Класс: 8.
Цель: воспитание патриотических качеств учащихся, уважения к историческому прошлому нашей Родины, чувства гордости за свой народ, за свою семью.
Задачи:
- знакомство учащихся с историей праздника - День защитника Отечества, с историей создания и работы над фильмом «Офицеры»;
- обучение учащихся проектной работе (выявление проблемы, планирование, сбор информации, анализ и синтез собранных данных, представление проекта, осмысление и оценка проекта);
- развитие поисковой деятельности;
- развитие связной речи обучающихся и навыков публичного выступления;
- воспитание чувства гордости за свою страну, за своих прадедов-воинов, патриотизма и гражданственности, формирование эстетического вкуса через лучшие образцы отечественного кинематографа;
В ходе подготовки и проведения классного часа формируются компетенции обучающихся:
- Предметные: знание исторического прошлого своей страны, стихотворений, песен о долге, чести, патриотизме;
-
Метапредметные:
-
Познавательные:
- извлечение информации из различных источников по теме классного часа, в том числе сети Интернет;
- создание собственного информационного мини-проекта;
- сбор информации из личных архивов учащихся для презентации на тему «Мой родственник - защитник Родины»;
-
Регулятивные:
- целеполагание, постановка проблемы;
- планирование работы (составление плана и определение последовательности действий, защита проекта);
- реализация проекта (сбор и обработка информации, умение анализировать, обобщать, делать выводы);
- презентация проекта (представление готового продукта, ответы на вопросы);
- контроль и оценка результатов (написание отзыва о фильме «Офицеры»);
- умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать по решению поставленных задач;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, слушать и вести диалог, уважать мнение сверстников;
- владение монологической и диалогической формами речи;
- развитие связной речи (умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли).
-
Познавательные:
-
Личностные:
- воспитание уважения к России, чувства гордости за свою страну и патриотизма, осознание себя гражданином России;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Оборудование: проектор, компьютер, кадры из фильма «Офицеры», презентация об истории создания этой картины.
Целевая аудитория: 8 «б» класс МОБУ СОШ №38 г. Якутска
Работа по подготовке классного часа:
- просмотр художественного фильма «Офицеры»,
- поиск и изучение информации в Интернете об истории создания фильма (получившие задание ученики),
- оформление на листе А4 информации о своем прадеде-участнике ВОВ.
Ход классного часа
Учитель: История праздника День защитника Отечества.
Праздник зародился еще в СССР, тогда 23 февраля ежегодно отмечался как всенародный праздник - День Советской Армии и Военно-морского флота. Неофициально отмечается как день мужчин.
История праздника берет свое начало 28 января (15 января по старому стилю) 1918 года. В этот день Совет народных комиссаров (фактическое правительство Советской России) во главе со своим председателем Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче‑крестьянской Красной Армии (РККА).
В 1938 г. в "Кратком курсе истории ВКП(б)" была изложена принципиально новая версия происхождения даты праздника, не связанная с декретом Совнаркома. В книге утверждалось, что в 1918 г. под Нарвой и Псковом "немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля стал днем рождения молодой Красной Армии".
В Федеральном законе от 13 марта 1995 г. N32-ФЗ "О днях воинской славы России", 23 февраля носит официальное наименование "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 г. - День защитников Отечества".
В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ "О днях воинской славы России" Федеральным законом от 15 апреля 2006 г., из официального описания праздника исключены слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", а также изложено в единственном числе понятие "защитник".
Сегодня для некоторых людей праздник 23 февраля остался днём мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России и стран бывшего СССР склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин, Защитников в самом широком смысле этого слова. Для большинства россиян это важная и значимая дата.
Среди традиций праздника, сохранившихся и сегодня, - чествование ветеранов, возложение цветов к памятным местам, в частности в Москве - это торжественное возложение венков к Могиле Неизвестного Солдата у стен Кремля первыми лицами государства. А также проведение праздничных концертов и патриотических акций, организация салютов в городах-героях России.
Как не бывает Нового года без "Иронии судьбы", так и 23 февраля невозможно себе представить без фильма "Офицеры". Эту картину любят уже несколько поколений зрителей. В одном из интервью автор этой картины, по чьей повести был снят фильм, знаменитый советский писатель Борис Васильев на вопрос «Как возникла идея фильма?» ответил так: «Идея возникла довольно просто. Потому что я из потомственной офицерской семьи. Все мои предки были офицерами. Мой прапрапрапрадед - герой Бородинского сражения, генерал-лейтенант. Я офицер, окончил Бронетанковую академию, 15 лет служил в армии. Это среда, которую я хорошо знаю. Ведь я довольно старый человек, несовременный. Я знаю, что военные были совершенно отдельной кастой. Они понимали, что такое офицерская честь для русского офицера, что такое слово, данное офицером. Оно не берется назад никогда в жизни. Иначе тебе руки не подадут. Там был совершенно особый кодекс, который и я, и мои предки старались соблюдать».
