Эпиграф к уроку:
Золотое сердце России мерно бьется в груди моей.
Н.Гумилев
Вступительное слово учителя
Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения. В качестве подготовки к уроку мы виртуально посетили музеи в г. Бежецке и в селе Градницы Бежецкого района, познакомились с биографией Н.С.Гумилева А.А.Ахматовой.
Мы знаем, что в деревню Слепнево Бежецкого уезда, а позднее и в сам город Бежецк, куда переехали потом его мать и сын, Н.Гумилев приезжал не раз и один, и вместе со своей женой А.А.Ахматовой. Нам выпало счастье жить на земле, связанной с именами великих поэтов. Места, связанные с их пребыванием на Тверской земле, - это наша гордость, наши святыни.
Наша земля была дорога поэтам, ведь они воспели её в своих стихах. Мы с вами сегодня познакомимся со стихами Н.Гумилева о нашем Тверском крае.
Тема нашего урока «Природа и родина в стихах Н.Гумилева». Цель урока - познакомиться со стихами о нашем крае и проанализировать их. Мы проведем конкурс на лучшего чтеца, победителя ждет награда.
Мы с вами должны попытаться понять, какой увидел поэт природу нашего края. Достигнуть поставленной цели нам помогут не только стихи Н.Гумилева, но и краеведческие материалы.
Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию в д. Слепнево Бежецкого уезда с целью увидеть его таким, каким видел его поэт Н.Гумилев. Используя современные технологии, высвечиваем место на карте. Представим, что сейчас 1908 год. Гумилев впервые приезжает в тверское родовое имение своей матери Анны Ивановны Гумилевой (демонстрируем на экране). Посмотрите на портрет поэта, таким изобразил художник М.Ф.Фармаковский его в 1908 году (демонстрация портрета).
Давайте послушаем рассказ нашего экскурсовода о том, каким было Слепнево в 1908 году. Слушаем внимательно, нам предстоит найти услышанное в стихах.
Звучит рассказ подготовленного ученика-экскурсовода
Деревня Слепнево насчитывала 30 дворов. Окрестности ее были живописны: с южной стороны – речка Каменка, с северной – сбегал ручей Ханинка. Усадьба стояла на возвышенности. Она представляла собой ряд деревянных построек: флигель, каретный сарай, конюшня. В центре стоял высокий двухэтажный дом. Стены в нем были оклеены синей бумагой, на которой было много рисунков – пейзан (это картинки, показывающие идиллически жизнь крестьян). Около дома располагались два парка. Старый парк был окружен земляным валом. Терраса барского дома выходила на круглую поляну, посреди которой рос высокий дуб. За дорогой отдельно от парка – огород и фруктовый сад. Еще был пруд, в котором водились караси.
К сожалению, сейчас сохранились только остатки фундамента дома, старый дуб и пруд. Остальное хранит наша память.
Сам барский дом с 1935 года находится в селе Градницы Бежецкого района. Это теперь федеральный музей, Дом поэтов.
Под впечатлением от первого посещения своего старого дворянского гнезда Н.Гумилев пишет стихотворение «Старина» (стихотворение читается наизусть).
Как вы считаете, совпадает ли поэтическое описание окрестностей Слепнево с рассказами старожилов, о которых поведал нам наш экскурсовод?
Назовите увиденные вами детали окрестностей Слепнево (парк, дом старинный и некрашеный, залы с пейзанами).
Какое чувство испытывает поэт, описывая старую усадьбу? (тоску и скуку).
Значит ли это, что слепневские места не дороги его сердцу? (это не так. Летом в Слепнево или в соседнем Подобино собиралось много друзей, было весело, звучали стихи, песни, ставили пьесы и даже цирковые представления).
А тосковал молодой поэт – любитель тайн, загадок и экзотики, может быть, потому, что хотел увидеть в Бежецком крае что-то древнее и необычное, скрытое от глаз других. Этому необычному и загадочному, тому, что он открыл для себя, он дает определение «таинственная Русь» в стихотворении «Старые усадьбы» (читается наизусть).
Что легко угадывается в этих строках? (Слепнево). Для большей убедительности сравним содержание стихотворения Н.Гумилева со стихотворением А.Ахматовой «Еще струится холодок…» (читается наизусть).
Что же стало для них дорогим, ведь они воспели в стихах то, что было истинно важно для них? (Им дороги все детали слепневского пейзажа: дом, сад с цветами, пруд с карасями, затянутый тиной…).
Из содержания стихотворения «Старые усадьбы» мы узнаем также, что на Бежецкой земле поэт познакомился с местными обычаями, которые ему кажутся старинными и очень древними. Наши краеведы подготовили рассказ о древней местной традиции. (рассказ ученика-краеведа).
Ежегодно в день святых апостолов Петра и Павла (30 июня) в Бежецк из Николаевской Теребенской пустыни, что находилась в 50 километрах на северо-восток от города по реке Мологе монахи привозили чудотворную икону «святителя и чудотворца Николая Мирликийского» на большой красивой лодке, украшенной государственными символами. Все жители города выходили её встречать с хоругвями, затем совершали крестный ход в Бежецке и ставили икону в Воскресенский собор. 8 дней её носили по домам. Эти дни в городе считались праздничными, открывалась Петровская ярмарка. Видимо, эту икону и видел поэт Н.Гумилев.
Поэт оставил нам богатое творческое наследие: сборники стихов, прозу, драму. Мы познакомились со сборником стихов «Костер», потому что русская природа – одна из главных тем сборника. Природа для поэта совершенно особый мир, и он выразил этот мир в одноименном стихотворении. (читается наизусть стихотворение «Природа»).
Образ какого пейзажа создает поэт в стихотворении? (Скудного. Луг, ветра дикая заплачка, пегие облака, нищенские одежды). Однако, в конце стихотворения поэт подчеркивает величие этой скудной земли, взрастившей лирического героя.
Прослушав стихотворения «Детство» и «Деревня», отметьте, что их объединяет (стихи читаются наизусть). Типична тесная связь человека и природы, поэту дороги родные для него места.
Тема Родины, тема России, природы звучит в стихах поэта. Мы с вами смогли убедиться в этом, потому что любовь к Родине и природе живет в сердце поэта. Мы не углублялись в анализ стихов: эта работа ждет нас в старших классах. В чем же, по-вашему, своеобразие услышанных вами стихов поэта? (любит неброскую красоту родной земли, даже скудные пейзажи дороги его сердцу. Об этом он скажет А.Ахматовой: «ты научила меня верить в Бога и любить Россию»).
Подведение итогов
Оценки. Домашнее задание. (письменный ответ на вопрос).