Проект «Забавные букашки» для детей второй младшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: насекомые, вторая младшая группа


Тип, вид проекта: исследовательско-игровой.

Актуальность:

В летний период дети проводят большой отрезок времени на прогулке.

Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. Хотелось бы отметить, что реакция ребят на насекомых бывает неоднозначна. Часть детей выражают радость и неподдельный интерес, другие - пугаются. Бывают и такие ребята, которые могут уничтожить насекомых.

И от того, как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к ним: или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.

Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые».

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.

Состав участников проекта: дети, родители, педагоги группы.

По характеру контактов: с воспитанниками одной группы.

Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с насекомыми.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать у детей элементарные знания о многообразии насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе.

Развивающие:

  • обогатить словарный запас детей; активизировать познавательную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое, бережное отношение к насекомым, научить детей наблюдать за насекомыми не нанося им вред.

Предполагаемый результат:

  • дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, кузнечик, жук, паук);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
  • знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;

Интеграция образовательных областей:

  • проект реализуется через интеграцию образовательных областей:
  • познавательное (экспериментирование, настольно-печатные и дидактические игры, беседы, рассматривание картин, игрушек)
  • речевое (чтение стихотворений, словесные игры)
  • социально-коммуникативное (просмотр мультфильмов, беседа, взаимодействие со взрослым и сверстниками, кгн)
  • физическое (подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры)
  • художественно-эстетическое (лепка, рисование, аппликация, конструирование)

Практическая значимость проекта: в ходе реализации проекта у детей раннего возраста будут активно развиваться познавательные и творческие способности, дети получат необходимые знания о насекомых, их внешнем виде, образе жизни

Продукт проекта: оформление коллекции «Насекомые» для исследовательского уголка, выставка рисунков «Многообразие жуков», презентация проекта на уровне ДОУ.

Средства и оборудование:

  • сюжетные картинки на тему проекта,
  • подборка художественной литературы,
  • материал для дидактических игр,
  • изобразительный материал для творчества детей,
  • аудиозапись детских песенок,
  • игровой материал для игр на прогулке.

Используемая литература

  • Абрамова Л.В. Слепцова И.Ф. «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» М.: Мозаика-Синтез 2016.
  • Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности» М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Интернет-ресурсы: https://www.numama.ru; https://www.maam.ru; https://nsportal.ru
  • Комплексные занятия по изобразительной деятельности Волгоград Учитель 2016.
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Волгоград Учитель 2016.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. Творческий центр «Сфера» 2007.
  • Образовательная деятельность на прогулках. Картотека прогулок на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Волгоград Учитель 2016.
  • Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома М.: Мозаика-Синтез 2014.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Деятельность воспитателей группы

Деятельность детей

I этап
поисковый

В ходе наблюдений и беседы с детьми выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Часть детей выражают радость и неподдельный интерес, другие - пугаются. Бывают и такие ребята, которые могут уничтожить насекомых.
Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Вместе с педагогом пытаются найти способы решения проблемы

II этап
аналитический

Наблюдения за детьми
Постановка целей, задач проекта и определение ожидаемого результата
Разработка плана реализации проекта.
Изучить и подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме проекта.
Подобрать наглядный и дидактический материал (иллюстрации, фотографии, дидактические игры).
Подобрать подвижные, пальчиковые, артикуляционные и дидактические игры
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

С помощью педагога решают, что будут рисовать, лепить, конструировать; выбирают игрушки для игр; несут из дома дополнительный материал по теме проекта

III этап
основной
(практический)

Реализация запланированной работы с детьми, реализация запланированной работы с родителями.
Познавательное развитие:
Наблюдения на прогулке за муравьем, пауком, бабочкой и т.д.
Беседа «Забавные букашки», дидактические игры: «Сложи картинку. Картинки- половинки», «Посади бабочку на цветок», «Собери гусеницу по образцу», «Найди два одинаковых жука»
Речевое развитие: Чтение детям художественной литературы: стихотворений, загадок, рассказов и сказок о насекомых.
Знакомство с литературными произведениями: В.Сутеев «Под грибом», Ф.Грубин «Божья коровка», Б.Заходер «Муха-чистюха», В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.Ефремов «Бабочка», разучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок, дидактическое упражнение «Бабочка» (речевое дыхание), звуковая культура речи «Пчёлы в поле полетели»
Физическое развитие: подвижные игры: «Жуки и бабочки», «Допрыгни до комара», «Бабочки и цветочки», «Улитка, со мною проползи по дорожке», пальчиковые игры: «Паучок на ветке», «Божья коровка»
Художественно-эстетическое развитие: рисование - «Бабочка-красавица», лепка - «Гусеница», конструирование - «Построим дом для муравьев», музыка - «В траве сидел кузнечик», рисование на песке, аппликация с элементами рисования «Жук»
Социально-коммуникативное развитие: беседа «Не будешь им мешать, они тебя не тронут», просмотр мультфильма по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», просмотр мультфильма по произведению В.Сутеева «Под грибом»
Работа с родителями:
Консультации «Как привить детям любовь к окружающему миру», «Безопасная прогулка на природе», «Первая помощь при укусах насекомых»
Домашний просмотр мультфильмов о насекомых по усмотрению родителей.

С интересом наблюдают за играми других детей; активно играют с игрушками; наблюдают на улице, рассматривают иллюстрации, книги, игрушки; повторяют за воспитателем действия, слова и фразы из стихотворений; принимают активное участие в экспериментах, в подвижных играх, рисуют, лепят, конструируют, слушают песни

IV этап презентационный рефлексивный

Анализ достижений проекта, наличие всех запланированных продуктов проекта наличие методических разработок по проекту
Уровень удовлетворенности результатами проекта родителей воспитанников (опрос);
Обобщение и распространение опыта работы (презентация проекта на уровне ДОУ)

Предполагаемый результат мониторинга:

  • Количество участников проекта детей до 100%
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 100%.
  • Количество реализованных мероприятий - 100%.
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 90%.
  • Количество педагогов (воспитателей) последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 2-х.

Перспективный план к проекту