Цель: создание условий для усвоения студентами представлений о структуре текстовой задачи, методах ее решения.
Задачи:
Образовательные:
- Научить разбираться в понятии текстовой задачи и процесса ее решения, используя базовые знания, восполнить пробелы и совершенствовать общеучебные умения.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательных интересов, логического мышления, применение на практике полученных знаний.
Воспитательные:
- Стремление к совершенствованию, адаптация к окружающей среде и желание подготовиться к будущей профессиональной.
Тип урока: урок открытия нового знания >
Оборудование: рабочий лист по теме «Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач», карточки – задания для проведения математической игры.
План урока
- Приветствие. Проверка отсутствующих
- Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала. «Математическая игра»
- Подведение итогов урока
- Задавание на дом
Ход урока
1. Приветствие
Здравствуйте, садитесь!
Проверка отсутствующих.
2. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности
Тема нашего урока «Структура текстовой задачи. Методы и способы решения текстовых задач».
С явлением «задача» люди сталкиваются в повседневной жизни постоянно. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего поколения и т.д.), задачи, стоящие перед целыми коллективами (строительство зданий, издание литературы и т.д.) и отдельными личностями (выбор профессии, разработка интерьера дома и т.д.).
Отдельно стоят математические задачи, решение которых достигается специальными математическими средствами и методами.
Решение текстовых задач при начальном обучении математике является средством формирования многих математических понятий, умений строить математические модели реальных явлений, а также средством развития мышления детей.
Задачи способствуют развитию логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать такие задачи различными способами, а также учителю надо знать не только различные методические подходы к обучению детей решению текстовых задач, но и как устроены такие задачи и уметь решать их различными методами и способами.
3. Изучение нового материала
У вас на столах лежат рабочие листы, которыми мы будем пользоваться во время урока.
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия (утверждения) и требования.
В условии сообщаются сведения об объектах и их величинах, об отношении между ними, задаются количественные характеристики величин (их численное значение).
Требование – это указание, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Пример: Свитер, шапку и шарф связали из 1 кг 200 г шерсти. На шарф потребовалось на 100г шерсти больше, чем на шапку, и на 400 г меньше, чем на свитер. Сколько шерсти израсходовали на каждую вещь?
Утверждения:
- Свитер, шапка и шарф связаны из 1200 г шерсти
- На шарф израсходовали на 100 г больше, чем на шапку
- На шапку израсходовали на 400 г меньше, сем на свитер
Требования:
- Сколько шерсти израсходовали на свитер?
- Сколько шерсти израсходовали на шапку?
- Сколько шерсти израсходовали на шарф?
Как мы видим из примера, в задаче может быть сразу несколько условий и требований. Условия представляют собой количественные или качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними. Требования в задачи могут быть сформулированы ка в вопросительной так и в утвердительной форме.
Условие и требование в задаче взаимосвязаны. И в зависимости от отношений между ними различают:
- определенные задачи – в них заданных условий столько, сколько необходимо и достаточно для выполнения требований.
- недоопределенные задачи – в них условий недостаточно для получения ответа
Пример: Из зала вынесли сначала 12 стульев, потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале?
- Переопределенные задачи – в них имеются лишние условия.
Пример: Возле дома росло 5 яблонь, 2 груши и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома?
Методы решения задач
Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с объектами, числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).
Выделяют следующие методы решения задач:
- Практический – это метод, при котором ответ находится в процессе действий с предметами (например, путем пересчета).
- Арифметический – метод, при котором ответ находится в результате выполнения арифметический действий над числами.
- Алгебраический – это метод, при котором ответ находится путем составления и решения уравнения
- Геометрический - это метод, при котором ответ находится в результате геометрических построений (чертежей, графиков).
- Логический – это метод, при котором ответ находится в результате логических рассуждений, вычисления, как правило, не используются.
4. Закрепление изученного материала. «Математическая игра»
Чтобы закрепить изученный материал мы проведем математическую игру. Для начала вам нужно разделиться на 4 команды (деление на команды в зависимости от количества присутствующих студентов).
Придумайте название своей команды и выберите капитана.
Отлично!
Теперь я расскажу Вам правила нашей игры.
В нашей игре 6 раундов, на каждом из них командам дается задание, команда первая выполнившая задание поднимает руку. Далее мы проверяем правильность выполнения задания.
Если задание выполнено верно, команда получает 1 балл.
Желаю всем удачи!
1 раунд. «Составь задачу»
Командам даются отдельные фрагменты предложений и слов, которые необходимо сложить в задачу. Выделить в ней условии и требование. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
Задача: Две девочки одновременно побежали навстречу друг другу по спортивной дорожке, длина которой 420 м. Когда они встретились, первая пробежала на 60 м больше, чем вторая. С какой скоростью бежала каждая девочка, если они встретились через 30 с?
2 раунд. «Установи соответствие»
Командам необходимо установить соответствие между задачей и ее видом. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
На горке катались 6 мальчиков, что на 2 человека больше, чем девочек. Сколько детей катались на горке? |
|
В треугольник одна сторона имеет длину 10 см, а другая 8 см. Найти длину третьей стороны. |
определенные задачи |
Возле дома росло 5 яблонь, 2 вишни и 3 березы. Сколько фруктовых деревьев росло возле дома? |
|
Из зала вынесли 12 стульев, а потом еще 5. Сколько стульев осталось в зале? |
|
На столе лежали 5 простых карандашей и 7 цветных карандашей. Сколько карандашей всего лежало на столе? |
недоопределенные задачи |
В саду яблонь на 12 меньше, чем груш. Сколько груш растет в саду? |
|
Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел на завтрак Карлссон? |
переопределенные задачи |
Девочки прыгали со скакалкой. Таня прыгнула 6 раз, Оля на 3 раза больше. Пришел старший брат Вова. Он прыгнул столько же раз, сколько обе девочки вместе. Сколько раз прыгнул Вова? |
|
3 раунд. «Филворд»
Командам необходимо найти все способы решения задач. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
4 раунд. Конкурс для капитанов «Шифр»
Следуя указанием капитану команды необходимо разгадать шифр. Для этого ему пригодятся знания направлений сторон света. Получает 1 балл та команда, чей капитан быстрее справится с заданием.
5 раунд. «Математический» кроссворд
Командам необходимо. Команда, первая справившаяся с заданием поднимает руку. Если задание выполнено верно - получает 1 балл, если нет право ответа переходит к команде, которая была второй и т.д.
Горизонтально |
Вертикально |
1. Аня купила проездной билет на месяц и сделала за месяц 41 поездку. Сколько рублей она сэкономила, если проездной билет стоит 580 рублей, а разовая поездка — 20 рублей? (240) |
3. Летом килограмм клубники стоит 80 рублей. Мама купила 1 кг 200 г клубники. Сколько рублей сдачи она получит с 500 рублей? (404) |
5. Подведение итогов урока
Наша игра подошла к концу. Победила команда (название команды). Команда победителю сегодня за урок выставляются оценки «отлично».
6. Задавание на дом
Составить задачи, решаемые алгебраическим, арифметическим и геометрическим способами.