Чтение с пониманием является важнейшим компонентом функциональной грамотности, которая становится неотъемлемой частью жизни каждого человека. В современном мире ребенок сталкивается с текстами не только в школьных учебниках, но и в повседневной жизни: в инструкциях, объявлениях, на упаковках продуктов и даже в уличных знаках. Поэтому важно научить детей не просто читать, но и понимать, интерпретировать и использовать прочитанное в различных жизненных ситуациях. В процессе работы с младшими школьниками важно развивать их способность работать с различными видами текстов, включая инструкции, объявления и рассказы.
Одним из ключевых аспектов в подготовке детей к пониманию текстов является развитие их функциональной грамотности. Под этим понятием понимается способность использовать знания и умения для решения реальных задач. Например, ребенок должен уметь прочитать рецепт и понять, что и в какой последовательности нужно делать, или же прочитать объявление и понять, что от него требуется. Важно, чтобы ученик не только правильно прочитал текст, но и смог интерпретировать его смысл, понимать его структуру и использовать полученную информацию в практических целях.
Для того чтобы развить функциональную грамотность, учитель должен применять различные методы и подходы в работе с текстами. Одним из таких методов является систематическая работа с текстами разного типа и сложности. Каждый день школьники должны встречаться с разными жанрами текста: от простых инструкций до более сложных литературных произведений. Важно, чтобы они учились не только извлекать информацию из текста, но и понимать ее, анализировать и интерпретировать.
Когда дети начинают читать инструкции, объявления или различные письменные указания, важным моментом является акцент на понимание структуры текста. Обычно инструкции имеют определенный порядок, где шаги расположены в логической последовательности. Дети должны научиться выявлять последовательность действий, искать ключевые слова, которые помогут понять, что именно нужно сделать. Например, если ребенок читает инструкцию по сборке игрушки, он должен не только прочитать текст, но и понять, что каждое действие следует за предыдущим, и игнорировать какие-либо шаги может привести к ошибкам.
Рассмотрим, как можно работать с текстами инструкций на уроках. Для начала учитель может предложить детям простую инструкцию, например, рецепт приготовления какого-либо блюда. В процессе работы важно научить детей выделять ключевые слова, такие как "сначала", "затем", "после этого". Учитель может задать вопросы, направленные на то, чтобы дети обратили внимание на порядок действий: "Что нужно сделать первым?", "Что должно быть сделано перед тем, как начать готовить?" Такая работа способствует развитию логического мышления и помогает ребенку понять, как важно следовать четкой последовательности действий.
Важным элементом функциональной грамотности является и умение работать с объявлениями. В повседневной жизни дети часто встречаются с объявлениями, например, на остановках транспорта, в магазинах или в школах. Это может быть информация о расписании, правилах поведения, акциях и предложениях.
Обучая детей пониманию подобных текстов, учитель должен научить их не только искать основную информацию, но и понимать её в контексте. Например, если в объявлении говорится о скидке, важно, чтобы дети могли не только выделить цифры, но и понять условия скидки, которые могут быть скрыты за формулировками текста. Также важно обращать внимание на такие детали, как временные рамки ("только до конца недели") или место действия ("в магазине на улице Ленина").
Работа с текстами рассказов и других литературных произведений развивает у детей более глубокие навыки понимания и интерпретации. Учитель должен научить детей не только запоминать события, описанные в тексте, но и понимать их смысл, оценивать поступки героев и делать выводы. Очень важно развивать у детей навыки пересказа текста, умение выделять главную мысль и понимать скрытые смыслы. Для этого можно использовать различные виды вопросов: "Как бы ты поступил на месте героя?", "Почему герои поступили так, а не иначе?", "Как ты думаешь, что будет дальше?" Подобные вопросы стимулируют детей к размышлениям и развитию критического мышления, что является важной частью функциональной грамотности.
Для развития функциональной грамотности важно также уделять внимание тренировке навыков работы с текстами в различных форматах. В современном мире дети часто сталкиваются с текстами, которые содержат не только слова, но и изображения, графику, схемы. Например, детям могут предложить текст с картинками или схемами, которые помогут лучше понять содержание. Важно научить детей правильно интерпретировать такие элементы, как схемы и диаграммы, которые часто встречаются в инструкциях, объявлениях и даже в некоторых рассказах. Это развивает у детей способность анализировать и синтезировать информацию из разных источников.
Не менее важным является работа с текстами, которые требуют внимательности и концентрации. В объявлениях и инструкциях часто встречаются различные условия, исключения, подробности, которые нужно понять и учесть. Например, в объявлении о скидке может быть указано, что она действует только при определенных условиях, или в инструкции могут быть прописаны предупреждения о безопасности. Чтобы дети могли правильно воспринимать такую информацию, нужно научить их внимательно читать и не пропускать важные детали.
Итак, развитие функциональной грамотности у младших школьников требует комплексного подхода, который включает работу с различными видами текстов. Учитель должен не только обучать детей базовым навыкам чтения, но и развивать их способность понимать и интерпретировать прочитанное. Работая с инструкциями, объявлениями и рассказами, важно делать акцент на анализе структуры текста, выделении ключевой информации и ее практическом применении. Важно развивать у детей критическое мышление, внимание к деталям и умение делать выводы на основе прочитанного. Такой подход поможет детям не только успешно овладеть навыками чтения, но и научиться эффективно использовать прочитанное в реальной жизни.
Список литературы
- Борисова Н. В. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности: учебно-методическое пособие / Н.В.Борисова, Е.Л.Николаевская. Ч. 1. Краснодар: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, 2020. 100 с.
- Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / H.Ф.Виноградова, Е.Э.Кочурова, M.И.Кузнецова [и др.]. M.: Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. 288 с.
- Кузнецова М.И. Mеждународное сравнительное исследование PIRLS: возможности использования результатов для совершенствования читательской грамотности российских младших школьников / M.И.Кузнецова // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 2 (бб). С. 18-28.
- Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Понимаем ли мы, что называем читательской грамотностью? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № 1 (90). С. 33-50.