Поиск информации или информационный поиск – важная часть подготовки школьного проекта. Без качественного прохождения данного этапа невозможно сделать успешный проект. Поэтому важно понимать, как правильно искать информацию, где её можно найти, какие источники информации существуют и являются надежными и достоверными.
Цель поиска информации: получение различных сведений по теме проекта из разных источников. Поиск информации – это разновидность процесса обработки информации.
Во время урока необходимо сделать акцент на том, как правильно выбирать источники информации, какие существуют принципы информационного поиска, каким источникам можно доверять.
Цели урока:
- методическая: показать актуальность данной темы;
- учебная: обучение поиску и подбору информации для школьного проекта;
- воспитательная: развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным источникам.
Задачи урока:
- Ознакомить учащихся с понятием информационного поиска;
- Формирование навыков поиска информации в различных видах источников;
- Отработка навыков и умений: выделения ключевых слов, сравнения информации, критического анализа, отбора литературных и интернет-источников;
- Расширение кругозора учащихся;
- Формирование информационной культуры.
Оснащение и методическое обеспечение урока:
- компьютерный класс, подключенный к Интернету;
- АРМ учителя,
- доска.
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка задачи
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня поговорим с вами о том, как найти и выбрать литературу к вашему проекту. Вы уже знаете свои темы проектов?
Дети называют темы своих проектов.
Учитель: Работа над проектом начинается с чего?
Ребенок 1: С темы!
Ребенок 2: С определения проблемы.
Учитель: Что же такое тема проекта и что – проблема?
Ребенок 1: Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования.
Ребенок 2: Мы отвечаем на вопрос: что я не знаю?
Учитель: Правильно. Тогда что такое тема проекта?
Ребенок 1: Тема – предмет рассмотрения, то, что обсуждается, исследуется.
Учитель: Правильно. Итак, сегодня мы будем учиться искать и подбирать литературу к проектам, поэтому нам понадобятся ваши темы.
3. Поиск источников информации
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на темы своих работ. Понятны ли они вам? Знаете ли вы значение всех слов? Если какие-то слова вам незнакомы или вы не уверены в их значении, выпишите их.
Дети читают свои темы, выписывают незнакомые слова.
Учитель: Теперь нам нужно найти определения этих слов. Где мы будем их искать?
Ребенок 1: В Интернете!
Ребенок 2: В словаре.
Учитель: Правильно. Мы можем проверить определения этих слов в словаре.
Дети работают со словарями, выписывают определения незнакомых слов.
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, свои темы ещё раз. Всем ли они понятны? Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте.
Дети задают вопросы по своим темам, уточняют определения, делают необходимые пометки.
Учитель: Итак, мы с вами разобрались с темами. Давайте теперь подумаем, какие слова у нас будут ключевыми?
Ребенок 1: А что такое «ключевые слова»?
Учитель объясняет, что это слово или словосочетание из текста документа или запроса, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска. Эти слова помогают искать нужную информацию в книгах и интернете.
Учитель: Теперь вы знаете, что такое ключевые слова. Давайте попробуем составить список ключевых слов к вашим проектам и уточним их значения, если это необходимо.
Дети выписывают ключевые слова, проверяют значения с помощью словарей и справочников.
Учитель: Как вы думаете, нужно ли нам что-то ещё сделать для того, чтобы найти информацию по теме нашего проекта?
Ребенок 1: Нет, можно сразу тему в поисковик ввести.
Учитель: А если поиск не поможет? Например, будет выдавать ссылки на похожие темы, но тебе они не подходят.
Ребенок 2: Нужно по-другому задать запрос.
Учитель: Как по-другому?
Ребенок 2: Как-то переформулировать и снова ввести в поисковик.
Учитель: А если нет интернета? Как тогда быть?
Ребенок 1: Посмотреть в книгах!
Учитель: Правильно. Где мы берем книги?
Ребенок 1: Дома в шкафу книжном.
Ребенок 2: В книжном магазине.
Ребенок 3: В библиотеке.
Учитель: Итак, мы переходим ко второму этапу поиска информации. Чтобы найти нужную информацию необходимо ответить на вопросы:
- Какая информация, сведения, данные нас интересуют?
- Какие документы могут содержать нужную информацию?
- Где найти информацию?
- Кто может в этом помочь, у кого можно проконсультироваться?
- В какие организации можно обратиться с вопросом?
Учитель: Теперь мы с вами знаем, что нужно сделать, прежде чем начинать искать информацию. Давайте разберемся подробнее какие бывают источники информации.
