Применение технологии этического диалога как средства духовно-нравственного воспитания

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Истина должна быть пережита, а не преподана

Духовно-нравственное воспитание занимает одно из важных мест в системе воспитательной работы довузовских учреждений Министерства обороны Российской Федерации. К личности кадет – будущих офицеров предъявляются высокие требования. Они должны обладать такими качествами как благородство души, твердость характера, милосердие, отзывчивость, дисциплинированность, справедливость, уважение достоинства другого человека, ответственность и др.

Основным методом духовно-нравственного воспитания кадет являются беседы на этические темы, которые оживляются художественными текстами, пословицами, жизненными ситуациями, декламацией нравственных истин, и прерывается она лишь для постановки вопроса детям. Часто педагог сам обозначает нравственную истину и на этом ставит точку. В итоге все сводится к чтению нотаций, что приводит к дискредитации духовно-нравственного воспитания как такового.

Для себя я открыла технологию этического диалога, разработанную доктором педагогических наук Аллой Ивановной Шемшуриной, и считаю её одной из эффективных технологий в духовно-нравственном воспитании кадет.

Данная технология даёт возможность не только правильно, под наставничеством педагога сформировать нравственные ориентиры у кадета, но и с помощью опосредованных методов включать его в живой диалог о волнующих его проблемах собственной жизни и путях самоопределения. Занятие, выстроенное в форме диалога, не дает готовых решений, педагог всего лишь направляет мысли детей. И ценность диалога состоит в том, что он базируется на принципе: «Истина должна быть пережита, а не преподана» (Цитата из книги «Игра в бисер» Германа Гессе). Задача педагога построить этический диалог таким образом, чтобы в итоге кадеты пришли к пониманию важности общечеловеческих, нравственных, терминальных ценностей в решении данной проблемы.

Следует учитывать, что технология этического диалога эффективна при соблюдении определенных условий. Диалог надо вести в соответствии с возрастом, на доступном для конкретных детей языке. Так, занятия с кадетами первого курса следует выстраивать на языке сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. С кадетами постарше, младшими подростками – на языке текстов, которые читаются по определенной методике: с паузами и обращенными к детям вопросами: «А как бы вы поступили на месте героя?» Также можно использовать интригующие задания, когда актуальные для них вопросы предстают в неожиданной форме. Или на языке ситуативных задач, когда подростку предлагается вжиться в конкретную ситуацию, которую можно разрешить несколькими альтернативными способами. «Какой способ предпочтешь ты?» Со старшекурсниками важно разговаривать, как со взрослыми людьми, используя мысли мудрецов и философов. Например, предложить познакомиться с высказываниями разных мыслителей по конкретному вопросу и подумать над тем, чья позиция им близка и понятна.

Педагог должен быть готов работать в течение всего занятия в режиме свободного диалогического взаимодействия. Для того чтобы не уйти к наработанным годами профессиональным стереотипам и назидательности. На занятиях с использованием технологии этического диалога каждый новый вопрос должен зависеть от предыдущих ответов кадет. Задав вопрос, педагогу не следует самому отвечать на него и тут же хвалить – по форме вроде бы учеников, а по сути себя за собственный ответ. Крайне важно содержательно относится к суждениям детей. Оценочные высказывания педагога также не допустимы.

Занятие, построенное в форме этического диалога, состоит из нескольких технологических этапов.

1 этап – это завязка, выявляющая проблему. На данном этапе кадеты определяют проблему, вокруг которой впоследствии будет строиться диалогическое общение. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного детям письма, притчи, цитаты и т.д.

2 этап – процесс диалогического общения по выявленной проблеме в логике развивающего взаимодействия. Происходит построение логической цепочки развития мысли. В ходе группового обсуждения, фронтальной беседы и т.д. с помощью уточняющих вопросов педагог последовательно углубляет выявленную проблему и затем эмоционально её насыщает.

3 этап – точка наивысшего эмоционального напряжения. На данном этапе кадеты должны осуществить поиск решения рассматриваемых нравственных проблем, основываясь на своём жизненном и нравственном опыте, достигнув консенсуса мнений, суждений и различных позиций в коллективе.

4 этап – обращение к личности кадета, его нравственному выбору. На данном этапе происходит внутренний диалог, когда кадеты непосредственно определяют свою личную позицию к рассматриваемой проблеме и ищут пути решения жизненных проблем, пропуская их через себя.

5 этап – резюме диалога. На данном этапе кадетам предлагается материал для дальнейшего самостоятельного размышления. Задача этого этапа – содействие рефлексии и самоосмыслению.

Используя технологию этического диалога, важно рассуждать вместе с кадетами, внимательно выслушивать каждого, подбадривать тех, кому сложно выразить свои мысли. Технология этического диалога помогает педагогу правильно выстраивать стиль общения с детьми, и сами дети постепенно меняются: они творчески раскрепощаются, у них появляется индивидуальное, очень образное мышление. Дети чувствуют, что их мысли значимы для взрослых и сверстников. Меняется атмосфера в коллективе, межличностные отношения выходят на новый уровень, меняется сам педагог. Педагог М.М.Бахтин справедливо утверждал, что «Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п.»

Литература

  1. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А. «Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников: методическое пособие для системы общего среднего образования» // Этическое воспитание. - 2007. - №5.
  2. Н.П.Крохина, Т.Н.Волкова, Л.В.Ершова «М.М.Бахтин о диалогичности слова и культуры» //Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н.Толстого №4 (32), том 2, декабрь 2019г.
  3. Германа Гессе «Игра в бисер».