Применение интеллект-карты на уроке по теме "Поиск и подбор информации для школьного проекта"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»

Классы: 5, 6


Поиск информации или информационный поиск – важная часть подготовки школьного проекта. Без качественного прохождения данного этапа невозможно сделать успешный проект. Поэтому важно понимать, как правильно искать информацию, где её можно найти, какие источники информации существуют и являются надежными и достоверными.

Цель поиска информации: получение различных сведений по теме проекта из разных источников. Поиск информации – это разновидность процесса обработки информации.

Во время урока необходимо сделать акцент на том, как правильно выбирать источники информации, какие существуют принципы информационного поиска, каким источникам можно доверять.

Цели урока:

  • методическая: показать актуальность данной темы;
  • учебная: обучение поиску и подбору информации для школьного проекта;
  • воспитательная: развитие самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным источникам.

Задачи урока:

  • Ознакомить учащихся с понятием информационного поиска;
  • Формирование навыков поиска информации в различных видах источников;
  • Отработка навыков и умений: выделения ключевых слов, сравнения информации, критического анализа, отбора литературных и интернет-источников;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Формирование информационной культуры.

Оснащение и методическое обеспечение урока:

  • компьютерный класс, подключенный к Интернету;
  • АРМ учителя,
  • доска.

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка задачи

2. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня поговорим с вами о том, как найти и выбрать литературу к вашему проекту. Вы уже знаете свои темы проектов?

Дети называют темы своих проектов.

Учитель: Работа над проектом начинается с чего?

Ребенок 1: С темы!

Ребенок 2: С определения проблемы.

Учитель: Что же такое тема проекта и что – проблема?

Ребенок 1: Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования.

Ребенок 2: Мы отвечаем на вопрос: что я не знаю?

Учитель: Правильно. Тогда что такое тема проекта?

Ребенок 1: Тема – предмет рассмотрения, то, что обсуждается, исследуется.

Учитель: Правильно. Итак, сегодня мы будем учиться искать и подбирать литературу к проектам, поэтому нам понадобятся ваши темы.

3. Поиск источников информации

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на темы своих работ. Понятны ли они вам? Знаете ли вы значение всех слов? Если какие-то слова вам незнакомы или вы не уверены в их значении, выпишите их.

Дети читают свои темы, выписывают незнакомые слова.

Учитель: Теперь нам нужно найти определения этих слов. Где мы будем их искать?

Ребенок 1: В Интернете!

Ребенок 2: В словаре.

Учитель: Правильно. Мы можем проверить определения этих слов в словаре.

Дети работают со словарями, выписывают определения незнакомых слов.

Учитель: Прочитайте, пожалуйста, свои темы ещё раз. Всем ли они понятны? Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Дети задают вопросы по своим темам, уточняют определения, делают необходимые пометки.

Учитель: Итак, мы с вами разобрались с темами. Давайте теперь подумаем, какие слова у нас будут ключевыми?

Ребенок 1: А что такое «ключевые слова»?

Учитель объясняет, что это слово или словосочетание из текста документа или запроса, несущее существенную смысловую нагрузку с точки зрения информационного поиска. Эти слова помогают искать нужную информацию в книгах и интернете.

Учитель: Теперь вы знаете, что такое ключевые слова. Давайте попробуем составить список ключевых слов к вашим проектам и уточним их значения, если это необходимо.

Дети выписывают ключевые слова, проверяют значения с помощью словарей и справочников.

Учитель: Как вы думаете, нужно ли нам что-то ещё сделать для того, чтобы найти информацию по теме нашего проекта?

Ребенок 1: Нет, можно сразу тему в поисковик ввести.

Учитель: А если поиск не поможет? Например, будет выдавать ссылки на похожие темы, но тебе они не подходят.

Ребенок 2: Нужно по-другому задать запрос.

Учитель: Как по-другому?

Ребенок 2: Как-то переформулировать и снова ввести в поисковик.

Учитель: А если нет интернета? Как тогда быть?

Ребенок 1: Посмотреть в книгах!

Учитель: Правильно. Где мы берем книги?

Ребенок 1: Дома в шкафу книжном.

Ребенок 2: В книжном магазине.

Ребенок 3: В библиотеке.

Учитель: Итак, мы переходим ко второму этапу поиска информации. Чтобы найти нужную информацию необходимо ответить на вопросы:

  1. Какая информация, сведения, данные нас интересуют?
  2. Какие документы могут содержать нужную информацию?
  3. Где найти информацию?
  4. Кто может в этом помочь, у кого можно проконсультироваться?
  5. В какие организации можно обратиться с вопросом?

Учитель: Теперь мы с вами знаем, что нужно сделать, прежде чем начинать искать информацию. Давайте разберемся подробнее какие бывают источники информации.

