к зрителю. Особое внимание в менуэте уделяется поклонам. В начале и в конце танца обязательно следует поклон зрителю, потом поклон друг другу. Шаг менуэта не просто мелкий, а скользящий, плавный, каждое движение вытекает из предыдущего без перерыва. Достичь этого помогают пружинные приседания - плие, медленный подъем на полупальцы и такое же медленное опускание. Быстрые переходы от позиции к позиции позволяли дамам показывать из-под платья красивые туфельки, а кавалерам - щеголять затянутыми в нарядные чулки ногами. Те, у кого ноги были слишком худыми и короткими в менуэте проигрывали (некоторые танцоры поэтому пользовались накладными икрами).

Слайд 5. Многие композиторы эпохи барокко писали менуэты, включая таких известных мастеров, как Ж.-Б.Люлли, И.С.Бах. Менуэт получил своё развитие и в эпоху классицизма. У В.А.Моцарта иногда приобретал лирический характер, у Й.Гайдна обрёл юмористическую окраску, сближаясь по характеру с народным танцем, Л.В.Бетховен в сими симфониях заменил 3 часть скерцо на менуэт.

Слайд 6. Гавот (от фр. gavotte, праванс.gavoto - «танец гавотов» - жителей области Овернь во Франции) – это старинный французский народный танец. Вначале был хороводным танцем с четким ритмом и грациозным характером, который обычно исполнялся в умеренном темпе с акцентами на сильных долях такта. Известен с XVI в., в XVII в. стал придворным, приобрёл жеманный и грациозный характер.

Слайд 7. Основные характеристики гавота:

Темп: умеренный, иногда немного медленный.

Размер: чётный 4/4 или 2/2, начало с затакта в две четверти или половинную.

Музыкальная форма: обычно состоит из двух частей, каждая из которых повторяется. Нередко трёхчастен, 2-я ч. более просторного строения, иногда её образует мюзет пасторального характера, затем повторяется 1 часть.

Ритм: В гавотах часто встречаются акценты на первой и третьей доле такта, что придает танцу ощущение торжественности и величия. Каждые два такта образуют одну группу, заканчивающуюся всегда на сильном времени. Наименьшие длительности нот - восьмые.

Исполнение: Танец может быть как сольным, так и парным. Историки просматривают в этом танце-цепочке кельтское происхождение. В танце используются шаги зигзагами, поклоны и повороты и движение пар цепочкой по кругу.

Слайд 8. Гавоты можно найти в сюитах для клавесина И.С.Баха, в сборниках «Pieces de clavecin» Ф. Куперена, а также в творческом наследии Ж.Шамбоньера, Ж.-Б.Люлли, Ж.-Ф.Рамо и других мастеров эпохи барокко.

Слайд 9. Ригодон (от фр. rigaudon, rigodon) - французский народный танец, получивший распространение в XVII в. По версии Ж.Ж.Руссо получил свое название от имени предполагаемого создателя Риго - «rigaud», что означает «веселый». Первоначально он был народным танцем, но со временем стал частью придворной культуры.

Слайд 10. Основные характеристики ригодона:

Темп: умеренно быстрый.

Размер: двухдольный танец 2/2, alla brave.

Музыкальная форма: относится к жанру хороводов, состоящий из 3-4 повторяющихся разделов с неравным количеством тактов.

Ритм: чаще всего исполняется в мажорной тональности, создавая ощущение радости и легкости, с акцентами на сильных долях такта.

Исполнение: плавные, грациозные шаги, часто включающие повороты и небольшие прыжки. Пары двигаются влево, меняются партнерами, кавалеры вращаются под руку с девушкой и подпрыгивают с вынесением одной ноги вперед.

Слайд 11. С конца XVII в. приобрёл известность, как торжественный придворный танец, а так же вошёл в инструментальную танцевальную сюиту (Г.Муффат, Г.Ф.Фишер) и был номером в балетах и балетных дивертисментах опер французских композиторов (Ж.-Б.Люлли, Ж.-Ф.Рамо, Ф.А.Филидор).

Слайд 12. Бурре (фр. bourrée, отbourrer - «делать неожиданные скачки») – старинный французский народный танец, который предположительно возник в провинции Овернь в середине XVI века. В различных районах Франции бытовали Бурре 2-х и 3-х дольного размена с синкопированным острым ритмом. Во 2-й половине XVI века проник в Париж и в XVII веке стал придворным танцем.