Ребята, мы сегодня будем говорить об этом замечательном фильме, которому в 2021 году исполняется уже 50 лет. Этот фильм о силе характера и призвании защищать Родину. Знаменитая кинолента о любви к жизни, о преданности Родине, о верности долгу - это не просто история о дружбе, семье и профессии. "Офицеры" - рассказ о призвании защищать Отечество и о силе характера. Фильм - о любви к Родине, к жизни… И, конечно, к женщине. Герои - боевые товарищи - несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности. И даже любовь к одной женщине не может этого изменить…
Мы с вами этот фильм посмотрели заранее. И сегодня мы попытаемся выяснить, почему же он так дорог россиянам. Сначала познакомимся с историей создания легендарного фильма.
Ученик 1: 8 мая 1970 г. началась работа над «Офицерами», картиной, в отечественном кинематографе уникальной. В 70-е годы о войне, гражданской и Великой Отечественной, фильмы появлялись едва ли не каждый месяц, но лишь «Офицеры» вобрали в себя всю военную историю СССР. Действие этого фильма охватывает довольно большой период - с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи - Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце - убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана.
Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.
Съёмки фильма проходили по всему Советскому Союзу: в Москве, Подмосковье, Твери, Севастополе, Ашхабаде.
Успех картины был неожиданный и потому ошеломляющий: она стала самым кассовым фильмом 1971 г., а Василий Лановой, по опросу журнала «Советский экран», - лучшим актером. И что бы мы ни говорили выше, зритель увидел в картине главное - правду характеров.
Ученик 2: Труднее всего в подготовительный период было найти актеров на главные мужские роли - Ивана Варравы и Алексея Трофимова. Исполнительница роли Любы отыскалась быстро - Алина Покровская, актриса театра Советской Армии. На пробах всех превзошел Георгий Юматов, кумир 50-х (по фильмам «Молодая гвардия», «Разные судьбы»).
Многие члены съёмочной группы сами прошли через войну. В сцене, когда после возвращения Алексея из Испании жена видит у него след от ранения на спине, оно (ранение) настоящее - Юматов был ранен во время Великой Отечественной войны.
Ивана Варраву жаждали сыграть тоже почти полсотни актеров. Выбор пал на Василия Ланового, «сослуживца» Елены Добронравовой. Сегодня кажется, что иного Варравы и быть не могло. Между тем Лановой долго колебался: «Я не мог понять своего героя, - рассказывал Василий Семенович. - Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варрава - романтик, играй романтика!» И я согласился».
Ученик 3: Съемки пришлось начать с конца, эпизода, когда Варрава знакомится с внуком Трофимовых - суворовцем Ваней. Дело в том, что в этой роли был занят московский школьник Андрей Громов (снимался в картине «Приключения желтого чемоданчика», но профессиональным актером не стал, предпочтя дипломатическую деятельность), а его нужно было освободить до начала учебного года.
Воспоминания Алины Покровской: «Работать было легко и радостно. Мы все влюбились в Бориса Васильева. Мне этот автор был особенно близок, потому что в то время в театре я параллельно репетировала роль Женьки в его пьесе «А зори здесь тихие…» Владимир Роговой очень прислушивался к Василию Лановому и Георгию Юматову. Они уже тогда были киношные асы, а он - практически дебютант. Отношения сложились замечательные, всем очень хотелось сделать сердечный фильм».
Ученик 4: Затем съемочная группа отправилась в Рузу. Там в конце августа снимался эпизод «китайская переправа». Для пущей достоверности в сцене заняли настоящих китайцев - двести человек, предоставленных торгпредством КНР. Надвигалась осень; ночью, когда шли съемки, вода в озере стала ледяной. Однако дисциплинированные китайцы безропотно отрабатывали дубль за дублем.
На бессловесную, но важную роль Ванечки, внука Трофимовых, в нескольких эпизодах требовался очень юный артист - годовалый ребенок. Здесь уместно вспомнить бессмертные стихи Корнея Чуковского. «Но какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка?..»
В конце концов было решено искать его в домах малютки, где воспитывались дети-отказники. Нашли 11-месячного малыша Володю Селиванова. Мать не спешила за сыном в детдом, но вмешался случай. Она попала на сеанс «Офицеров» и узнала сына в юном актере. Лишь тогда сердце непутевой родительницы дрогнуло, и после полутора лет в детском доме Володя обрел настоящую семью.
Ученик 5: В феврале неподалеку от Ашхабада начались съемки эпизодов войны с басмачами. Здесь несчастье подстерегло оператора Михаила Кириллова. Чтобы снять рельсы под мчащимся поездом, ему пришлось привязать себя под вагоном. Но от тряски веревка развязалась, и оператор рухнул на рельсы. От гибели его спасло лишь то, что поезд в тот момент замедлил ход.
