Системная модель планируемых предметных результатов
|
5 класс |
Общение |
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как? |
Виды общения. По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. |
|
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо. |
|
Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. |
|
Речевая деятельность |
Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. |
|
Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения. |
|
Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.) |
|
Голос, каким он может быть. |
|
Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки. |
Этикет |
Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. |
Речевые жанры |
Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. |
|
Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста. |
|
Речь деловая. Объявление устное и письменное. |
|
Речь художественная. Сказочные истории. |
Основное содержание рабочей программы
Общение | |||
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Виды общения. Вежливость. В чем она состоит. Этикетный диалог. | |||
Предметные и метапредметные (М) результаты |
Личностные результаты |
||
Начальный |
Повышенный |
Высокий |
|
Объяснять смысл понятий: риторика, общение, речевая ситуация, вежливость, этикет, диалог, спор. |
Иллюстрировать понятия |
Создавать сочинение-рассуждение на тему «Искусство красиво говорить» |
Осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера. |
Определять отличительные черты риторики как искусство речи. |
Иллюстрировать отличительные черты риторики как искусство речи на примере высказывания или рассуждения на определенную тему |
Создавать собственное высказывание, соблюдая коммуникативные задачи. |
|
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля (Государственный литературный музей https://goslitmuz.ru/ |
||
Цифровые ресурсы МЭШ |
Сценарий темы “Что такое общение» |
||
Оценочные процедуры |
Возможные оцениваемые виды деятельности учащихся: |
Речевая деятельность |
|||
Правила для слушающего. Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения. Правка текста. Виды правки. Голос, каким он может быть. |
|||
Предметные и метапредметные (М) результаты |
Личностные результаты |
||
Начальный |
Повышенный |
Высокий |
|
Объяснять, какие функции выполняет чтение в жизни человека и общества (эстетическую, развлекательную, познавательную и др.) |
Иллюстрировать размышления о чтении литературы и её значении в жизни человека и в ходе учебной дискуссии, делать выводы, отражать их в форме развернутых устных и письменных высказываний |
Выполнять творческие работы о роли чтения в жизни человека и общества, обобщая собственный читательский опыт |
Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира посредством приобщения к уникальным образцам книжной культуры |
Давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос по изученному по предложенному плану |
Аргументировать свои ответы в устном и письменном высказывании. |
Создавать развернутые устные высказывания на основе наблюдений над сюжетом самостоятельно прочитанного произведения |
|
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
Музей книги в Российской государственной библиотеке https://www.rsl.ru/ru/events/halls/muzej-knigi |
||
Цифровые ресурсы МЭШ |
Пособие“ Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем” |
||
Оценочные процедуры |
развернутый (устный или письменный) ответ на вопросы, практикум, составление текстов разных стилей, творческое задание, создание монологической, диалогической речи. |
Этикет |
|||
Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности |
|||
Предметные и метапредметные (М) результаты |
Личностные результаты |
||
Начальный |
Повышенный |
Высокий |
|
Фиксировать “точки удивления” при чтении произведений, формулировать вопросы, возникающие в процессе их чтения и осмысления |
Делать самостоятельные наблюдения над изучаемыми произведениями и обобщать их в форме развернутого устного или письменного высказывания |
Выполнять и обобщать свои наблюдения над самостоятельно прочитанным произведением в собственном тексте, схеме, инфографике, творческой работе |
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств |
Выражать своё впечатление от прочитанного произведения (эпизода, текста), передавать свои чувства и мысли, возникающие после его прочтения, в развернутом устном высказывании |
Сопоставлять свое высказывание о прочитанном тексте с высказываниями других читателей (одноклассников), задавать вопросы о прочитанном тексте и его восприятии другими читателями в ходе обсуждения, дискуссии |
Создавать собственное литературное произведение (авторскую сказку, рассказ, сказ, стихотворение и др.), используя богатство языка, изобразительно-выразительные средства (М) |
|
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
Государственный литературный музей Государственный литературный музей (goslitmuz.ru) |
||
Цифровые ресурсы МЭШ |
Сценарий темы “ Речевой этикет. Формулы речевого этикета ” |
||
Оценочные процедуры |
- развернутый (устный или письменный) ответ на вопросы , практикум, составление текстов разных стилей, творческое задание, создание монологической речи. |
Речевые жанры |
|||
Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. Разные виды речи. |
|||
Предметные и метапредметные (М) результаты |
Личностные результаты |
||
Начальный |
Повышенный |
Высокий |
|
Распознавать разные виды речи на примере произведений и других видов искусства. |
Строить устные и письменные высказывания с использованием понятий о видах речи. |
Использовать знания о речевых жанрах при интерпретации произведений художественной литературы и других видов искусства |
Формирование нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активного неприятия асоциальных поступков, свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства на основе чтения и изучения литературы, затрагивающей сострадания и милосердия, человека и общества, христианские мотивы |
Формулировать вопросы, возникающие в процессе чтения и осмысления |
Делать самостоятельные наблюдения над текстом и обобщать их в форме устного или письменного высказывания |
Создавать речевую ситуацию, в которой уместно было бы употребление разных типов речи. |
|
Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны |
Музей “Рождение Сказки и Славянской мифологии” http://www.muzeiskazki.ru/ |
||
Цифровые ресурсы МЭШ |
Обучающий урок из серии "Развитие речи", знакомящий учеников с умением описывать помещение. |
||
Оценочные процедуры |
Возможные оцениваемые виды деятельности учащихся: |