План занятия
Курс: I.
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.
Место проведения, количество часов: учебная аудитория, 2 часа (90 минут).
Цели и задачи занятия:
- формирование у студентов целостной картины международных отношений, сложившихся после Первой мировой войны;
- формирование у студентов представления о взаимосвязи общероссийской и мировой истории.
Планируемые результаты:
Личностные:
- ЛР.01. Принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей.
- ЛР.03. Способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности.
- ЛР.06. Готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
- ЛР.08. Совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира.
Метапредметные:
- МР.01. Овладение навыками учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации; владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления.
- МР.02. Осуществление коммуникации во всех сферах жизни; владение различными методами общения и взаимодействия.
- МР.03. Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности, способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; сформированность внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; сформированность социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности.
Предметные:
- ПРб. 01. Понимание значимости России в мировых политических процессах XX в.
- ПРб. 02. Знание имен исторических личностей, внесших значительный вклад в мировое политическое развитие в XX в.
- ПРб. 03. Умение составлять описание (реконструкцию) в письменной форме исторических событий, явлений, процессов всемирной истории XX в. и их участников.
- ПРб. 04. Умение систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями.
- ПРб. 05. Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов, характеризовать их итоги.
- ПРб. 06. Умение критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов.
- ПРб. 08. Умение анализировать текстовые источники исторической информации, в том числе исторические карты; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде схем;
- ПРб. 09. Приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной принадлежности на основе идеалов гуманизма, демократии, мира и взаимопонимания между народами.
- ПРб. 10. Умение защищать историческую правду.
- ПРб. 11. Знание ключевых событий, основных дат и этапов истории мира в XX в., выдающихся деятелей всемирной истории.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
- ОК. 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.
- ОК. 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.
- ОК. 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
- ОК. 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.
- ОК. 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Оборудование: Мединский В.Р., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история. 1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень: учебник. - М.: Просвещение, 2023. - 240 с. (электронная версия), раздаточный материал (задания для студентов).
Интеграционные связи (внутри- и межпредметные): история Нового времени.
Тип занятия: практикум.
Хронокарта занятия:
- Организационный момент - 2-3 минуты.
- Актуализация знаний - 3-4 минуты.
- Мотивационно-целевой этап - 2-3 минуты.
- Выполнение практических заданий - 80 минут.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие. Фиксация в классном журнале отсутствующих студентов. Проверка внешнего вида учащихся (наличие белых халатов). Контроль готовности студентов к занятию (наличие тетрадей, письменных принадлежностей).
2. Актуализация знаний
Студентам предлагается ответить на следующие вопросы:
А) Создание какой организации предложил американский президент Вудро Вильсон в рамках своей программы «14 пунктов»?
Б) Когда и с какой целью она была создана?
В) Как называлась система международных отношений, установленная после Первой мировой войны?
Г) Когда и в рамках каких конференций она была установлена?
Д) Когда был подписан Версальский мирный договор?
3. Мотивационно-целевой этап
По свидетельству некоторых современников, после окончания церемонии подписания мирного договора между Германией и странами Антанты бывший главнокомандующий войсками последней маршал Фердинанд Фош заявил: «Это не мир. Это перемирие на двадцать лет!» Возможно, данное пророчество было приписано ему позднее, однако подобные мысли в то время высказывали многие политические и общественные деятели. Так, президент одного из крупнейших американских банков Фрэнк Вардерлип вскоре после окончания Парижской мирной конференции написал следующие слова: «В Париже начертили много карт, но нет чернил вечных. Государственные границы там установлены такие, что даже самый неисправимый оптимист не поверит в их долговечность. Понадобятся, может быть, новые войны, чтобы их уничтожить. Но в таком виде они ни в коем случае долго не просуществуют…». Но ведь вопросы об условиях мира с Германией, новых государственных границах и устройстве послевоенного мира решали опытные государственные деятели, не заинтересованные в новой войне. Почему же основанная ими система международных отношений оказалась столь непрочной? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии.
4. Выполнение практического задания
Студентам предлагается восполнить пробелы в интеллект-карте (ментальной карте), используя исторические документы, карты учебника (Всеобщая история, §4, стр. 61 и 64-65), а также дополнительный материал:
Дополнительный материал: Парижская мирная конференция стран-победительниц в Первой мировой войне открылась 18 января 1919 г. Выбор даты имел глубокий подтекст: в этот день в 1871 г. в Версальском дворце была провозглашена Германская империя. Открывая конференцию, французский президент А. Пуанкаре сказал: «Рожденная в несправедливости, Германия закончила свое существование в бесчестии». В столицу Франции прибыли представители 27 государств - союзников Антанты. К участию в конференции не были приглашены Германия и ее союзники, а также Советская Россия. Вершила дела на конференции «большая тройка»: президент США Вудро Вильсон, премьер- министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж и премьер-министр Франции Жорж Клемансо, которого за темпераментные выступления против оппонентов называли Тигром. Многое решалось за закрытыми дверями кабинетов. Спустя полгода работы конференции, 28 июня 1919 г. в Большом Версальском дворце был подписан Версальский договор (440 статей), по которому Германия объявлялась виновницей развязывания войны и потому должна была нести наказание, в частности, выплатить странам Антанты репарации (т.е. возместить ущерб) в размере 132 млрд. золотых марок, более половины которых доставались Франции. Условия договора можно разделить, по сути, на четыре части: военное ослабление, отторжение немецких земель, изъятие колоний и выплата репараций.
