Использование коррекционно-развивающих программ в работе педагога-психолога

Разделы: Школьная психологическая служба


Психологическая и коррекционная помощь детям с ментальными нарушениями представляет собой важную область, в которой сочетаются знания психологии, педагогики и медицины. Ключевым аспектом данной помощи является создание индивидуализированного подхода, учитывающего уникальные потребности и особенности каждого ребенка. Эффективная психологическое сопровождение включает в себя как традиционные методы терапии, так и инновационные подходы, такие как арт-терапия, игровая терапия и занятия с использованием сказкотерапии, песочной терапии, ароматерапии и т.д.

Любая психологическая помощь должна быть тщательно продумана м спланирована и обоснована. Поэтому не следует забывать о важности  использования коррекционных программ, которые могут помочь ребенку интегрироваться в общество и достигать учебных задач. Качественная коррекционная программа учитывает все дефициты и особенности ребенка. Эффективная психологическая помощь должна быть комплексной, многогранной и адаптируемой, чтобы охватывать все аспекты жизни ребенка, способствуя его гармоничному развитию и социальной адаптации.

Педагог-психолог при разработке коррекционной программы и построении индивидуального образовательного маршрута должен осознавать уникальность каждого ребёнка, стремиться использовать индивидуализированные подходы, которые учитывают не только специфические потребности, но и сильные стороны ребёнка.

Основной задачей таких программ является содействие в социализации, развитии навыков общения и адаптации в окружающем мире. Применение методов арт-терапии, игровые технологии и занятия с использованием сенсорной интеграции позволяют детям выражать свои эмоции, справляться со стрессом, повышают мотивацию к сотрудничеству со взрослым, помогают находить радость в общении и обучении.

Коррекционные занятия психолога с детьми с ментальными нарушениями представляют собой важный этап в их развитии и адаптации. Эти занятия направлены на диагностику и коррекцию различных отклонений в психическом и эмоциональном развитии ребенка. Психолог, используя разнообразные методы и техники, создает благоприятную атмосферу для взаимодействия, что способствует установлению доверительного контакта. В ходе занятий активно используются игровые методики, арт-терапия и сенсорные практики, позволяющие детям выражать свои эмоции и переживания в безопасной среде. Психолог помогает детям осознать и принять свою индивидуальность, научить их справляться с трудностями, развивая навыки саморегуляции и коммуникативные способности.

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

На основании диагностического материала производилось составление индивидуальных коррекционных занятий. Ведущей формой коррекции была выбрана игротерапия, нацеленная на формирование психологических новообразований. Так же в форме игротерапии проводились подгрупповые занятия с родителями дошкольников по коррекции детско-родительских отношений.

С детьми младшего школьного возраста коррекционная работа ведётся в 1-4-х классах.

Основная цель групповой работы в 1-м классе – ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенной эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. Задача работы – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. На занятиях используются имитационные и ролевые игры, рисуночные методы, психогимнастика.

Коррекционная работа во 2-м классе направлена на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста. В работе в основном используются: психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, метод направленного воображения.

Работа в 3-м классе направлена на исследование психоэмоциональных состояний детей; активизацию ресурсов, потенциала личности ребенка; объективизацию проблемных ситуаций; улучшение внутреннего окружающего мира ребенка.

В 4-м классе проводится подгрупповой игровой тренинг. Основная задача тренинга направлена на повышение мотивации учащихся и развития сферы межличностных отношений для успешного обучения в среднем звене образовательной школы.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд особенностей. Это связано:

  1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.
  2. Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.
  3. С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.
  4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.
  5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.
  6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна проводится по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Если говорить о более частных целях психокоррекции, ими могут быть: соответствие уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме; низкая мотивация к школьному обучению; негативные тенденции личностного развития; проблемы общения и взаимодействия со сверстниками, с учителями, родителями; неумение планировать, регулировать и адекватно оценивать свои действия, свое «Я» и т.п.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).

Одним из ключевых аспектов является взаимодействие с родителями и педагогами, что способствует созданию единого пространства поддержки и понимания. Активное вовлечение семьи в процесс коррекции усиливает эффективность программы и способствует формированию положительного опыта у ребёнка. психологи помогают родителям лучше понять диагноз и особенности ментальных нарушений, дефициты в развитии детей, сильные и слабые стороны ребенка, предоставляя инструменты для эффективного общения и взаимодействия с ребенком. Это создает комфортную психологическую среду, в которой ребенок может развиваться и адаптироваться.

Таким образом, написание коррекционных программ становится не только профессиональной задачей психолога, но и актом сотрудничества, который помогает детям с ментальными нарушениями раскрыть свои потенциалы, преодолеть ограничения и уверенно двигаться по пути к успешной интеграции в общество.

Список используемой литературы

  1. Астапов В.М., Гасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями развития (уч.пособие для слушателей спецфакультетов). – М., 1993.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
  3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990.
  4. Боловина Т. Развитие прогностических способностей. Программа для детей с ЗПР. ШП N 32/ 1999.
  5. Венар Чарльз, Кериг Патрисия. Психопатология развития детей и подростков (под научной ред. А.Алексеева). – СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. - М.:Фолиум, 1999.
  7. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- Спб.: Речь, 2003.