Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранному (в нашем случае немецкому) языку является наряду с развитием коммуникативных умений одной из основных целей обучения языкам. Страноведческий компонент, включающий в себя знания особенностей культуры, исторических сведений, нравов и обычаев, народных традиций, реалий и их отражение в языке, является основным содержанием обучения. Без них иностранный язык представляет собой свод лексико-грамматических правил и набор синтаксических конструкций, которые хоть и составляют языковую систему, но оторваны от настоящего живого языка и иноязычной культуры. Знакомство с рождественскими традициями Германии призвано не только представить учащимся реальную картину жизни немцев, но и оживить лексико-грамматический материал, подать его в новом контексте, насытить изучаемый материал эмоционально, апеллировать к чувствам учащихся и пробудить (или поддержать) интерес и повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Ниже предлагаем разработку урока «Знакомство с рождественскими традициями Германии» („Rund um Weihnachten“) и презентацию для использования её на уроке.
Thema: Rund um Weihnachten
Zielgruppe: A2/B1, Jugendliche
Zeit: Zwei Unterrichtseinheiten je 45 Min. (insgesamt 90 Min.)
Lernziel: Die Schüler können über Weihnachtstraditionen sprechen.
Abkürzungen für Sozialformen: EA – Einzelarbeit, PA – Partnerarbeit, PL – Plenum
Weitere Abkürzungen: S. – Schüler, LK - Lehrkraft
Zeit |
Unterrichts-phase |
Teillernziel |
Lernaktivität |
Sozial-form |
Medien / Hilfsmittel |
4-5 |
Organisato-risches und Einstieg ins Thema |
Schüler (weiter S.) können ihr Vorwissen zum Thema „Weihnachten“ aktiveren und ihre Gefühle ausdrücken. |
S. nennen bekannte Feste in Deutschland und sensibilisieren für das Thema „Weihnachten“ anhand des Bildes, z.B. Weihnachten ist für mich ein schönes Fest. Ich finde Weihnachten … |
PL |
Folie 1 |
10 |
Wortschatz-arbeit: |
S. können die Gegenstände auf dem Bild und weitere Weihnachtssymbole nennen. |
S. nennen die ihnen bekannten Weihnachtssymbole. LK sammelt die Ideen an der Tafel. |
PL |
Folie 2 |
S. scannen den QR-Code und spielen online ein Wortschatz-Spiel in Wordwall und üben die Weihnachtssymbole ein. |
PA |
Folie 3 |
|||
10 |
Sprechen: Weihnachts-bräuche |
S. können über Weihnachtsbräuche sprechen. |
S. schauen die Bilder an, besprechen zuerst in den Kleingruppen und sagen dann im Plenum: |
GA/PL |
Folien 4-6 |
10 |
Das Datum: Wortbildung und Grammatik |
S. können das Datum nennen. |
S. wiederholen die Ordinalzahlen und nennen die angegebenen Daten. |
PL |
Folien 7-9 |
S. ergänzen die Tabelle. S. beantworten die Fragen mit „wann?“ über Advents - und Weihnachtszeit und sagen das richtige Datum. |
EA GA/PL |
||||
15 |
Weihnachts-geschenke: Schreiben und Sprechen |
S. können sagen, welche Geschenke und von wem zu Weihnachten geschenkt werden. |
S. schauen das Bild an und sagen, welche Geschenke zu Weihnachten typisch sein können. |
PL |
Folie 10 |
S. lesen und analysieren Beispiele auf Folie 11 und schreiben über ihre Geschenke. | PL EA |
Folie 11 | |||
Dann tauschen sie die Arbeiten mit ihren Partnern, lesen die Sätze und korrigieren, wenn nötig. | EA | ||||
Anschließend werden die Antworten im Plenum vorgelesen. | PL | ||||
4-5 |
Bewegungs-pause |
S. können sich vom langen Sitzen erholen. |
S. machen einem Schüler Bewegungsübungen nach. |
PL |
|
10 |
Weihnachts-wünsche: Schreiben |
S. können Weihnachtswünsche schreiben. |
S. scannen den QR-Code und spielen online: sie stellen aus den angegebenen Wörtern Weihnachtswünsche zusammen. |
PA |
Folie 12 |
Anschließend schreiben die S. ihren eigenen Weihnachtswunsch auf eine Weihnachtskarte. Die Karten werden aufgehängt oder an die Pinnwand gebracht und von S. gelesen. |
EA | ||||
14-15 |
Internet-Recherche zum Thema „Stille Nacht, heilige Nacht“ |
S. können nach den angegebenen Fragen die Informationen im Internet finden. |
S. lesen die Fragen zur Geschichte des Lieds „Stille Nacht, heilige Nacht“, suchen in Kleingruppen die Informationen im Internet und notieren die Antworten. |
GA |
Folie 13 |
Die Ergebnisse werden im Plenum besprochen. | PL | ||||
5 |
Gemeinsames Singen |
S. können ein Weihnachtslied singen. |
S. singen das Lied „Stille Nacht, heilige Nacht“ (Karaoke) |
PL |
Folie 14 |
4-5 |
Evaluation |
S. können ihre Arbeit und ihren Lernfortschritt im Unterricht einschätzen und einander Weihnachtsgrüße sagen. |
S. beantworten die Fragen der LK für sich selbst und im Plenum: |
EA, PL |
Folie 15 |
1-2 |
Abschluss |
|
S. danken einander für die Arbeit im Unterricht und schreiben die Hausaufgabe auf. |
PL |
|
Ниже следуют краткие пояснения и методические рекомендации к проведению урока.
Для создания рождественской атмосферы в классе важно празднично украсить его, используя небольшую ёлочку с новогодними игрушками, адвент-календарь, носочки для подарков, рождественский венок, свечи, фигурку Щелкунчика, гирлянды и т.п. Они помогут настроиться на тему урока и будут служить опорой в назывании символов Рождества на начальном этапе урока.
Онлайн-игры «Символы Рождества» и «Рождественские поздравления» в Wordwall (слайды 3 и 12) могут выполняться на планшете, смартфоне или стационарном компьютере вдвоем или индивидуально. Для этого слайды снабжены QR-кодом и ссылкой. При отсутствии технической возможности учитель может модерировать игру на интерактивной доске.
Обсуждение рождественских традиций (слайды 4-6) предполагают групповое обсуждение с последующим представлением результатов всем классом и участие учителя в качестве эксперта для коррекции или комментирования и пояснения.
Работа над порядковыми числительными (слайды 7-9) часто представляет собой трудности во всех классах, поэтому их тренировке отводится определённая роль на уроке. Работа с календарём и называние праздничных дат хорошо вписываются в тему рождественских праздников.
Тема рождественских подарков (слайды 10-11) интересна для обсуждения, т.к. является актуальной в предпраздничные дни. На знакомом лексическом материале происходит тренировка грамматических структур: дательный и винительный падежи существительных и личных местоимений, их порядок следования в предложении.
Мини-исследование песни „Stille Nacht, heilige Nacht“ позволяет чуть глубже познакомиться с историей создания всемирно известной рождественской песни (слайд 13). Поиск материала происходит по заданным вопросам. Если технической возможности осуществить это на уроке нет, можно предварительно дать это задание на самостоятельное изучение дома или на уроке информатики, а обсудить на данном уроке.
Урок завершается совместным пением песни „Stille Nacht, heilige Nacht“ (слайд 14) и рождественскими пожеланиями друг другу. Можно вручить друг другу открытки с поздравлениями, которые были написаны выше (слайд 12).