Версальский мирный договор (извлечения)
Статья 116. Германия признает и обязуется уважать, как постоянную и неотчудимую, независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской Империи к 1-му августа 1914 года... Германия окончательно признает отмену Брест-Литовских Договоров, а также всяких договоров, соглашений или конвенций, заключенных ею с Максималистским (т.е. большевистским) Правительством в России…
Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся Держав от всех своих прав и правооснований на свои заморские владения (т.е. колонии) …
Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года … общий численный состав армии Государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек … и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме…
Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии…
Статья 170. Ввоз в Германию оружия, снаряжения и военного материала … будет строго воспрещен.
Статья 171. Равным образом воспрещается производство и ввоз в Германию броневиков, танков или всякого рода других подобных машин, могущих служить для военных целей…
Статья 178. Всякие меры по мобилизации или клонящиеся к мобилизации воспрещаются…
Статья 191. Постройка и приобретение всяких подводных судов, даже торговых, будут воспрещены Германии…
Статья 198. Военные силы Германии не должны заключать в себе никакой военной или морской авиации…
Статья 227. Союзные и Объединившиеся Державы предъявляют Вильгельму II Гогенцоллерну, бывшему германскому императору, публичное обвинение в оскорблении международной морали и священной силы договоров.
Статья 231. Союзные и Объединившиеся Правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и убытков, понесенных Союзными и Объединившимися Правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии…
Работа с картой учебника (Всеобщая история, §4, стр. 61):в состав каких европейских государств вошли германские земли по Версальскому договору 1919 г.? Укажите не менее трех стран.
Устав Лиги Наций (извлечения)
Статья 2. Деятельность Лиги … осуществляется Ассамблеей и Советом…
Статья 3. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.
Статья 4. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (США, Британская империя, Франция, Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи… Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир…
Статья 7. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.
Статья 8. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств…
Статья 10. Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги.
Статья 11. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций.
Статья 12. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета…
Стать 16. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статье 12 …, то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения… Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава…
Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав. Лучший метод практически провести этот принцип - это доверить опеку над этими народами передовым нациям … которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям… Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены…
Работа с картой учебника (Всеобщая история, §4, стр. 64-65): укажите две страны, которые получили большинство мандатов Лиги Наций на управление немецкими колониями. Укажите не менее четырех государств - бывших колоний Германии, которые перешли под управление этих двух стран.
Дополнительный материал: В последующие 1919-1920 гг. были подписаны четыре мирных договора с союзниками Германии: Сен-Жерменский с Австрией (закреплялись разделение Австрии и Венгрии, сокращение вооружений, репарации, признание независимости Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии и т.д.); Нейский с Болгарией (передача ряда территорий в пользу Греции); Трианонский с Венгрией (передача ряда земель в пользу Чехословакии, Румынии, Югославии) и Севрский с Турцией (сокращение вооружений, установление международного контроля над проливами и т.д.). Все указанные договоры вместе с Версальским составили так называемую Версальскую систему, определявшую отношения между победителями и побежденными и регулирующую международные отношения в Европе, а также на колониальной периферии. После Парижской мирной конференции ведущим державам пришлось заняться урегулированием противоречий на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Для США представился удобный случай добиться важных решений с пользой для себя, созвав в 1921-1922 гг. конференцию в Вашингтоне. В ней приняли участие Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Голландия, а также Китай. Советская Россия на конференцию не была приглашена. Принятые документы решали несколько главных проблем, в частности стоявших перед США. «Договор четырех держав» (Англия, США, Франция, Япония) зафиксировал взаимные гарантии колониальных держав о неприкосновенности островных владений его участников в бассейне Тихого океана. «Договор пяти держав» (Англия, США, Франция, Япония и Италия) устанавливал предельный тоннаж военных кораблей в 35 тыс. т. «Договор девяти держав» зафиксировал серьезное изменение политики держав в отношении Китая и известную ревизию (пересмотр) Версальского мирного договора. Во-первых, в нем содержалось, пусть и на словах, положение об уважении суверенитета и независимости Китая. Во-вторых, стороны договорились придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и промышленном развитии на всей территории Китая. Это означало формальный отказ от политики раздела Китая на «сферы влияния». Итогом Парижской и Вашингтонской конференции стало создание так называемой Версальско-Вашингтонской системы, призванной регулировать отношения между сильнейшими державами мира. Учитывались прежде всего интересы главных победителей в войне - Великобритании, Франции, а также США. Германия была уничтожена и разорена. Италия и Япония считали себя обделенными, т.к. получили меньше, чем им было обещано. Советская Россия, а затем и СССР не признали Версальско-Вашингтонскую систему, т.к. она создавалась без учета интересов нашей страны.