Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Урок по ОБЖ в 9-м классе

Разделы: ОБЖ, Патриотическое воспитание

Класс: 9

Ключевые слова: патриотическое воспитание


Цель урока: формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.

Задачи урока:

  • Обучающая: рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг».
  • Развивающая: пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.
  • Воспитывающая: воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.

Оборудование и наглядные пособия:

  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» - 9 класс, (базовый уровень) А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнёв. Под общей редакцией А.Т.Смирнова. - Москва: «Просвещение», 2011 г.
  • Компьютер.
  • Проектор
  • Интерактивная доска

Ход урока

(Оформление доски)

И.С.Тургенев: «У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

1. Организационный момент

Для того чтобы определить тему нашего урока, нужно решить кроссенс и сканворд.

2. Решить кроссенс

Нужно по картинкам составить рассказ - посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.

Ученикам предлагается выполнить сканворд с ключевым словом «Патриот». На выполнение задания дается 1 мин.

Кроссворд «Я - патриот своей страны!»

ВОПРОСЫ:

1. Нужен в каждом государстве
Главный, чтоб держать ответ.
Царь есть в тридевятом царстве,
А у нас есть _____________ (ПРЕЗИДЕНТ).

2. Здесь горы-великаны:
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы,
Их знает целый мир.
Здесь реки: Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура;
Лесов многообразие.
Наш материк - _____________ (ЕВРАЗИЯ).

3. Главный город государства,
Хоть республики, хоть царства.
Тут смекалка пригодится,
Вот Москва, она _____________(СТОЛИЦА).

4. Это дерево - символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые -
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то -
Счастье и удачу принесет! (БЕРЕЗА).

5. Есть главная песня у нашей страны,
Услышав ее мы вставать все должны.
Единству народа поется в ней слава
И восхваляется наша держава. (ГИМН).

6. Люблю поле и березки,
И скамейку за окном.
Заскучаю - вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (РОДИНА).

7. Кукла - символ материнства
И семейного единства.
Сарафан - ее одежка,
Вся из дерева ____________ (МАТРЕШКА).

И какова тема нашего урока?

Тема: "Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества".

К слову о том, кто такой патриот. Происходит оно от греческого «patriotes», что в переводе означает «земляк».

Патриот - это человек, который любит свою Родину, готов на подвиги во имя Отечества и предан своему народу. Все негативные ассоциации с этим словом связаны с неправильным пониманием сути патриотизма, нравственного убеждения, основанного на любви к своей стране.

Наиболее важное среди духовных качеств российского воина - любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям и народу. Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Вот как сказано об этом качестве русским историком Карамзиным Николаем Михайловичем: «патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях». Патриотизм - это чувство любви к своему Отечеству, гордость за его успехи и победы.

Для военнослужащих патриотизм проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.

Мы с вами обсудили что такое патриотизм. А что в учебнике говорится о воинском долге?

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Суть его заключается в мужественной защите свободы, независимости, государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, конституционного строя России, народа и Отечества при отражении вооруженного нападения.

Быть верным воинскому долгу - значит делами и поступками повышать боевую готовность, крепить боевую мощь страны, а если потребуется - встать на ее защиту.

Какие цели преследует тема нашего урока?

Цель урока: формирование патриотического сознания через ознакомление с героическим прошлым русского народа.

Задачи урока:

  • Обучающая -Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»
  • Развивающая - пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.
  • Воспитывающая - воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.

Защитник, Патриотизм, верность воинскому долгу - это три ключевых слова которые красной нитью проходят через всю тему нашего урока.

3. Объяснение нового материала

Учащимся предлагается просмотреть материал учебника по данной теме и сделать выводы по прочитанному.

§ 47. Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитника Отечества

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с её историей, культурой, достижениями, проблемами.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина - это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живёт.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в общем доме народов. Русский язык является государственным языком. Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Родина - это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм - духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот.

Для военнослужащих патриотизм проявляется в первую очередь в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы.

Работа с интерактивной доской. Ребятам предлагается собрать пословицы

Перед нами сломанные предложения. Давайте соберем их.

Что же это за предложения?

А какой теме посвящены эти пословицы?

Пословицы о патриотизме

О любви к родине повествуют пословицы о патриотизме. В них наши далекие прародители рассказывали о том, что защищать свою страну в опасные дни - значит быть патриотом. Родину надо любить, верить ее людям, быть за них горой, чтобы называть себя патриотом.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Родина-мать, умей за нее постоять.
  • Смело иди в бой, Родина за тобой.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

4. Определение усвоения изученного материала

Повторим тему прошлого урока с помощью тестирования.

Тестирование с использованием Mimio Studio

БОЕВЫЕ ТРАДИЦИИ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИИ

Оценка за выполнение заданий выставляется следующим образом: за 7 правильных ответов - оценка «отлично», за 6 - «хорошо», за 5 - «удовлетворительно». За 3 и менее правильных ответов выставляется оценка «неудовлетворительно».

