Тематический классный час "Толерантность – путь к миру"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Ключевые слова: толерантное отношение к личности, толерантность


Цели:

  • познакомить с понятием «толерантность»;
  • определить качества толерантного человека;
  • развивать речь и внимание;
  • воспитывать у учащихся милосердное, терпимое отношение к другим людям.

- Ребята, у нас сегодня много гостей! Давайте мы улыбнемся им и пожелаем здоровья!

(Дети улыбаются гостям и говорят им "Здравствуйте!")

Введение, актуализация имеющихся знаний

- Тема нашего занятия «Толерантность - путь к миру». Мир - это наша Земля. Это наша страна. Наша школа. Мир - это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое слово «толерантность» (слово появляется на доске).

Определение толерантности

- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность».

Русский язык трактует это слово как терпимость - способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других.

Какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

- Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

А как Вы думаете, почему сегодня у нас проходит такой классный час? (Потому что в ноябре - 16 ноября - Международный день толерантности.)

А вы сами люди толерантные? (Да, нет.) А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

Действительно, ребята, каждый человек неповторим. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

I. Беседа в кругу

- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо, то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о человеке.

II. Упражнение. «Волшебный мяч»

Каждый, кто по кругу получает мяч, отвечает на два вопроса

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • О чем вы мечтаете?
  • Узнали ли вы о своих друзьях что-то новое?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вас удивило, что понравилось?

Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.

III. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги...)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Затем беру детские шаблоны и прикрепляю их к доске вокруг работы учителя.

- Посмотрите, какой получился разнообразный коллектив нашего класса! Но я надеюсь, что мы будем дружными.

Два ученика читают как диалог стихотворение Б.Заходера «Мы - друзья»)

Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, но все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе… отстаем!
Дружба дружбою, однако,
И у нас случилась драка…
Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
Он как даст!
- А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борькина сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы
Мы дети все, мы просто дети
Нам cсориться не нужно!

- Действительно, ребята, иногда достаточно улыбки, чтобы помириться, чтобы подружиться, чтобы кому-то поднять настроение и стать ближе друг другу.

IV. Упражнение «Изгой»

Педагог сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова) Важно поделить детей на одинаковые группы. Одному, самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы узнали где ваша группа?
  2. Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

- Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее!

V. Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VI. Творческая работа «Толерантный мир»

Педагог напевает песню:

- Точка, точка, запятая.
Вышла рожица смешная…

- Вы слышали такую песенку? (Вывешиваю на доску мордашки человечков)

- Ребята, посмотрите, какой из этих человечков нуждается в нашей помощи? Почему?

- Давайте вместе развеселим грустного человечка (Перевернуть детали)

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе - «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Вывешиваю коллаж на доску. Думаю к этой работе очень подойдет надпись:

НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ!

VII. Итог

- Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что-то новое?

- Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

- Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

- Итак, что же такое толерантность?

К сожалению не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет.

- На земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны уметь договариваться между собой.