Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическое», «Двигательная».
Цель: формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье, закреплять умение называть членов своей семьи.
- Развивать связную речь детей.
- Учить детей рисовать фломастером предметы круглой формы.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение соотносить движения рук и ног в соответствии с текстом.
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, Картинка «Курица и цыплята», аудиозапись детской песни «Вышла курочка гулять», мольберт, фломастеры, цветные иллюстрации с изображением животных и их детенышей: лиса с лисятами, зайчиха с зайчатами, волчица с волчатами, медведица с медвежатами, собака со щенятами, кошка с котятами.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит Курочка)
Курочка: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Верно, я курочка! Я пока по делам шла вот это письмо нашла, а тут ваш адрес написан. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)
Воспитатель: Здравствуй, курочка! Большое тебе спасибо, проходи, будь нашей гостьей.
Курочка: Я бы с удовольствием, но не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребятки!
Все: До свиданье, курочка. Приходи к нам ещё.
2. Рассматривание картины «Курица и цыплята». Игра «Вышла курочка гулять…» (под музыку)
Воспитатель: А давайте посмотрим, что же за письмо принесла нам курочка. Ребята, да тут картинка. А вот послушайте загадку о картинке:
- Ребята, послушайте загадку и отгадайте, о ком она.
Папа важный, краснолапый,
Мама беленькая вся,
Детки желтые у папы, -
Чья ж гуляет тут семья?
(семья петушка)
Выставляется картина «Курица и цыплята».
- Правильно. Посмотрите, ребята, очень внимательно на эту картину. Кто здесь нарисован? Кто это? (курица).
- А это кто? (цыплята). Сколько их? (много).
- Ребята, курица для цыплят кто? (мама).
- А петушок для цыплят кто? (папа).
- А цыплята для папы-петушка и мамы-курицы кто? (дети).
- Ребята, если есть папа, мама, дети, все вместе они кто? Каким словом можно назвать? (семья).
- Как мама-курица разговаривает со своими цыплятами? (ко-ко-ко).
- А как папа-петушок поет песенку цыплятам? (ку-ка-ре-ку).
- А цыплята как отвечают? (пи-пи-пи).
- Ребята, как вы думаете, дружная у них семья? (да).
- Как вы догадались? (они все вместе, мама заботится о цыплятах, папа их защищает и т.д.).
Воспитатель: - Какие молодцы, ребятки! Какие вы внимательные, и как много всего знаете! А за ваше внимание, активность в письме есть подарочек - игра! Поиграем!
Игра «Вышла курочка гулять…» (под музыку)
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилась вам игра!
3. Беседа о семье
(Выставляет картинку с изображением мамы)
Воспитатель:
Ребята, у вас у всех тоже есть семья. Кто живет в вашей семье?
Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой?
Кто же это? Наша … (мама).
Беседа (опрос 2-3 детей)
- Как зовут твою маму?
- Кто ты для мамы?
- Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель: Замечательно! А теперь я вам загадаю ещё одну загадку, послушайте её очень внимательно:
- Угадайте, кто же это?
Добрый, сильный, ловкий, смелый.
Жду ответа я, ребята,
Молодцы! Конечно (папа).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
Беседа (опрос 2-3 детей)
- Как зовут твоего папу?
- Кто ты для папы?
Мама и папа любят вас, заботятся о вас. А как вы помогаете маме и папе? (ответы детей).
- Мне понравилось, как вы рассказывали о своей семье. Родители заботятся о вас, а вы им помогаете.
Воспитатель: - Замечательно, ребята!
- Давайте поиграем с вами.
5. Физкульминутка
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
А этот пальчик - Я,
Вот и вся моя семья.
(Выставляется ладошка с грустными лицами).
Подвижная игра «Помирились»
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?
Дети: В своём доме.
(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).
5. Рисование «Клубочки»
Воспитатель: Ребятки, а с вами поиграем с вами ещё в одну игру! Скажите, у всех есть мама? И у животных?
Игра проводится с использованием иллюстраций.
У лисят - лиса, лисица
У зайчат мама - зайчиха
У медвежат - медведица
У волчат - волчица
У щенят - собака
У котят - кошка.
- А папа у котят кто? (кот).
- Вот они!
Показывается альбомный лист для рисования с изображением кошки, кота и котят.
- Это дружная семья. Посмотрите, какие котята? (веселые, радостные). Давайте нарисуем им клубочки. Обратите внимание, как я держу фломастер и начинаю рисовать.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и празднечный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.
Показ способа рисования клубочков на доске.
5. Рефлексия
Воспитатель:
- Вам понравилось занятие? Что мы делали на занятие?
- Ребята, кто к нам приходил в гости?
- Кого, мы с вами мирили?
- А для, кого мы нарисовали клубочки?
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами говорили о семье. У всех вас есть папа, мама, которые вас очень любят и берегут, заботятся о вас. И вы тоже помогаете своим родителям. Мне понравилось, как вы рассказывали о своей семье, отгадывали загадки, играли, рисовали. Молодцы, ребятки!