1. Боевые традиции - это:

  1. правила и требования к несению военной службы и выполнению боевых задач;
  2. специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военнослужащего в период прохождения им воинской службы;
  3. исторически сложившиеся в армии и на флоте и передающиеся из поколения в поколение правила, обычаи и нормы поведения военнослужащих, связанные с призывом на военную службу;
  4. исторически сложившиеся обычаи и правила, ставшие нормой поведения воинов в бою и активно побуждающие их образцово выполнять свой воинский долг в мирное время, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

2. Совершение выдающихся по своему значению действий, требующих от человека (воина) личного мужества и стойкости, готовности к самопожертвованию, - это:

  1. мужество;
  2. воинская честь;
  3. отвага и стойкость;
  4. героизм.

3. Морально-психологическое и боевое качество воина, характеризующее его способность устойчиво переносить длительные физические нагрузки, психическое напряжение и сохранять при этом присутствие духа в опасных ситуациях, проявлять высокую боевую активность, - это:

  1. мужество;
  2. воинская доблесть;
  3. героизм;
  4. самопожертвование.

4. Укажите основные боевые традиции Вооружённых Сил России.

  1. Гордость за Вооружённые Силы России, поддержание техники и вооружения в постоянной боевой готовности.
  2. Добросовестное изучение военного дела, поддержание сознательной воинской дисциплины.
  3. Выполнение требований воинского этикета, обучение тому, что необходимо на войне, гордость за свой род войск.
  4. Верность присяге и воинскому долгу, почитание Боевого Знамени воинской части, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка в бою, сохранение памяти о погибших.

5. Укажите, какой воинский ритуал был одним из первых в военной истории России.

  1. Проводы дружины на войну.
  2. Смотр дружины перед выступлением в боевой поход.
  3. Проведение воинских состязаний на ловкость и умение обращаться с мечом.
  4. Посвящение в дружинники.

6. Дополни предложение.

Ордена - это…

  1. почётные ведомственные награды за успехи в различной деятельности;
  2. наградные государственные знаки за успехи на производстве;
  3. почётные государственные награды за воинские и другие отличия и заслуги.
  4. почётные награды министра обороны РФ за безупречное служение Родине.

5. Минута лирики Песня Дениса Майданова «Патриоты России»

На прошлом уроке мы с вами говорили о боевых традициях вооруженных сил России. А что значит для российского воина в современных условиях быть верным Военной присяге, Родине?

  • быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно защищать своё Отечество;
  • строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командира;
  • дорожить честью и боевой славой, защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Домашним заданием было подготовить сообщения на тему «Примеры патриотизма в отечественных войнах России (1812 г. и 1941-1945 гг.)»

Сохиева Милана

История войн, которые пришлось вести народам России в защите Родины, - это история воинской доблести и славы.

Высокое слово «Отечество» связывалось с такими понятиями, как «присяга», «долг» и «подвиг» во имя его защиты и независимости. В России нарушение присяги, измена Родине всегда не только осуждались, но и карались.

Одним из ярких примеров массового патриотизма народов России явилась Отечественная война 1812 г. Тогда на защиту Родины встали все: и богатые, и бедные, пожилые и молодые, т.е. все, кому были дороги свобода и независимость Родины.

С первых дней война с Наполеоном стала для народа России Отечественной. Крестьяне добровольно везли в отступавшую армию все, что име­ли: продовольствие, овес, сено. А враг не мог получить у них сена и фуража ни за деньги, ни силой. Насилие врага вызывало «остервенение народа» (Пушкин). Многие сжигали свои дома, запасы хлеба и корма для скота - лишь бы ничего не попало в руки врага. Героизм народа стал обычным явлением и проявлялся по-разному.

Крестьянина Семена Силаева из Смоленской губернии французы заставляли показать им путь на г. Белый. А он уверял их, что дорога болотистая, мосты сожжены и пройти невозможно. На него направили заряженные ружья - он стоит на своем, предложили золото - не помогает. Так и ушли французы ни с чем. Город был спасен. А пройти можно было легко: все болота в то лето высохли.

В одном из боев во время отступления был тяжело ранен гусар Федор Потапов, по прозвищу Самусь. Его приютили крестьяне. Оправившись от ран, Самусь создал партизанский отряд из крестьян. Вскоре в отряде было уже более 3000 человек. Самусь разработал систему колокольных сигналов, благодаря чему партизаны и жители окрестных деревень знали о движении и количестве неприятеля. Отряд хорошо вооружился. Чем дальше продвигалась вражеская армия, тем больше ожесточался русский народ, тем упорнее он защищался. «Можно без преувеличения сказать, что многие тысячи врага истреблены крестьянами», - писал Кутузов.

Мсоева Алина

В наибольшей мере патриотизм и верность Родине проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашей страны. Во время Великой Отечественной войны было множество примеров самопожертвования русских людей, когда солдат закрывал грудью амбразуру дзота, подрывал последней гранатой себя и врагов, летчик шел на таран вражеского самолета и направлял горящий самолет на скопление врага, партизан погибал на виселице, но не становился предателем. За мужество и героизм, проявленные в боях против фашистов, свыше 11 тыс. воинов были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза и более 7 млн. человек награждены орденами и медалями.

