Направление: методическая разработка урока математики в 1 классе по ФГОС.
Цели:
- узнать взаимосвязь сложения и вычитания;
- узнать правило нахождения неизвестного слагаемого;
- формировать вычислительные навыки;
- воспитывать патриотические качества личности учащихся через, интерес к предмету;
Задачи:
- Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств;
- Решение задаче изученных видов;
- Использование речи для регуляции своего действия;
- Выполнение заданий творческого и поискового характера;
- Контроль и оценка своей работы и её результата.
- Применение игровых моментов на уроке, как средство активизации и интенсификации учебного процесса;
Технические средства обучения:
- учебник «Математика» 1 класс автор М.И.Моро;
- листы с заданиями для учащихся, набор
- геометрических фигур, карточки с действиями
- сложения и вычитания, карточки для рефлексии;
- презентация к уроку; интернет-ресурсы; компьютер,
- мультимедийная доска;
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
- Ребята, какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?
- День защитников Отечества.
- Как вы понимаете смысл слова – Отечество?
-Родина; родная земля; место, где ты родился; земля отцов.
- А кто такие защитники Отечества?
- Защитники – это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, своё Отечество.
- От чего нужно защищать Отечество?
- От нападения врагов.
Учитель: - Сегодня мы урок математики проведем в солдатской школе.
В солдатской службе нет мелочей.
Учитель: - На уроке тоже все важно, каждая секунда на счету, и от работы каждого ученика зависит результат урока.
- Проверим боевую готовность: все ли необходимое для урока приготовлено? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
(учитель зачитывает четверостишие)
Спокойно, мирно спит страна,
Ведь есть отважные сердца…
Они к победе путь найдут,
Героям – слава! Честь! Салют!
Устный счёт
Учитель: - С чего начинает утро солдат?
Дети: - С зарядки.
Учитель: - С чего начинаем мы урок математики?
Дети: - С устного счета.
«Тренировка»
А) Состав чисел 5, 7, 10.
- Солдаты умеют точно стрелять в цель, а мы с вами сейчас точно назовём состав чисел.
Б) Решение задач.
- Солдаты умеют подавать сигналы друг другу в боях, а вы сейчас будете подавать сигналы мне.
(учащиеся показывают на карточках знак действия, с помощью которого решается данная задача)
- В первый день с парашютом прыгнуло 8 солдат, а во второй день - на 5 солдат меньше. Сколько солдат прыгнуло с парашютом во второй день? (-)
- Одна группа солдат пробежала 4 км, а другая – 3 км. Сколько всего километров пробежали обе группы? (+)
- В учениях участвовало 7 танков и 2 бронемашины. Сколько всего машин участвовало в учениях? (+)
- Один солдат попал в цель 10 раз, а другой – на 8 раз меньше. Сколько раз попал в цель второй солдат? (-)
- В Армии солдаты узнают много для себя нового и интересного и мы с вами узнаем , какие рода войск есть в российской Армии.
(Демонстрация изображений родов войск)
Пограничники:
- Попробуйте узнать солдат каких войск вы сейчас увидите?
- Пограничные войска.
- Какова задача пограничника?
- Защищать границы страны.
- Служить пограничникам помогают специально обученные собаки. Перед вами немецкая овчарка.
Танкисты:
- А это какие войска?
- Танковые.
- Что делает танкист?
3. Самоопределение к деятельности
«Тренировка»
- Настоящий солдат много тренируется и мы займёмся тренировкой.
- Вставьте пропущенные знаки и числа. (Приложение 1)
- На какие группы можно разделить примеры?
- На две группы. В одной будут примеры на вычитание, а в другой – на сложение.
- Как называются числа при сложении?
- Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.
- Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «слагаемое» и «сумма»?
- Кто догадался, о чём сегодня с вами будем говорить?
- Прочитайте тему урока.
- Связь между суммой и слагаемыми.
4. Работа по теме урока
«Препятствие»
- Солдатам в Армии приходиться преодолевать много препятствий и мы попробуем справиться с ними.
- Сколько перед вами танков?
- 4.
- А сколько вы видите пулемётов?
- 2.
- Сколько всего единиц техники? Как это записать?
- 4 + 2 = 6
- Как можно прочитать это равенство, используя термины «сумма», «слагаемое»?
- Сумма чисел 4 и 2 равна 6.
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2, сумма 6.
- Всего 6 единиц техники. Сколько единиц техники останется, если танки уедут на боевые действия.
- 2.
- Как это записать?
- 6 – 4 = 2
- А если из 6 единиц техники заберут на учения все пулемёты, то сколько единиц техники останется?
- 4.
- Как это записать?