Виды источников информации:
- Литературные источники: справочники, энциклопедии, учебники, научная, научно-популярная литература.
- Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации: научные, научно-популярные фильмы и ТВ-передачи, художественные фильмы, записи интервью, подкасты и т.п.
- Сеть Интернет.
- Люди как носители информации: специалисты, профессионально занимающиеся изучением интересующего вопроса, неспециалисты.
- Реальные объекты, которые подлежат изучению.
Учитель: Мы знаем, какие бывают источники информации, но как же нам, всё-таки, найти в них то, что нужно нам для проекта?
Ребенок 1: Посмотреть по оглавлению!
Ребенок 2: Использовать алфавитный указатель.
Ребенок 3: Поискать в интернете.
Учитель: Всё правильно, мы можем посмотреть оглавление, алфавитный указатель книги или поискать нужную информацию в Интернете. Что мы будем делать потом?
Ребенок 1: Если в книге есть нужная нам информация, мы её покупаем или берем в библиотеке и записываем в список использованной для проекта литературы.
Учитель: Да. Давайте повторим все этапы поиска информации.
Этапы поиска:
- Изучить библиографические указатели по теме проекта: в библиотеке и Интернете.
- Отобрать необходимые книги.
- Найти издания для изучения.
- Составить список литературы, включая учебники, энциклопедии, справочники, словари.
Учитель: Мы разобрались, где искать информацию, как это делать правильно и какие бывают виды источников. Теперь давайте подумаем, а все ли источники информации нам подходят?
Ребенок 1: Конечно все. Чем больше, тем лучше.
Ребенок 2: Нет, не все.
Учитель: Какие источники нам не подходят? Как вы думаете?
Ребенок 3: Сайты!
Учитель: Почему ты так думаешь?
Ребенок 2: Потому что не всегда информация в интернете достоверна.
Учитель: Да, правильно. Давайте разберемся, что же мы можем использовать в качестве источника информации для проекта?
Что можно использовать в качестве источника информации для проекта?
- Интернет: официальные сайты организаций, научные сайты и порталы.
- Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации (научные и научно-популярные, художественные фильмы, ТВ-передачи, записи интервью, подкасты).
- Литературные источники: энциклопедии, справочники, словари, научные и научно-популярные издания как в печатном, так и в электронном формате.
- Реальные объекты, которые подлежат изучению.
- Люди, как носители информации.
Учитель: Итак, теперь вы знаете, что мы можем использовать во время поиска и сбора информации. А как вы считаете, Википедия входит в этот список?
Ребенок 1: Конечно. Это же энциклопедия!
Ребенок 2: Но там много статей о знаменитостях, об этом не пишут в словарях…
Учитель: К сожалению, Википедия не является достоверным источником информации, ребята! Запомните – все сведения, указанные в ней, требуют дополнительной проверки. В других источниках. Например, в бумажных справочниках и энциклопедиях.
4. Практическое задание
Учитель: Итак, теперь мы знаем всё о поиске информации для проекта. Давайте попробуем применить свои знания на практике. Пожалуйста, сделайте задание.
Задание:
- Найти 2-3 ключевых слова для своего проекта и записать их.
- Подумать, в каких литературных источниках можно найти их определения, информацию о них.
- Найти 2-3 книги по теме своего проекта в фонде библиотеки.
- Выписать библиографическое описание отобранных книг.
5. Завершение урока. Рефлексия. Подведение итогов работы
Учитель: Сегодня мы поговорили с вами о том, как искать информацию для проекта, какие бывают виды источников информации, что является достоверным источником информации, а что нет. Понравился ли вам наш урок? Узнали ли вы для себя что-то новое и полезное?
Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями и мыслями об изученной теме.
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь записано то, что вы должны уметь после нашего урока. Подумайте, всё ли вы знаете, всё ли вам понятно? Если у вас есть вопросы – задавайте.
Рефлексия
После проведенной работы с литературой мы умеем:
- Ориентироваться в выбранной теме, то есть знаем о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, можем четко сформулировать актуальность темы.
- Ознакомлены теоретически с различными методами и методиками изучения темы.
- Готовы сделать «Обзор литературы».
- Можем сформулировать или уточнить задачи проекта, конкретизировать цель и разработать его план.
- Можем проанализировать результаты своей работы и сравнить свой проект с другими похожей тематики.
Учащиеся обсуждают полученную информацию, задают вопросы.
Учитель: Все сегодня отлично поработали. Всем спасибо.