Методические аспекты использования языковых настольных игр на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Игры, будучи неотъемлемой частью всех культур с древнейших времен, обладают огромным образовательным потенциалом. Они пробуждают любопытство, вовлекают эмоционально, улучшают концентрацию и запоминание, что положительно сказывается на усвоении знаний.

Понятие "геймификация", то есть использование игровых элементов в неигровом контексте, открыло новые горизонты для применения игр в образовании. Ведь игра способна не только увлечь, но и надолго удерживать внимание, что особенно ценно в учебном процессе. Более того, материал, усвоенный в такой непринужденной обстановке, надолго остается в памяти.

Геймификация предполагает использование игровых механик, стратегий и мышления для решения более глобальных задач, в данном случае - образовательных. Например, в обучении иностранным языкам игры помогают стимулировать спонтанную устную и письменную речь, а также использование различных грамматических и лексических конструкций.

Настольные игры - один из эффективных инструментов геймификации на занятиях иностранным языком. Во-первых, они оказывают положительный эффект на мышление и внимание обучающихся: нужно просчитывать свое игровое поведение, реплики и т.д. Во-вторых, очень важен их социальный аспект: группа людей объединяется с определенной целью и происходит коммуникация.

Очень важно грамотно интегрировать игру в учебный процесс:

  • Выбрать игру, соответствующую уровню подготовки учащихся и целям обучения.
  • Продумать этапы работы с игрой: подготовка, ход игры, подведение итогов.
  • Заранее ознакомить студентов с правилами, чтобы у них было время разобраться и подготовить необходимый языковой материал и оснащение игры.

Преимущество многих настольных игр в том, что они стимулируют активную коммуникацию, где иностранный язык выступает не целью, а средством общения. Ошибки в такой непринужденной обстановке естественны и не должны наказыватьcя, в отличие от случаев перехода на родной язык. Преподаватель же может фиксировать типичные ошибки, чтобы в дальнейшем разобрать их на занятиях или сразу после игры. В такой среде учитель является лишь сторонним наблюдателем, вмешиваясь в ход игры только в крайнем случае.

Далее приводятся примеры двух настольных игр («ходилок»), успешно апробированных автором на уроках английского языка с обучающимися разного уровня подготовки. Настольная игра «Money makes the world go round» была полностью составлена автором (только изображения были взяты из сети Интернет), когда как игра «Hobbies and pastimes» была целиком позаимствована на сайте iSLCollective.com (см. Приложения 1 и 2). Основные параметры игр наглядно представлены в сравнительной таблице:

Money makes the world go round

Hobbies and pastimes

1.

Цель и задачи игры

Обобщение лексического и грамматического материала по теме/ Развитие навыка говорения

Развитие навыка говорения/активизация изученного языкового материала в диалоговом взаимодействии

2.

Оснащение

Игровое поле, фишки, кубик

Игровое поле, фишки, кубик

3.

Этап обучения

10-11 класс общеобразовательной школы,
окончание модуля

8-9 класс общеобразовательной школы,
окончание модуля

4.

Тема игры

Living and Spending (module 2)

Pastimes (module 8)

5.

Методы, приемы, принципы, заложенные в игру

Игровой метод, коммуникативный метод (semi-controlled practice),
Принцип наглядности,
Лексический подход к обучению

Игровой метод, коммуникативный метод (semi-controlled practice),
Лексический подход к обучению

6.

Источник языкового материала

УМК «Spotlight 10», дополнительные материалы в рамках подготовки к ЕГЭ

УМК «Spotlight 8», дополнительные материалы в рамках подготовки к ОГЭ

7.

Тренируемые/ проверяемые языковые единицы

Лексика:

1. лексические единицы (ЛЕ) по теме модуля в рамках УМК;
2. дополнительные ЛЕ: shopaholic; bargain hunter; ATM; a shopping spree; a reasonable consumer; borrow/lend и др.
3. фразовый глагол take;
4.идиомы:

  • live from hand to mouth;
  • save up for a rainy day;
  • hit the shops;
  • dig deeper in one's pocket;
  • make ends meet;
  • tighten one's belt;
  • splash out;
  • go on a shopping spree и др.

Грамматика: -ing form/ to -infinitive/ infinitive without to

Лексика:

1. лексические единицы (ЛЕ) по теме модуля в рамках УМК;
2. дополнительные ЛЕ: make one's living; lead to addiction; doldrums; influence sth; be banned; depend on и др.
3. фразовый глагол take;
4. идиомы:

  • the ball is in your court;
  • get off the hook;
  • get the ball rolling;
  • saved by the bell;
  • throw in the towel;
  • be one' cup of tea;
  • catch a flick;
  • paint the town red;
  • shoot some hoops и др.

Грамматика: Conditionals 0-3

8.

Примечания и рекомендации

Всех обучающихся лучше разделить на группы по 4-6 человек для удобства работы с игровым полем.

Участники (не) могут пользоваться своими словариками и тетрадями в качестве опоры в процессе игры (в зависимости от цели урока).

Учитель или назначенный студент может считать количество ЛЕ и грамматических конструкций, используемых в ответе каждым игроком (если оценивание предусмотрено в уроке).

По окончании игры можно спросить участников о том, какой ответ/ мысль вызвал у них больший отклик/согласие/несогласие и обсудить его в режиме freer practice.

Использование языковых настольных игр на уроках английского языка является эффективным методом, способствующим развитию речевых и лексических навыков. Они делают процесс обучения более динамичным и увлекательным, а также помогают учащимся лучше усваивать материал. При правильном подходе и интеграции игр в учебный процесс можно добиться значительных успехов в обучении иностранному языку.

Приложения