- 6 – 2 = 4
- Итак, 6 – это 4 и 2. Если убрать 4, то останется 2, а если убрать 2, то останется 4. Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье равенства?
- Из суммы 6 вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2; из суммы 6 вычли второе слагаемое 2 и получили первое слагаемое 4.
Практическая работа в парах.
- Чтобы чему-то научиться солдатам нужно заниматься практической работой (учиться стрелять, проводить боевые учения на полигонах и мы займёмся практической работой).
- Приготовьте геометрические фигуры, которые лежат в конвертах на ваших партах. Работаем в парах.
- Положите на парту 4 треугольника синего цвета и 3 треугольника оранжевого цвета.
- Сколько треугольников синего цвета вы положили?
- 4.
- Сколько треугольников оранжевого цвета перед вами?
- 3
- Сколько всего треугольников?
- 7
- Как это записать?
(учитель записывает на доске)
- 4 + 3 = 7
- Уберите 4 синих треугольника.
- Сколько треугольников осталось?
- 3.
- Как мы получили число 3?
- 7 – 4 = 3
- Положите синие треугольники обратно. Сколько всего фигур?
- 7.
- Теперь уберите 3 оранжевых треугольника. Сколько треугольников осталось?
- 4.
- Как мы получили число 4?
- 7 – 3 = 4
(на доске получается такая запись:
4 + 3 = 7
7 – 4 = 3
7 – 3 = 4)
- Прочитайте первое равенство с использованием слов «слагаемое», «сумма».
- Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3, сумма 7.
- Прочитайте второе равенство, используя названия чисел первого равенства.
- Если из суммы 7 вычесть первое слагаемое 4, то получиться второе слагаемое 3.
- Прочитайте третье равенство, используя названия чисел первого равенства.
- Если из суммы 7 вычесть второе слагаемое 4, то получится первое слагаемое 4.
«Тренировка»
- А сейчас выполним задания №1, №2 на листах, которые находятся на ваших партах, чтобы потренироваться как настоящие солдаты. (Приложение 2)
(Демонстрация изображений родов войск)
Лётчики:
- Кто перед вами?
- Лётчик.
- Чем занимаются лётчики?
- Они ведут боевые действия на самолётах.
Моряки:
- А это кто?
- Моряки.
- Где служат моряки?
- На кораблях по морю, океану, на подводных лодках.
Физкультминутка. (под музыку) (Приложение 3)
Моя Армия сильная, сильная,
Моя Армия смелая, смелая,
Моя Армия гордая. Гордая,
Эта песня об Армии моей!Наша Армия самая сильная,
Наша Армия самая смелая,
Наша Армия самая гордая,
Ты святая защитница детей!
Физкультминутка (для рук)
- Все солдаты перед тренировкой разминаются, и мы разомнём свои пальчики.
- Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись,
Стали дружно умываться,
Полотенцем вытираться.
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не пропускаем.
Дружно делаем зарядку.
Пришли в школу
И уселись за тетрадку.
5. Закрепление
Решение задачи.
«Тренировка»
- Солдаты в Армии решают трудные задачи, которые перед ними ставят командиры и мы сейчас решим свою задачу.
- Прочитаем задачу №3.
На морской базе стояло 10 военных кораблей, отплыло на боевое дежурство 6 кораблей. Сколько военных кораблей осталось на морской базе?
- Сколько кораблей стояло на базе?
- 10.
- Положите перед собой 10 треугольников.
- Сколько кораблей отправилось на дежурство?
- 6.
- Как это показать?
- Убрать 6 треугольников.
- Сколько же кораблей осталось?
- 4.
- Как вы получили 4?
- 10-6=4 (к.)
- Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
ШКАЛА УСПЕХА
- У вас на партах лежат карточки со шкалой успеха. На первой шкале крестиком поставьте правильность своих записей, а на второй – аккуратность написанного.
- А я сейчас проверю.
(Демонстрация изображений родов войск)
Десантники:
- Переходим дальше. Представителей каких войск вы видите?
- Воздушно-десантные войска.
- Почему эти войска так называются?
- Отличительной особенностью этого рода войск являются голубые береты. Десантники способны бесстрашно спрыгивать с парашютов на любую поверхность и вести боевые действия.
Артиллеристы:
- А это кто?
- Артиллеристы.
- Догадайтесь, какова их задача?
- Уметь стрелять из пушек.
Геометрический материал.
«Тренировка»
- Посмотрите, по каким дорогам приходится ходить солдатам?
- Назовите линии, которые вы видите.
- Сколько звеньев на ломаной линии зелёного цвета?
- 3 звена.
- А вершин?
- 4 вершины.
