Значение кружковой работы по математике в школе

Разделы: Математика


Внеклассная работа является неотъемлемой частью процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение учащихся, углубление и расширение их знаний и умений. Важнейшей целью проведения внеклассной работы является развитие интереса к математике. В последние годы в математике возникли новые направления, которые имеют не только практическое значение, но и большой познавательный интерес [2].

По И.П.Подласову: «Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся» [5].

И.Ф.Харламов утверждает: «… наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными или внеурочными» [7].

Обновление содержания основного курса математики вызвало обновление внеклассных занятий по математике.

Математика - это широкий роскошный вид, открытый всем тем, для кого мышления составляет настоящую радость. Существуют и различные формы внеклассной работы по математике: кружки, факультативы, турниры, эстафеты, конкурсы, олимпиады, экскурсии, внеклассное чтение научно-популярной литературы, изготовление математических моделей и тому подобное.

Для того чтобы активизировать внеклассную работу, учителя постоянно ищут и находят новые формы работы: школьные научные конференции, работа в Малой академии наук, интеллектуальные игры. Указанные формы работы, особенно их элементы, часто переплетаются между ними сложно провести четкую границу. Например, во время математического вечера проводятся различные конкурсы, соревнования, заслушиваются доклады, рефераты. Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.

Математический кружок - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассной работы[4].

Кружковая работа по математике в школе играет важнейшую роль в формировании у учащихся глубокого интереса к этому фундаментальному предмету. В отличие от традиционных уроков, кружки предоставляют студентам уникальную возможность погрузиться в темы, которые вызывают у них наибольшую заинтересованность, и изучить их более подробно. Это позволяет углубить их математические знания и развить критическое мышление.

Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь в виду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъявляют желание участвовать в работе математического кружка и нередко весьма успешно занимаются там; учителю математики не следует этому препятствовать. Необходимо лишь более внимательно отнестись к таким учащимся, постараться укрепить имеющиеся у них ростки интереса к математике, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабо успевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем индивидуализации заданий, предлагаемых учителем кружковцам, можно в некоторой степени ослабить эти трудности. Главное – сохранить массовый характер кружковых занятий по математике, являющийся следствием доступности посещения кружковых занятий всеми желающими[3].

Во время занятий в кружках учащиеся могут работать над проектами, которые требуют от них применения математического аппарата на практике. Это может включать в себя решение сложных задач, проведение исследований или даже участие в математических олимпиадах. Такая форма работы не только профилирует школьников на будущие профессиональные направления, но и служит прекрасной тренировкой для развития их интеллектуальных способностей.

Целью работы математического кружка является развитие творческого потенциала школьников, способности к плодотворной умственной деятельности. Основная задача - с помощью рационально и тщательно подобранных задач раскрыть значение математики, силу ее идей и методов, сформировать математический способ мышления. С целью расширения кругозора можно ознакомить учащихся с некоторыми фактами истории математики, интересными решениями известных задач, а также с нерешенными проблемами математики.

Кроме того, кружковая работа содействует социализации учащихся. Ребята учатся работать в командах, обмениваться идеями, обсуждать решения и совместно искать выходы из сложных ситуаций. Это способствует развитию их коммуникативных навыков и уверенности в себе[6].

Отвечая на интересы и склонности учащихся, кружковая деятельность также может помочь определить, кто из них имеет предрасположенность к более углублённому изучению математики и, возможно, в будущем будет строить свою карьеру в этой области. Таким образом, кружковая работа становится своеобразным мостом между школьным обучением и профессиональной деятельностью [1].

Таким образом, кружковая работа по математике в школе не только повышает интерес учащихся к предмету, но и вносит значительный вклад в их общее развитие, социальную адаптацию и профессиональную ориентацию. Это важный элемент образовательного процесса, который заслуживает внимания и поддержки со стороны педагогов и образовательных учреждений.

Кружковая работа по математике в школе играет важную роль в развитии учащихся и обогащении их образовательного опыта. Она позволяет ученикам углубить свои знания по предмету, развивать аналитическое и критическое мышление, а также поощряет творческий подход к решению задач. Благодаря неформальной атмосфере и новизне практикуемых методов, кружки по математике становятся средой, в которой каждый ученик может раскрыть свой потенциал и укрепить уверенность в своих способностях[4].

Важным аспектом кружковой работы является и то, что она способствует формированию положительного отношения к математике, улучшает мотивацию и позволяет школьникам увидеть в предмете не только обязательный учебный курс, но и интересную науку. Увлеченные преподаватели, использующие инновационные подходы, служат для учащихся примером, вдохновляют и завлекают в удивительный мир цифр и формул.

Список использованных источников

  1. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б.Балк, Г.Д.Балк. - М.: Просвещение, 1971. - 462 с.
  2. Бойко, Л.В. Внеклассная работа по математике / Л.В.Бойко //Символ науки. – 2019. – № 9. – С. 78-80.
  3. Гребенникова Н.Л. Организация внеурочной работы по математике в современной начальной школе / Н.Л.Гребенникова, Д.З.Хасанова// Новости науки 2019: сборник материалов VIII международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 15 марта 2019 года. Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2019. С. 206-208.
  4. Кузнецова, Е.А. Основные направления и формы внеурочной деятельности по математике в средней школе в условиях введения ФГОС ООО (из опыта работы) / Е.А.Кузнецова // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва: Буки-Веди, 2017. — С. 75-77.
  5. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П.Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1. – 576 с.
  6. Сорока О.А. Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших школьников по математике / О.А.Сорока. Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. С. 189-192.
  7. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф.Харламов. – М.: Высшая школа, 2005. – 576 с.