Война показала множество примеров патриотизма воинов различных рангов - от рядового солдата до генерала. Мирный труд бирагзангцев был прерван начавшейся Великой Отечественной войной. Все молодые мужчины уходили на фронт, а те, кому было за 50 лет, оставались работать в родном колхозе. Им приходилось трудиться за себя и за тех, кто ушёл защищать Родину Своим героическим трудом в тылу они помогали фронту и приближали день победы. Им было тяжело, но жители села с честью выполнили Поручения Коммунистической партии и Советского правительства. Этим они ковали в тылу победу нашего народа.

Из Бирагзанга ушли защищать Родину 225 человек, из которых не вернулись: Агнаевы - 25 человек, Габуевы - 42, Дзарахоховы - 11, Камарзаевы - 12 и многие другие

Многие из них были ещё совсем юными. Это нанесло невосполнимый урон селу Бирагзанг.

Расскажем о некоторых, кто вернулся с фронта и внёс свой неоценимый вклад в победу нашей страны над фашизмом и восстановление и развитие народного хозяйства.

Моураова Марина
Хаджимурат Дахциевич Габуев

Известным и прославленным нашим земляком был командир Советской армии Хаджимурат Дахциевич Габуев, который во время Великой Отечественной войны не раз поднимал своих бойцов в атаку.

1941-й... Дни и месяцы тяжёлых отступлений. В 1941 году эскадрон Хаджимурата Габуева, совершал короткие налёты на фланги и тылы наступавшего на город Николаев врага. От осенних дождей дороги раскисли, и тяжёлая техника фашистов потеряла манёвренность, застревая в пути. Конники нападали с тыла на их фланги, ударяя в спину в самых неожиданных местах. Двигаясь крутым берегом Днепра, эскадрон Габуева зорко следил за передвижениями врага по ту сторону реки Ингул, не обнаруживая себя. К вечеру неподалёку от реки они решили дать открытый бой врагу.

В бою под деревней Валя Хаджимурат Габуев был ранен и попал в госпиталь, а после выздоровления его определили в первый конный корпус.

Корпус был на марше в направлении Москвы, когда подошёл новый приказ: «Повернуть на Калугу, выдвинув впереди себя сильную ударную группу». За короткое время после того, как они повернули назад на запад, полк Габуева одолел тридцать километров, не встретив на пути препятствий. Тогда было решено взять стоящее на пути село Карамышево. В с.Карамышево они ворвались безмолвно и уничтожи­ли небольшой гарнизон. Довелось Габуеву участвовать и в защите Москвы. Грудь Габуева украсили за эти бои ордена Красного Знамени и Красной Звезды.

После разгрома фашистской Германии Габуев в 1946 году по состоянию здоровья, Хаджимурат Дахциевич вернулся в родной Бирагзанг.

Агнаева Самира
Александр (Берды) Николаевич Агнаев

Родился в 1916 году в Бирагзанге. В 1926 г. Александр поступил учиться в Бирагзангскую семилет­нюю школу, которую окончил в 1934 году.

Путь в авиацию был для него нелёгким, упорно и настойчиво шёл к своей заветной цели. Он поступил в Тамбовскую авиашколу и успешно окончил её в 1940 году. В августе 1941 года его, как хорошо подготовленного специалиста, направили пилотом-инструктором в учебную эскадрилью гражданско­го воздушного флота, где он обучал молодых ребят лётному мастерству. Он подавал рапорт за рапортом с просьбой направить его в действующую армию.
В 1942 году Александр добровольцем уходит на фронт. Начал войну под Сталинградом. Он доставлял медикаменты, консервированную кровь, вывозил с передовой тяжелораненых.

В марте-апреле 1944 года шли бои между реками Шолоховкой и Бугом. Распутица очень затрудняла доставку войскам боеприпасов и продовольствия, ни на подводах, ни на автомашинах проехать было невозможно. Тогда решили послать самолёт. Но взлётная площадка раскисла. Взлёт был неимоверно труден. С огромным трудом Агнаев вырвал машину из цепкого плена вязкой грязи и взлетел. А впереди ещё предстояла посадка на такую же раскисшую площадку. Кроме того, район простреливался немцами. Но в этот день Александр сделал 11 вылетов, каждый из которых он запомнил на всю жизнь. За операцию по доставке боеприпасов и продовольствия он был удостоен ордена Отечественной войны I степени. День Победы Александр Николаевич Агнаев встретил в Вене старшим лейтенантом. А уже в середине мая 1945 года он был направлен в Минеральные Воды на курсы высшей лётной подготовки.

Александр Николаевич Агнаев награждён двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом «Знак Почёта», пятью медалями, имеет нагрудный знак «Отличник аэрофлота», много благодарностей и Почётных грамот.