Сложение и вычитание. Вычитание вида 35–7

Разделы: Математика


Методический аппарат учебника, с. 67.

Цель: познакомить учащихся с новым приемом вычитания.

Задачи:

  • Развивать навыки счета; формировать умение учащихся находить значения сумм в случаях вида: 26 + 7; продолжать работу над задачами и выражениями; развивать наблюдательность, мышление учеников.
  • Создать условия для развития аналитических способностей обучающихся (умение анализировать, сравнивать познавательные объекты, делать выводы); содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность; развивать математическую речь.
  • Воспитывать ответственность, самостоятельность в работе, культуру общения, прививать аккуратность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, электронные физминутки, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Подготовка рабочего места

- Каким вы хотите, чтобы был наш урок?
- Что необходимо сделать для успешного обучения?

Эмоциональный настрой на урок

Высказывания обучающихся.

Личностные УУД: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности.

2 этап. Актуализация знаний

1. Каллиграфическая минутка

69 69 69 69 69
96 96 96 96 96

1.Обучающиеся прописывают цифры в тетради

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.
Познавательные: уметь выполнять логические действия

2. Устный счет

1. «Цепочка».


- Проверьте, правильно ли выполнена цепочка.

Устная фронтальная работа

3. «Занимательные рамки»

Решение:
10 4 2
2 11 3
3 3 10
9 4 7

Решение:
10 2 8
8 10 2
2 9 9

Работа с числовыми веерам. Дети рассуждают и дают ответ

3 этап. Постановка цели и задач урока

Подготовительная работа к изучению нового

Состав чисел первого десятка (презентация)

- Чему будем учиться на уроке?

- учиться выполнять вычитание вида 26+7, решать задачи

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять тему урока.
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

4 этап. Изучение нового материала

Раскрытие приема вычитания в случаях вида 35-7(Можно использовать электронное приложение)
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть пример в учебнике: 35 - 7 и соотнести его с рисунком (с. 67 учебника, часть 1).
- Как из числа 35 вычли число 7?
Объяснение: число 7 представили в виде суммы удобных слагаемых 5 и 2. Удобно из тридцати пяти вычесть пять, получится тридцать. Осталось из тридцати вычесть две единицы. Из тридцати вычесть два - получится двадцать восемь.
35 - 7 = (35 - 5) - 2 = 30 - 2 = 28

Познавательные: анализировать, группировать различные объекты, явления, факты
Регулятивные: Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Далее с подробным объяснением (устно) выполняется задание 1 (с. 67 учебника, часть 1). Для закрепления и отработки приемов сложения и вычитания вида: 26 + 7,35 -7 выполняется с комментированием задание 2 (с. 67 учебника, часть 1)
5 этап. Закрепление изученного материала Работа над задачами.
- Сколько тракторов было в хозяйстве?
- Сколько купили новых тракторов?
- Каким действием узнаем, сколько тракторов стало?
- Сколько тракторов передали школе?
- Какое действие необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
Обучающиеся читают задачу 3 (с. 67 учебника, часть 1) Познавательные: владеть общими приёмами выполнения заданий и вычислений; производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений

Далее коллективно составляется краткая запись:
Было - 8 т.
Купили - 2 т.
Отдали - 1 т.
Стало - ?

- Прочитайте текст в задании 4 (с. 67 учебника, часть 1)
- Является ли он задачей?
- Почему?
- Поставьте вопрос, соответствующий условию.
- Выделите ключевые (главные) слова для краткой записи.
- Запишите задачу кратко.

Решение задачи обучающиеся выполняют самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.
- Решите задачу разными способами: I. 20 - (10 + 7) = 3
II. (20 - 10) - 7 = 3
III. (20 - 7) - 10 = 3
6 этап. Повторение изученного материала

1. Развитие навыков счета С этой целью выполняется задание 6 (с. 67 учебника, часть 1), обучающиеся выполняют задание самостоятельно, один ученик работает у доски.
Проверка:
- Посмотрите: все ли на доске выполнено верно?
- Проверьте вашу работу.
(Если в каком-то выражении у кого-либо из учащихся допущена ошибка, следует это выражение разобрать подробно.)

Познавательные: производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи уметь выполнять логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные: уметь работать в парах.
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале

2. Работа с геометрическим материалом
- Рассмотрите фигуры, изображённые в задании 5 (с. 67 учебника, часть 1)
- Что хотите сказать?

Далее обучающиеся выполняют работу по вариантам:
I вариант: чертят первый четырёхугольник, а затем проводят в нём 2 отрезка так, чтобы получилось 3 треугольника.
II вариант: чертят второй четырёхугольник, а затем проводят в нём 2 отрезка так, чтобы получилось 4 треугольника.
Взаимопроверка.

7этап. Рефлексия
урока

- Чему научил вас урок?
- Пригодятся ли знания, полученные вами сегодня, в дальнейшем?
- Чью бы работу вам хотелось отметить?

Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Домашнее задание