План
- Понятие интерактивного обучения.
- Задачи и требования интерактивных технологий.
- Интерактивные технологии в организации учебного процесса по профессии «Повар, кондитер»
1. Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними. Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала (после изложения нового материала), и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также делать её вместо опроса или обобщения.
Часто используется работа в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, никто из учеников не будет просиживать время на уроке, как это очень часто бывает, - все вовлечены в работу.
Подобной работой является и деятельность учеников, которые объединяются в ротационные (изменяющиеся) тройки, таким образом, учитель может перемещать учеников сколько угодно раз, задавая при этом различные вопросы.
2. Главной задачей является формирование у обучающихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе, подготовка ребят профессии, творчески мыслящих, умеющих на практике применять полученные знания и умения.
Основные требования успешного обучения в режиме интерактивной технологии:
- Положительная взаимозависимость – члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
- Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
- Индивидуальная ответственность – каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несёт ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
- Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
- Оценка работы – во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
3. В настоящее время у ребят наблюдается низкая мотивация к обучению, потому что освоение профессии – это трудный процесс, требующий много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определённые трудности, ведет к снижению интереса к профессии. Поэтому необходимо учебную практику организовать так, чтобы у ребят появлялся интерес к выбранной профессии, повышалась активность, появлялось стремление к эффективному овладению знаниями и умениями, формировались навыки. Поэтому главная задача, которая стоит перед учителем, это раскрыть творческий потенциал ребят, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность и интерес к профессии. Реализации такой задачи способствует применение интерактивных технологий, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным.
Методическое обеспечение в условиях обучения имеет свой алгоритм, который включает следующие блоки: понятийный словарь, алгоритм первичной обработки продуктов, систематизирующие таблицы по темам, инструкционно-технологические карты и блок, который служит для проверки знаний, умений и навыков, учащихся после каждой изученной теме. Задания разрабатывается в целях мотивирования ребят на будущую профессию, вовлечения их в активную самостоятельную работу по приготовлению блюд. Методическое обеспечение уроков учебной практики построено так, чтобы обучающийся не просто послушал новый материал, а запомнил и наглядно увидел подачу и оформление блюд. Такое методическое обеспечение позволяет усилить мотивацию ребят, вовлечь их в активную самостоятельную работу во время уроков, оно построено так, чтобы обучающиеся стали субъектами учебного процесса. Таким образом, комплексное методическое обеспечение профессии в условиях обучения способствует не только развитию основных мыслительных и психических процессов, но и играет основную роль в формировании профессиональных компетенций будущих квалифицированных специалистов. Интерактивные технологии обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках учебной практики. Применение интерактивных технологий направлено на подготовку обучающихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.
В своей работе я применение несколько технологий интерактивного обучения по профессии повар, кондитер:
1. Технология работы в парах
В рамках темы «Кто самый лучший повар», ребятам предлагается определенный набор карточек с продуктами (каждой паре свой набор). Задача создать свой собственный рецепт, используя все данные ингредиенты. Обучающимся необходимо придумать название, проиллюстрировать свой рецепт и представить свой рецепт группе.
2. Групповая работа – круглые столы. Успешно практикуется следующий вид групповой работы с фотографиями «Полезное блюдо». Студенты делятся на группы. Выбирают любое блюдо для проведения рекламы, Одна группа менеджеры, другая покупатели. Один из менеджеров объясняет, что они собираются продавать. Обучающиеся второй группы – что покупать. Их задача - объяснить, почему их фотография будет лучшей для этой рекламной кампании. Рекламные агенты выбирают фотографию и объясняют то, что им нужно для рекламной кампании. Когда у всех агентов будет все, что им нужно, группы меняются и игра продолжается.
3. Технология «Мозговой штурм» прочно поселилась у нас на занятиях. Она прекрасно стимулирует творческую активность. Участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, (время обсуждения проблемы ограничивается обычно 1–3 минутами). Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
4. Деловые игры
Деловая игра «Организация комплексного обеда» на тему «Питание спортсменов в Сочи», «Военно-полевая кухня в годы Великой Отечественной войны». Цели игры: с помощью игры, обучающиеся закрепляют знания по спецтехнологии. Игра развивает мышление и умение работать со справочной литературой, умение рассчитать и составлять меню, умение работать с технологическими картами, умение выбирать рабочее оборудование, средства малой механизации, воспитывает любовь к профессии и осознанное отношение к необходимости теоретических знаний в будущей профессиональной деятельности рабочего.
Деловые игры позволяют формировать необходимые профессиональные компетентности, самостоятельное критическое мышление, позволяющее принимать в проблемных ситуациях взвешенные, профессионально грамотные решения. Игра как одна из наиболее эффективных технологий формирования профессиональных и общих компетенций.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Формы работы: семинар, конференция по обмену опытом, презентации авторских материалов, аукцион идей, интерактивная игра.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
- обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т.д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
Приступая к работе учитель профессионального обучения должен представлять, что перед ним не просто студенты, которых надо воспитывать, но яркие неповторимые индивидуальности, которых он обязан глубоко уважать, ценить, у которых мало знаний, невелик социальный опыт. Главная задача учителя – помочь студентам получить и освоить опыт старшего поколения, обогатить и развить их.
Интерактивные методы обучения позволяют:
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать презентационные умения;
- формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать решение;
- формировать аналитические и экспертные умения и навыки;
- развивать креативность.