Русский народный костюм является уникальным памятником народного творчества, сочетающим в себе утилитарность, информационность и эстетичность. Он является одним из самых значимых пластов русской культуры. Традиционный костюм является связующим звеном между бытовой жизнью народа и его эстетическим наследием.
Воспроизводство и трансляция традиционных достоинств народной одежды неотделимы от их переосмысления и обновления. В то же время, творческая трансформация, преобразование первоисточника основанная на его глубоком изучении позволяет адекватнее донести до аудитории вневременное содержание культуры народного костюма. Водораздел должен проходить не между традиционным и новым, а между высокой, возрождающей духовность в человеке и массовой культурой».
Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества: ткачество, вышивка, кружевоплетение, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, птичьих перьев, речного жемчуга, перламутра, цветных граненных стеклышек и др.
Процесс создания народного костюма - это эстетическое преобразование жизненного опыта в художественные образы, осуществляемое талантом и мастерством народа с помощью воображения сквозь призму мировоззрения (эстетических идеалов) на крепкой основе традиции.
Крестьянскую одежду классифицируют по следующим признакам:
- региональному (южнорусский поневный и северорусский сарафанны комплексы и др.);
- половозрастному (детский, молодых и пожилых женщин и мужчин);
- степень зажиточности владельца;
- сословной принадлежности (к однодворцам, казачеству и т.д.);
- социально-бытовых функций (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые;
- практического назначения (нательная, горничная, верхняя одежда).
Комплексы русского народного костюма
Поневный комплекс - это самый древний стиль одежды на Руси. В древнерусской миниатюре и иконописи изображение поневы встречается уже в X веке. Но слово "понева" в смысле "набедренная одежда" стало использоваться с XV века, а до этого оно означало (и означает сейчас Сарафанный комплекс - сарафан появляется на северо-западе России, начиная с XIV века, причем как мужская одежда (род кафтана). Женской одеждой он становится примерно с XVI века. Само слово "сарафан" для обозначения женской одежды использовалось редко. Чаще употреблялись слова, отражающие особенности конструкции или материала: клинник, глухарь, ситцевик, крашенинник. орых славянских языках) одеяло, полотняную ткань или покрывало.
Комплекс с андараком - этот комплекс, в отличие от двух предыдущих, имел очень ограниченное распространение. Его носили так называемые однодворцы: потомки завербованных в Литве служилых людей, присланных в XVI-XVII веках на юг России для защиты границ [2].
Комплекс с кубильком - а этот тип одежды был вообще узколокальным: он бытовал в казачьих станицах Дона и Терека. Считается, что он был заимствован казачками у женщин Северного Кавказа в XVII веке.
Русская крестьянская одежда была защитой от зноя и холода, отличалась удобством, "гармонировала с господствовавшим типом лица и фигуры местных жителей", имела обереговое, защитное и престижное значения, выполняла важную ритуальную роль в обрядах и праздниках. В традиционном костюме пересеклись мировоззренческие и эстетические представления народа, утилитарность и декоративность.
Таким образом, народный костюм не только защищал тело от повреждений и давал окружающим понять социальной статус своего хозяина, он также воспитывал эстетический вкус человека с момента его рождения, защищал его от злых сил. Традиционному костюму отводят значительную эстетическую и мистическую роли [4].
Народный костюм в совокупности самобытных устойчивых идейно-художественных принципов, в единстве природного и народного, коллективного и индивидуального в целом концентрированно выражает русский национальный характер и систему народных эстетических представлений. Как известно, каждый народ в первую очередь осознает и ценит свою национальную самобытность [4].
Русский народный костюм, будучи частью народной культуры России, не исчезает полностью. Отчасти он остается в нетронутом виде в качестве сценического костюма в различных народных коллективах песни и танца, одежды участников исторических проектов реконструкторов, однако не встречается в повседневной жизни обычного человека. Можно сделать вывод, что традиционный русский костюм в его классическом понимании постепенно умирает, уступая новым тенденциям в одежде.
Список литературы
- Андреева А.Ю. «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг»: - СПб.: "Паритет", 2004.
- Пармон Ф.М. "Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества": - М.: «Легпромбытиздат», 1994.
- «Русский народный костюм»: - М.: "Мозаика - синтез", 2006.
- Соснина Н., Шангина И. "Русский традиционный костюм": - СПб.: "Искусство", 1998.
- Шангина И. "Русский традиционный быт": - СПб.: "Азбука-классика", 2003.