Спортивный досуг как профилактика психоэмоционального напряжения

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Спортивный досуг в детском саду представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый чаще на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей.

Основу программы досуга должны составлять весёлые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретённые детьми двигательные навыки за определённый период времени. Усвоенные на регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в программу, доставляя детям большое удовольствие.

Подготовка к досугу не должна нарушать плановую воспитательно - образовательную деятельность. Многократно повторяемые «номера» часто без учёта продолжительности по времени вызывают у детей физическое и психическое утомление, потерю интереса, притупление эмоций и выполнение их как заученного, надоевшего урока. Досуг должен быть результатом регулярной работы с детьми и её естественным результатом.

Обычно досуг выделяется на фоне повседневной жизни необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями, которые изменяют привычный вид детской площадки, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей. В процессе самого досуга большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъём, объединяющая детей весёлым бодрым настроением.

Первая часть досуга может быть построена в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделённых на отдельные команды, идущие со своим флагом и эмблемой. Движения детей, сочетающиеся с песнями, стихами, вызывают высокий эмоциональный подъём.

Следом за этим дети могут демонстрировать свои достижения в играх и состязаниях. Всё это проводится с учётом времени для каждой возрастной группы.

Вторая часть досуга может быть сюрпризной, вызывающей у детей повышенный интерес, яркость впечатлений, удивление, радость.

Спортивные досуги хороши и зимой. Содержание их также составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона - катание на санках с различными заданиями на ловкость, катание и игры на коньках, ходьба на лыжах, игра в хоккей, весёлые подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты, подготовленные взрослыми. Зимний досуг может быть организован вокруг новогодней ёлки как праздник русской зимы или в виде игр на определённые темы. На зимнем досуге не звучат песни и стихи в исполнении детей, однако музыка, обращение ведущего придают праздничное настроение и соединяют в единое целое отдельные действия и игры детей. Сюрпризные моменты как источник радостных удивлений и смеха выполняются взрослыми. Дети могут участвовать в доступной подготовке праздничного оформления. Успешное проведение досуга - результат слаженной и кропотливой работы всего педагогического коллектива. В день проведения досуга настроение детей следует беречь. Жизнь их не должна нарушаться ненужной спешкой, срывом режима, нервным состоянием педагогов. Воспитатель должен быть готов в любом случае помочь детям и в тоже время не спешить с этим и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилия при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т.п.

Двигательный режим, обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении - важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего режима дня. Положительное влияние оптимального объёма двигательной активности в режиме дня проявляется у детей в работе всех органов и физиологических систем. Однако физкультурные занятия, предусмотренные программами физического воспитания дошкольников, не могут восполнить дефицит их двигательной активности. Таким образом, возникает необходимость введения различных форм физической рекреации в образовательный процесс.

Рекреационная физическая деятельность осуществляется как в свободное, так и в специально отведённое время, основывается на свободе выбора видов, форм, средств, содержания занятий, свободе выбора партнёров. Основная направленность данной деятельности не на результат, а на процесс, получение удовольствия от занятий.

Свобода выбора двигательной деятельности даёт возможность ребёнку проявить свои склонности и таким образом получить психологическое удовлетворение помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями, как правило, очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребёнка только в тех играх, которые доставляют ему радость.

Двигательная деятельность в рамках физической рекреации хоть и не преследует цель достижения высоких спортивных результатов, тем не менее включает в себя элементы соперничества, даёт элементарные знания по различным видам спорта. Массовые физкультурные мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами и праздниками. Они носят, как правило, эпизодический характер, проводятся с неоднородным контингентом, с охватом воспитанников всего дошкольного учреждения. Главным их признаком является простота правил и условий участия, доступность содержания каждому участнику независимо от его подготовленности.

Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможности широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста.

Спортивный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику детского сада таких досугов позволяет реализовывать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде весёлых забав, аттракционов, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремлённости, смелости, дисциплинированности, организованности.

В связи с тем, что спортивные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга приоритетны задачи оздоровительные.