Причины пропуска учебных занятий обучающимися. Формы и методы профилактической работы в образовательной организации

Разделы: Администрирование школы


Учащийся обязан посещать учебные занятия согласно плану и расписанию учебных занятий. Родители имеют право получать сведения по вопросу посещаемости своих детей.

Причины пропуска учебных занятий могут носить как субъективный, так и объективный характер.

К субъективным причинам относят:

  • низкий уровень мотивации;
  • неумение сочетать другие увлечения (в т.ч. компьютерную и гаджет-зависимость с учебой в школе);
  • юношеская любовь;
  • боязнь неуспеха, ошибиться на уроках;
  • проблемы взаимоотношений с одноклассниками, учителями.

К объективным причинам можно отнести, например, отсутствие индивидуального подхода, несформированность классного коллектива и другие.

Родители обязаны участвовать в воспитании ребенка. Однако отношения в семье также порождают совокупность субъективных и объективных причин, ведущих к систематическим прогулам. К ним можно отнести:

  • отсутствие авторитета родителей для ребенка;
  • допущение вседозволенности и безнаказанности;
  • отсутствие достаточного внимания родителей к ребенку, недостаточная помощь в решении школьных проблем;
  • завышенные требования родителей к ребенку, подавление ребенка родителями;
  • избыточная опека ребенка со стороны родителей.

За неоднократные и систематические пропуски учебных занятий обучающийся ставится на внутришкольный учет.

Учащийся и его законные представители имеет право предъявлять документы, объясняющие причины отсутствия на учебных занятиях; участвовать в рассмотрении вопросов посещаемости и пропусков занятий.

Снятие с учета проводится в следующем порядке:

  1. Классные руководители направляют в школьный Совет по профилактике правонарушений:
    • ходатайство о снятии несовершеннолетнего с учета с указанием оснований;
    • характеристику обучающегося.
  2. На заседании принимается решение.
  3. Кроме того, с учета снимаются:
    • обучающиеся, окончившие образовательное учреждение;
    • сменившие место жительство.

Практические советы родителям учащихся.

В случае систематического нарушения своих родительских обязанностей родители могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ ст.5.35 «За ненадлежащее исполнение обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетних детей».

Действия родителей в воспитании детей должны иметь последовательный, систематический характер, сочетать ограничения и поощрения, строгость и доброту. Практически в каждой ситуации действовать школе и родителям нужно сообща.

Универсальным способом решения любой проблемы является откровенный, доверительный, терпеливый разговор с ребенком, направленный на выяснение проблем, порождающих прогулы. Разговаривать надо постоянно, учиться слушать своего ребенка и слышать его боль, проблемы, потребности, какими бы простыми и наивными они не покажутся. Однако если утрачено доверие и авторитет, выстроить такой разговор будет крайне сложно. Зачастую сначала это будет не диалог, а монолог. Но при должном внимании, уважении, систематичности проведения бесед, соответствующем поведении родителей, ребенок начнет прислушиваться.

В работе с администрацией школы, учителями, одноклассниками, друзьями необходимо придерживаться конструктивного тона беседы, без скандала, повышенных интонаций, взаимных претензий и критики. Цель - увидеть ситуацию с другой стороны, найти совместное решение, поскольку дети склонны себя выгораживать, видеть все гипертрофированно.

Если проблема в отставании и пробелах знаний уточнить у учителя, как можно этот пробел восполнить (обратиться к репетиторам, предложить посещение дополнительных занятий в школе, в учреждения дополнительного образования, оказать личную помощь в освоении предмета).

В случае проблемы в неуверенности и страхах ребенка возможно предложить работу с психологом, для повышения его самооценки - записаться в кружок, спортивную секцию, уделить больше внимания совместному семейному досугу.

Если причины пропуска занятий связаны с конфликтами с одноклассниками и педагогами необходимо привлечь личный жизненный опыта, обратиться к помощи психолога, возможно, в школе работает служба медиации. В отдельных случаях можно предложить альтернативный вид обучения (дистанционное или свободное), перевод в другой класс или школу.

При выявлении компьютерной и игровой зависимости как причины прогулов действенным будет четкий график расписания дел, где на компьютер будет выделен ограниченный промежуток времени, при условии выполнения домашних обязанностей, уроков.

В случае, если причины прогулов вызваны неблагополучием в семье, прогулы могут рассматриваться как протест. Надо наладить семейную жизнь и дать ребенку возможность учиться.

Ни в коем случае нельзя надеяться, что все уладится само собой, оставлять ребенка наедине с его проблемами. Проблема есть - ее надо решать комплексно. Усилия взрослых будут вознаграждены, и когда-нибудь ребенок скажет вам «спасибо».