Цель:
- Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
- Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Предварительная работа:
- Беседа о сборе урожая хлеба;
- Рассматривание иллюстраций;
- Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме.
В.- 1 Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
О.Д. Осень!
В.-1 Да, ребята пришла пора больших забот. Произошли изменения в природе. А когда люди убирают урожай на полях?
О.Д. Осенью.
В.-1 Почему именно осенью?
О.Д. Потому что осенью в садах, огородах, полях поспевает урожай.
В-1. Вы правы, ребята, молодцы. Осень - это пора сбора урожая. С наступлением осени убирают не только овощи и фрукты, но и зерновые культуры пшеницу, рожь, ячмень и др.
Звучит народная мелодия, входит воспитатель, переодетый в русский народный костюм. В руках она держит каравай, который накрыт салфеткой.
В-2. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марья-краса! Пришла к вам в гости на занятие. Загадаю вам загадку, отгадаете ее и узнаете, о чем будет ваше занятие:
Отгадать легко и просто
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый
А бывает подгорелый.
О.Д. Хлеб!
В.-2 Да, ребята, верно отгадали. Сегодняшнее ваше занятие будет о хлебе. А этот каравай я испекла для вас в подарок. После занятия попробуете (кладет хлеб на стол).
В-1. Спасибо тебе, красна девица, за твой подарок. После занятия мы попробуем вместе с ребятами твой каравай. На Руси, ребята, дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью. У нас были с вами занятия о хлебе. Сегодня мы закрепляем пройденное. Я вас приглашаю в путешествие. Мы с вами вспомним откуда хлеб попадает к нам на стол. Хлеб бывает разный. Он полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память. Откуда к нам хлеб попадает на стол?
О.Д. Его покупают в магазине.
В. А как он попал в магазин? Из чего делают хлеб?
О.Д. Из муки.
В. Из чего получают муку?
О.Д. Из зерна.
В. Все верно. А теперь ребята давайте вспомним последовательность изготовления хлеба.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (как рождается хлеб)
В. Ну вот, молодцы, ребята. Мы с вами вспомнили все, что проходили на предыдущих занятиях. Вот вы теперь знаете какой долгий путь прошел хлеб, чтобы попасть в магазин и на наш стол. Вот видите, ребята как много труда надо затратить чтобы получить хлеб. Поэтому хлеб надо беречь и с ним нельзя играть.
ИГРА: ВОПРОС-ОТВЕТ
- В какое время года сеют хлеб? (Весной)
- Где сеют хлеб? (В поле)
- В какое время года убирают хлеб? (Осенью)
- Какие машины помогают убирать хлеб с поля? (Трактор, комбайн)
- Как называется посуда для хлеба? (Хлебница)
- Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы)
- Назовите место где выпекают хлеб. (Хлебозавод)
- Назовите хлеб ласково. (Хлебушек)
- Сейчас я буду называть слово, а вы будете говорить его ласково.
Зерно-зернышко, блин-блинчик, булка-булочка, баранка-бараночка, пирог-пирожок.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
В-1 Ребята, скажите, пожалуйста, а какие продукты мы знаем, которые относятся к хлебу.
О.Д. Хлеб, пироги, баранки, сушки, сухари, бублики, пирожки, пончики, булки.
В-1. Все верно! А как одним словом можно их назвать?
О.Д. Хлебобулочные изделия.
В-1. Да. Эти продукты изготавливаются из муки, воды и других ингредиентов.
В-2. Ребята, давайте поиграем! Встаем в круг и передаем хлеб друг другу и отвечаем на вопрос хлеб может быть какой?
О.Д. Белый, кукурузный, нарезной, душистый, вкусный, пшеничный, вчерашний, домашний, ароматный, деревенский, мягкий, круглый, пышный, свежий, белый, черствый, хрустящий, черный, ржаной, сдобный, румяный, горячий, подсохший, и т.д.
В-2. Молодцы, ребята! Очень хорошо справились.
В-1. Хлеб - это символ достатка. Его сравнивали с золотом. Хлеб всегда берегли. А в честь хлеба слагали песни, стихи, написано очень много сказок, рассказов, пословиц и поговорок. Давайте вспомним сказки, которые мы читали и где упоминают о хлебе
О.Д. «Колобок», «Как курочка хлеб испекла», «Мягкий хлеб», «Золотой хлеб», «Пшеничный колосок».
В-1. Замечательно. Мы с вами сказали, что хлеб на столе самый главный. Недаром говорится в пословице «Хлеб всему голова». А какие пословицы вы знаете? Вспомним те, которые мы учили, и сегодня выучим новые пословицы.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Будет хлеб, будет и песня.
- Без хлеба, нет обеда.
- Много снега, много хлеба.
- Хлеб да вода - богатырская еда.
- Хлеб кушай, добрых людей слушай.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Не трудиться - хлеба не добиться.
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Ешь пироги, хлеб береги!
Молодцы, ребята! Мы сказали, что о хлебе еще написано много стихов. Мы с вами учили стихотворение о хлебе. Послушаем это стихотворение:
Вот он хлебушек душистый
Вот он теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал пришел
В нем здоровье, наша сила
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
В.1 А теперь я хочу вам прочитать одно стихотворение С.Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
В-1. Ребята, почему он так сказал?
О.Д. Он работает пекарем, знает, как сложно добывается хлеб, и хочет, чтобы все с уважением относились к хлебу.
В-1. Да, ребята. Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Без хлеба не проживешь. Поэтому к хлебу надо относиться с большим уважением, дорожить каждым куском. Хлеб, наше богатство. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Русский народ всегда очень бережно относиться к хлебу. «Хлеб всему голова». В этой пословице точно говориться о важности хлеба. Издавна у славян существовал обычай люди переломив хлеб становились друзьями на всю жизнь. Хлеб не раз спасал людей от голода.
Хлеб наш берегите
Хлебом не сорите
Хлеб наш уважайте
С хлебом не играйте
Хлеб выбрасывать нельзя
Берегите хлеб друзья.
В. На этом наше занятие закончилось. Давайте подведем итог.
- О чем было наше занятие?
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Что вам понравилось?
- Чтобы вы рассказали о нашем занятии дома родителям?
О.Д.
В. Благодаря вам наше занятие получилось очень интересным. Спасибо вам за это! Давайте попрощаемся с гостями и пойдем пить чай с баранками и с караваем в группу (дети уходят).