Слайд 13. Основные характеристики Бурре:

Темп: быстрый, с акцентами на сильные доли, что придает живость и энергичность.

Размер: чётный (alla breve), обычно 2/4 или 4/4.

Ритм: чёткий, затакт в одну тактовую долю.

Музыкальная форма: часто используется простая структура с повторяющимися мелодическими фразами.

Исполнение: танцевальные движения включают шаги, прыжки и повороты. Это довольно энергичный танец, который мог исполняться, как сольным танцором, так и группой людей.

Слайд 14. Бурре в эпоху барокко вошел в репертуар придворных балетов и танцевальных сюит, в середине XVII века - в инструментальную сюиту в качестве последней части, а так же в сценические произведения. Например, балет Ж.-Б.Люлли «Переодетая любовь», опера «Фаэтон». Одним из известных примеров – «Бурре» из оркестровой сюиты Иоганна Себастьяна Баха.

Слайд 15. Контрданс (от англ. country dance – «деревенский танец») - старинный английский народный танец появился в Англии в XVI веке и стал популярным во многих странах Европы, включая Францию, где он приобрел черты, характерные для танцев эпохи барокко. Впервые упоминается в литературе в 1579. Берёт своё начало от хороводов и шествий в честь праздника весны. В отличие от большинства популярных в эпоху барокко народных танцев, контрданс пары танцуют лицом друг к другу, а не по кругу.

Слайд 16. Основные характеристики контрданса:

Темп: подвижный.

Размер: 2/4, 6/8.

Ритм: музыка ритмичная, варьировалась очень разнообразно.

Музыкальная форма: музыка была простой по структуре, часто состоящей из повторяющихся частей.

Исполнение: основная особенность - возможность участия любого количества пар, образующих круг или 2 параллельные линии танцующих, которые по очереди повторяют фигуры танца. Движения были простыми и естественными, включали шаги, прыжки, повороты и кружение. В отличие от более сложных и изысканных танцев, которые требовали специальной подготовки, контрданс мог исполняться даже теми, кто не имел глубоких знаний о танцах.

Слайд 17. Мелодии контрдансов часто использовались композиторами, как темы вариаций, в балетах в качестве заключительного номера. Контрдансы писали многие известные композиторы того времени, такие как Ж.-Б.Люлли и Г.Ф.Гендель. Со временем контрдансы трансформировались в другие формы народных танцев, такие как кадриль и котильон, которые оставались популярными вплоть до XIX века.

Слайд 18. В заключение нашего урока выявим основные черты танцев эпохи барокко:

Танцы эпохи барокко берут свое начало в народном творчестве. Вдохновленные жизнью простого народа, они впитали в себя ритмы и мелодии, которые звучали на сельских свадьбах и праздниках, а позже стали основой для более сложных композиций, которые заполнили дворцы Европы и быстро завоевали популярность среди знатных особ, стремившихся продемонстрировать свой статус и утонченность. Великолепные костюмы, сложные хореографические фигуры, элегантные движения, четкие линии, прекрасная музыка, которая часто исполнялась оркестром или ансамблем инструментов, таких как скрипки, флейты, лютни и клавесины создавали атмосферу волшебства и восхищения. Мастера танца, оттачивая каждое движение, переносили зрителей в мир, где исполнялся не только танец, но и целая история, заключенная в каждом па. Каждое движение было тщательно выверено и подчинялось строгим правилам.

Современный музыкант-исполнитель, зная характерные особенности каждого танца и эпохи в целом, сможет точнее передать замысел композитора, сделать свою интерпретацию барочного танца более глубокой и осмысленной.

Литература

  1. Боссан Ф. Людовик XIV, король-артист. - М.: Аграф 2002.
  2. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII вв.- Л.: Музгиз, 1960.
  3. Ландовска В. Старинная музыка.- М. Музыкальное издательство П.Юргенсона 19132.
  4. Музыкальная энциклопедия в 6 томах, ред. Ю.В.Келдыш.- М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973.

Интернет-ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://muzofon.com/
  3. https://yandex.ru/video/preview/9022349580533187112?text=контрданс%20ясень%20слушать&path=yandex_search&parent-reqid=1734683430908482-2912398408300613184-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-249-BAL&from_type=vast
  4. https://pinkamuz.pro/cover/vinyl3.png