Виды источников информации:

  • Литературные источники: справочники, энциклопедии, учебники, научная, научно-популярная литература.
  • Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации: научные, научно-популярные фильмы и ТВ-передачи, художественные фильмы, записи интервью, подкасты и т.п.
  • Сеть Интернет.
  • Люди как носители информации: специалисты, профессионально занимающиеся изучением интересующего вопроса, неспециалисты.
  • Реальные объекты, которые подлежат изучению.

Учитель: Мы знаем, какие бывают источники информации, но как же нам, всё-таки, найти в них то, что нужно нам для проекта?

Ребенок 1: Посмотреть по оглавлению!

Ребенок 2: Использовать алфавитный указатель.

Ребенок 3: Поискать в интернете.

Учитель: Всё правильно, мы можем посмотреть оглавление, алфавитный указатель книги или поискать нужную информацию в Интернете. Что мы будем делать потом?

Ребенок 1: Если в книге есть нужная нам информация, мы её покупаем или берем в библиотеке и записываем в список использованной для проекта литературы.

Учитель: Да. Давайте повторим все этапы поиска информации.

Этапы поиска:

  1. Изучить библиографические указатели по теме проекта: в библиотеке и Интернете.
  2. Отобрать необходимые книги.
  3. Найти издания для изучения.
  4. Составить список литературы, включая учебники, энциклопедии, справочники, словари.

Учитель: Мы разобрались, где искать информацию, как это делать правильно и какие бывают виды источников. Теперь давайте подумаем, а все ли источники информации нам подходят?

Ребенок 1: Конечно все. Чем больше, тем лучше.

Ребенок 2: Нет, не все.

Учитель: Какие источники нам не подходят? Как вы думаете?

Ребенок 3: Сайты!

Учитель: Почему ты так думаешь?

Ребенок 2: Потому что не всегда информация в интернете достоверна.

Учитель: Да, правильно. Давайте разберемся, что же мы можем использовать в качестве источника информации для проекта?

Что можно использовать в качестве источника информации для проекта?

  • Интернет: официальные сайты организаций, научные сайты и порталы.
  • Аудио- и видеоисточники, мультимедийные носители информации (научные и научно-популярные, художественные фильмы, ТВ-передачи, записи интервью, подкасты).
  • Литературные источники: энциклопедии, справочники, словари, научные и научно-популярные издания как в печатном, так и в электронном формате.
  • Реальные объекты, которые подлежат изучению.
  • Люди, как носители информации.

Учитель: Итак, теперь вы знаете, что мы можем использовать во время поиска и сбора информации. А как вы считаете, Википедия входит в этот список?

Ребенок 1: Конечно. Это же энциклопедия!

Ребенок 2: Но там много статей о знаменитостях, об этом не пишут в словарях…

Учитель: К сожалению, Википедия не является достоверным источником информации, ребята! Запомните – все сведения, указанные в ней, требуют дополнительной проверки. В других источниках. Например, в бумажных справочниках и энциклопедиях.

4. Практическое задание

Учитель: Итак, теперь мы знаем всё о поиске информации для проекта. Давайте попробуем применить свои знания на практике. Пожалуйста, сделайте задание.

Задание:

  1. Найти 2-3 ключевых слова для своего проекта и записать их.
  2. Подумать, в каких литературных источниках можно найти их определения, информацию о них.
  3. Найти 2-3 книги по теме своего проекта в фонде библиотеки.
  4. Выписать библиографическое описание отобранных книг.

5. Завершение урока. Рефлексия. Подведение итогов работы

Учитель: Сегодня мы поговорили с вами о том, как искать информацию для проекта, какие бывают виды источников информации, что является достоверным источником информации, а что нет. Понравился ли вам наш урок? Узнали ли вы для себя что-то новое и полезное?

Учащиеся высказывают свое мнение, делятся впечатлениями и мыслями об изученной теме.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь записано то, что вы должны уметь после нашего урока. Подумайте, всё ли вы знаете, всё ли вам понятно? Если у вас есть вопросы – задавайте.

Рефлексия

После проведенной работы с литературой мы умеем:

  • Ориентироваться в выбранной теме, то есть знаем о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, можем четко сформулировать актуальность темы.
  • Ознакомлены теоретически с различными методами и методиками изучения темы.
  • Готовы сделать «Обзор литературы».
  • Можем сформулировать или уточнить задачи проекта, конкретизировать цель и разработать его план.
  • Можем проанализировать результаты своей работы и сравнить свой проект с другими похожей тематики.

Учащиеся обсуждают полученную информацию, задают вопросы.

Учитель: Все сегодня отлично поработали. Всем спасибо.