- Посчитайте, сколько звеньев на ломаной розового цвета?
- 5 звеньев.
- А сколько вершин в ней?
- 6 вершин.
6. Рефлексия
«Тренировка»
- После многих тренировок солдаты показывают свои умения, то, чему они научились и мы сейчас покажем, как вы умеете считать.
(учащиеся получают карточки с примерами)
- Вычислите. Обменяйтесь карточками, проверьте своего товарища.
- Если всё правильно, поставьте знак +, если допущено 1-2 ошибки, поставьте знак !, а если более 2-х ошибок, то поставьте знак “–”.
7. Итог урока
- Что нового вы узнали о слагаемых и сумме сегодня на уроке?
- Как найти первое слагаемое?
- Как найти второе слагаемое?
- Где нам могут понадобиться эти знания?
- Поднимите руку, кому было сегодня трудно учиться в солдатской школе?
- Кого вы хотели бы похвалить за работу на уроке?
- Какие рода войск российской армии вы запомнили?
- А зачем нужно столько много родов войск?
- Если в армии есть различные рода войск – такая армия считается сильной: она может защитить свою страну и на море, и на суше, и в воздухе.
- Но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время?
- Армия всегда должны быть всегда готова к тому, чтобы защитить страну от внезапного нападения врага.
- А что делают солдаты в армии в мирное время?
- Они тренируются.
- Ребята, скажите, каким должен быть защитник Отечества?
(учитель зачитывает стихотворение )
- Надёжный, спокойный, уверенный, сильный -
Таков настоящий защитник России!
С ним не страшны никакие угрозы,
Ночью и днём, в жару и в морозы
Готовность солдата – номер один,
Мир – дело чести для сильных мужчин!
- А какое чувство вызывает у вас защитник Отечества?
- Гордость.
(учитель читает четверостишие)
- На площади Красной
Цветные огни,
Летят на погоны
Военных они!
- Пройдет немного лет. Для кого десять, для кого чуть меньше и многие из вас станут солдатами. Не для того, чтобы нападать на чужие страны, а для того, чтобы защищать свою страну.
Вы станете солдатами великой страны - России!
Вы станете солдатами великого русского народа!
- Ребята, что вы можете сделать уже сейчас во имя любви к Родине?
- Хорошо учиться, заниматься спортом, беречь природу, любить родителей, гордиться героями своей страны.
- Дорогие, ребята, 23 февраля не за будьте поздравить своих дедушек, пап, дядей, старших и младших своих братьев, друзей с этим праздником. Ведь пока на защите Родины стоят наши мужчины, мы можем спать спокойно.
Самооценка
- Поднимите руку те, кто считает, что похож сейчас
- на синий смайлик?
- на жёлтый смайлик?
- на зелёный смайлик?
(синий - мне пока было трудно, жёлтый – было интересно, но не всё понятно, зелёный – было интересно и понятно)
Оценка работы учащихся учителем:
- Мы решали, мы считали, выполняли всё сейчас.
Но не так удачно очень
Получилось всё у нас.
Ну, ошибся – не волнуйся,
Больше дома тренируйся:Порешай, всё повтори,
Тоже будешь впереди.
- Всем спасибо за урок!
Список литературы
- Учебник по математике для 1 класса (часть 2), школа России, авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Москва «Просвещение», 2024 г.
- Сборник стихов В.Степанова об Армии и Родине.
- Сборник В.И.Коваленко «Физкультминутки по математике»
- Э.Ханок, И.Резник «Моя армия сильная, сильная» (песня)
- Стихотворение Л.Н.Гречановой « Спокойно, мирно спит страна..»
- Картинка пограничника - https://images.hub.ldpr.ru/display?path=media/images/sevastopol/a826f33080ed8447632b588e85e88a90421755456f9216ec82d38dca970d36d0.jpg&op=resize&h=600
- Картинка танкиста -https://avatars.mds.yandex.net/i?id=e23284e52cdb9d0746718ff22c04bfe6_l-5161973-images-thumbs&n=13
- Картинка лётчика - https://i.siteapi.org/NJ5DGswdnqIxe-RuYf6c2_e-8ew=/45x0:1098x480/s.siteapi.org/2c079b90a0950c6/img/8nry8xqfwvgow00ogkwwg80o00swkk
- Картинка моряка - https://img.razrisyika.ru/kart/102/1200/405201-moryak-1.jpg
- Картинка десантника - https://cdn.culture.ru/images/a2207617-2ef9-5388-a91e-3c127d9b3a77
- Картинка артиллериста - https://enosha.ru/wa-data/public/shop/products/13/94/19413/images/17234/17234.750x0.jpeg