Урок по теме "Умножение одночлена на многочлен"

Разделы: Математика

Ключевые слова: Умножение одночлена на многочлен


Цели урока:

Методическая:

  • организовать работу класса по обобщению распределительного свойства.

Образовательная:

  • применение распределительного свойства к умножению одночлена на многочлен;
  • геометрический смысл умножения одночлена на многочлен;
  • применение алгоритма на практике.

Развивающая:

  • формирование приемов логического мышления, умения анализировать;
  • развитие наблюдательности.

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности;
  • воспитание привычки - доводить начатое до конца.

Предметные результаты: научаться: умножать одночлен на многочлен; формулировать алгоритм умножения одночлена на многочлен; приводить многочлен к стандартному виду.

Метапредметные результаты:

  • представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
  • обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
  • речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической и иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения в ходе усвоения новых умственных действий и понятий);
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • умение структурировать знания;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • умение наблюдать;
  • умение обобщать полученные данные;
  • умение формулировать познавательную цель;
  • осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; способность преодолевать трудности и препятствия;
  • осознают качество и уровень усвоения, оценивают достигнутый результат;
  • сличают свой способ действия с эталоном;
  • понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Личностные результаты:

  • проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • умение бескорыстно оказывать помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Вспомните, что вы узнали на прошлых уроках? (одночлен, многочлен, сложение, вычитание многочленов)

- А всё мы узнали про одночлен и многочлен? (наверно нет)

- Значит, сегодня вы откроете новые знания. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новые знания.)

- С чего начнете работу? (С повторения необходимого материала)

- Для чего? То, что мы будем повторять, нам поможет самостоятельно открыть новые знания.

У вас на столах карточки с заданиями и оценочные листы. Подпишите их.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (карта заданий)

Все эталоны с прошлых уроков висят на доске.

Задание №1. Представьте в виде степени (индивидуальное выполнение, самопроверка по образцу, заполнение оценочного листа)

а) bb2b4 = b7

б) (х5)3= x15

в) (-3mn)3= -27m3n3

Рефлексия

а) a2 а3а7 = a12

б) (у2)7= y14

в) (2ab)2= 4a2b2

Задание №2. Представьте выражение в виде одночлена стандартного вида:

а) (х3)4 · (х5)2= x22

б) (-2а3)3·ab= - 8a10b

а) (y3)3· (y3)2= y15

б) (-2а3b)2·ab2 = 4a7b4

Задание №3. Представьте многочлен в стандартном виде:

-2а2+5а3-7а2+а+10а = 5а3-9а2+11а

-3n3+5n3-7n2+2n+11n = 2n2-7n2+13n

Какие эталоны вы использовали при ответе на данные вопросы? (Ответы детей)

А теперь я предлагаю задание на пробное действие

Задание №4.

(0,5х+13) + (2,5х+7) = 0,5х +13 +2,5х+7 = 3x + 20

5m - (2m - 7) = 3m + 7

- 3x2 · (2x3-5x+7)

− Что вы не можете сделать? (Я не могу выполнить умножение, не уверен, что правильно выполнил)

− Что необходимо сделать дальше? (Надо выяснить причину, возникшего затруднения.)

3. Выявление причин затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить? (Умножить многочлен на одночлен)

- А почему вы не можете выполнить? (не знаем правила)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какова тема нашего урока? ("Умножение одночлена на многочлен»)

Тема записывается на доске.

- Какую цель вы перед собой поставите? (вывести алгоритм умножения одночлена на многочлен, научиться умножать одночлен на многочлен)

План достижения цели вывешивается на доске:

  • Вспомнить что мы уже знаем об умножении (распределительное свойство умножения).
  • Рассмотреть его на примере.
  • Выработать алгоритм умножения одночлена на многочлен (Эталон).

Открывать новые знания вам поможет умение использовать информацию, наблюдать, анализировать, делать вывод.

5. Реализация построенного проекта (в группах)

Каждому ряду предлагается работать с определенными заданиями, обсуждают и выполняют задание, формулируют правило.

Задание №5.

Информация (результаты на доске)

1. Вспомнить распределительное свойство умножения: a · (b + c) = ab + ac

2. Рассмотреть пример:

2а · (7-3а2 + а3) = 2а· 7 + 2а· (-3а2) + 2а· а3 = 14а-6а3+2а4

3. Выполнить действие:

8 (a2 + 2а + 5) = 8а2 +16а+40

к (6 - 2к - 3к2) = 6k - 2k2 - 3k3

2n (2n2 + 4n - 5) = 4n3+8n2 -10n

Эталон: Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно:

  • умножить этот одночлен на каждый член многочлена,
  • полученные произведения сложить.

(Сверяем с учебником на стр. 124)

6. Первичное закрепление во внешней речи (работаем в парах, проговариваем вслух, у доски)

Вернемся к пробному действию

- 3x2 · (2x3 - 5x + 7) = - 6x5 + 15x3 - 21x2

Задание №6. Выполнить умножение одночлена на многочлен.

а) - 2a2· (a3 + 3a - 11) =

Проверка

- 2a5 - 6a3 + 22a2

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

А теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно, чтобы вы могли проверить себя с использованием эталона.

Задание №7. Преобразуйте выражение:

1 в. 3n4 · (n2 + 2n - 4) = 3n7 + 6n5 - 12n4

2 в. - 2m3 · (3m - 2m2 + m3) = - 6m4 + 4m5 - 2m6

- У кого задание вызвало затруднение?

- Почему у вас возникли затруднения?

- Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок?

- Кому удалось справиться с заданием без ошибок?

8. Включение в систему знаний и повторение

- Сможете ли вы в дальнейшем использовать открытые знания?

- Где могут пригодиться полученные знания?

Задание №8.

12c3 + 4c2 · (3c2 - 3c +6) = 12c3 + 12c4 - 12c3 + 24 = 12c4 + 24

4a3 - 3a·(a2 - 6a - 5) = 4a3 -3a3 +18a2 + 15a = a3 + 18a2 + 15a

  • при упрощении выражений;
  • при решении уравнений;
  • при доказательстве тождеств;
  • при решении задач на составление уравнений.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Итак вернемся к эпиграфу урока.

- Совершили ли вы открытие на уроке? (Умножение…

- Что использовали для «открытия» неизвестного? (Известные знания… эпиграф к уроку…

- Вы достигли поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке.

10. Домашнее задание

П.20. Преобразование произведения одночлена и многочлена. Стр.124.

Для тех, у кого есть вопросы - повторить свойства степеней, приведение одночлена и многочлена к стандартному виду.

Выполнить:

  • № 318 (1-4), 319 (1-4) (кто допустил ошибки)
  • № 318 (5-8), 319 (5-8) (кто не допустил ошибок)