Рабочая программа "Основы риторики"

Разделы: Русский язык, Дополнительное образование, Руководство учебным проектом

Класс: 5


Системная модель планируемых предметных результатов

 

5 класс

Общение

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения. По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.
Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора.

Речевая деятельность

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

 

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

 

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

 

Голос, каким он может быть.

 

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Этикет

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности

Речевые жанры

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.

 

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

 

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

 

Речь художественная. Сказочные истории.
Речь. разговорная. Рассказ о себе.

Основное содержание рабочей программы

Общение
Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Виды общения. Вежливость. В чем она состоит. Этикетный диалог.

Предметные и метапредметные (М) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

Объяснять смысл понятий: риторика, общение, речевая ситуация, вежливость, этикет, диалог, спор.

Иллюстрировать понятия
риторика, общение, речевая ситуация, вежливость, этикет, диалог, спор.

Создавать сочинение-рассуждение на тему «Искусство красиво говорить»

Осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера.
Развитие рефлексии

Определять отличительные черты риторики как искусство речи.

Иллюстрировать отличительные черты риторики как искусство речи на примере высказывания или рассуждения на определенную тему

Создавать собственное высказывание, соблюдая коммуникативные задачи.
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

Государственный музей истории российской литературы имени В.И.Даля (Государственный литературный музей https://goslitmuz.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий темы “Что такое общение»
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/4028918?menuReferrer=/catalogue ID:4028918

Оценочные процедуры

Возможные оцениваемые виды деятельности учащихся:
- развернутый (устный или письменный) ответ на вопросы, практикум, составление текстов разных стилей, творческое задание, создание монологической речи.

 

Речевая деятельность

Правила для слушающего. Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения. Правка текста. Виды правки. Голос, каким он может быть.

Предметные и метапредметные (М) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

Объяснять, какие функции выполняет чтение в жизни человека и общества (эстетическую, развлекательную, познавательную и др.)

Иллюстрировать размышления о чтении литературы и её значении в жизни человека и в ходе учебной дискуссии, делать выводы, отражать их в форме развернутых устных и письменных высказываний

Выполнять творческие работы о роли чтения в жизни человека и общества, обобщая собственный читательский опыт

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира посредством приобщения к уникальным образцам книжной культуры

Давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос по изученному по предложенному плану

Аргументировать свои ответы в устном и письменном высказывании.

Создавать развернутые устные высказывания на основе наблюдений над сюжетом самостоятельно прочитанного произведения

 

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

Музей книги в Российской государственной библиотеке https://www.rsl.ru/ru/events/halls/muzej-knigi

Цифровые ресурсы МЭШ

Пособие“ Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. Читаем, слушаем, рассказываем”
https://uchebnik.mos.ru/material_view/composed_documents/8009731?menuReferrer=/catalogue ID:8009731

Оценочные процедуры

развернутый (устный или письменный) ответ на вопросы, практикум, составление текстов разных стилей, творческое задание, создание монологической, диалогической речи.

 

Этикет

Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности

Предметные и метапредметные (М) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

Фиксировать “точки удивления” при чтении произведений, формулировать вопросы, возникающие в процессе их чтения и осмысления

Делать самостоятельные наблюдения над изучаемыми произведениями и обобщать их в форме развернутого устного или письменного высказывания

Выполнять и обобщать свои наблюдения над самостоятельно прочитанным произведением в собственном тексте, схеме, инфографике, творческой работе

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств

Выражать своё впечатление от прочитанного произведения (эпизода, текста), передавать свои чувства и мысли, возникающие после его прочтения, в развернутом устном высказывании

Сопоставлять свое высказывание о прочитанном тексте с высказываниями других читателей (одноклассников), задавать вопросы о прочитанном тексте и его восприятии другими читателями в ходе обсуждения, дискуссии

Создавать собственное литературное произведение (авторскую сказку, рассказ, сказ, стихотворение и др.), используя богатство языка, изобразительно-выразительные средства (М)

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

Государственный литературный музей Государственный литературный музей (goslitmuz.ru)

Цифровые ресурсы МЭШ

Сценарий темы “ Речевой этикет. Формулы речевого этикета ”
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1352890?menuReferrer=/catalogue ID:1352890

Оценочные процедуры

- развернутый (устный или письменный) ответ на вопросы , практикум, составление текстов разных стилей, творческое задание, создание монологической речи.

 

Речевые жанры

Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. Разные виды речи.

Предметные и метапредметные (М) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

Распознавать разные виды речи на примере произведений и других видов искусства.

Строить устные и письменные высказывания с использованием понятий о видах речи.

Использовать знания о речевых жанрах при интерпретации произведений художественной литературы и других видов искусства

Формирование нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активного неприятия асоциальных поступков, свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства на основе чтения и изучения литературы, затрагивающей сострадания и милосердия, человека и общества, христианские мотивы

Формулировать вопросы, возникающие в процессе чтения и осмысления

Делать самостоятельные наблюдения над текстом и обобщать их в форме устного или письменного высказывания

Создавать речевую ситуацию, в которой уместно было бы употребление разных типов речи.

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

Музей “Рождение Сказки и Славянской мифологии” http://www.muzeiskazki.ru/

Цифровые ресурсы МЭШ

Обучающий урок из серии "Развитие речи", знакомящий учеников с умением описывать помещение.
https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/874921?menuReferrer=/catalogue ID:874921

Оценочные процедуры

Возможные оцениваемые виды деятельности учащихся:
- создание собственного текста
- устное или письменное сравнение жанровых эпизодов
- сочинение/творческая работа
- исследовательская работа.

Календарно-тематическое планирование курса «Основы Риторики»