Оператор попал в больницу, съемки остановились. Он уговаривал режиссера найти замену, но Роговой посчитал это предательством. На несколько недель Кириллова заменил его сын Андрей - в то время он заканчивал ВГИК и вскоре снял один из самых оригинальных советских фильмов для детей - научно-фантастический «Москва-Кассиопея».
Ученик 6: В конце марта съемочная группа вернулась в Москву, и начался монтаж фильма. Премьера была приурочена ко Дню Победы, поэтому времени оставалось мало, но торопиться не пришлось - основная работа по монтажу и озвучиванию прошла параллельно со съемками.
9 апреля 1971 г. картина была представлена худсовету киностудии и принята практически без поправок. Однако у чиновников из Госкино сложилось иное мнение. Они заставили вырезать из фильма несколько эпизодов, в том числе, сцену расстрела фашистами советского офицера (она, видимо, никак не вязалась с названием).
Под давлением военспецов из Главного политуправления армии картине присвоили лишь третью прокатную категорию. Не повезло фильму и с датой премьеры - на широкий экран «Офицеры» попали 26 июля, в разгар летних отпусков. И хотя дебют проходил в самом престижном столичном кинотеатре «Россия», половина мест в огромном зале пустовала. К счастью, на просмотре оказалась супруга тогдашнего министра обороны Андрея Антоновича Гречко. Она была потрясена увиденным - в Любе Трофимовой она узнала себя. Она немедленно поделилась впечатлениями с мужем, он запросил копию фильма и отправился смотреть ее на дачу к главному кинокритику страны, Леониду Ильичу Брежневу. «Офицеры» привели их в восторг, и в сентябре, когда в столицу подтянулся отпускной народ, состоялась повторная премьера. Она прошла при аншлаге. Он, как выяснилось, не был специально организован: в прокате «Офицеры» собрали 53,4 млн. зрителей и заняли место в первой десятке самых кассовых советских фильмов.
Учитель: Ребята, вас познакомили с историей появления на экранах этого легендарного фильма.
Кто может сказать, чем запомнился вам этот фильм? Какой герой более всего привлёк к себе? Какие кадры вам больше всего запомнились? (прослушать отзывы 3-4 учащихся)
Интересные факты из истории фильма в презентации
1. Наш народ очень любит кино. Одним из проявлений этой любви можно считать установку памятников особо любимым персонажам фильмов. Конечно, это не столько памятники персонажам кинокартин, сколько дань уважения великим актерам, сыгравшим замечательные роли.
А это памятник эпохальному или, как сейчас модно говорить, культовому советскому фильму «Офицеры».
Скульптуры главных героев кинофильма изображают финал картины, когда боевые товарищи встречаются у некоего здания Министерства обороны через много лет. Этот эпизод снимался на Воробьевых (Ленинских) горах у входа в здание Химфака МГУ.
Памятник же был открыт на Фрунзенской набережной рядом со зданием Министерства Обороны РФ 9 декабря 2013 года. В открытии памятника участвовали, исполнитель роли Ивана Варравы Василий Лановой, исполнительница роли Любы Трофимовой Алина Покровская и министр обороны РФ Сергей Шойгу, которому принадлежала идея создания памятника.
2. После выхода в прокат фильма «Офицеры» количество поданных заявлений о приеме в военные училища выросло в 20 раз.
3. Совсем недавно я узнала интересный факт, касающийся этого легендарного фильма. Оказывается, в съёмках этого фильма участвовали и якуты. Это родители нашего учителя Любови Леонидовны. Предоставим слово ей. Она расскажет со слов матери о том, как проходили съемки фильма. (выступление Любовь Леонидовны)
А теперь давайте проверим наши знания о фильме. Викторина по фильму (презентация)
Командная игра (класс делится на 2 команды). За правильный ответ команде выдается 1 буква из словосочетания «23 февраля». Какая команда быстрее соберёт это словосочетание, та и побеждает.
Подводя итог сегодняшнему нашему разговору о фильме «Офицеры», все мы сходимся в одном мнении… Фильм смотрится на одном дыхании, не оставляет равнодушным ни тех, кто его увидел впервые, ни тех, кто смотрел раньше. Этот фильм о светлых людях, которые видят свою цель жизни - Родину защищать, быть полезным и нужным другим, никогда не кривить душой. Фильм «Офицеры» подобен «книге жизни», он учит быть человеком с большой буквы, любить свою Родину, ценить жизнь, дружбу, любовь!
Накануне Дня защитника Отечества мы обязаны вспоминать наших прадедов, перед кем мы в вечном долгу за нашу счастливую жизнь. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» поется в песне из фильма. Давайте «вспомним всех поименно, горем вспомним своим. Это надо не мертвым, Это надо живым», как сказал поэт Р.Рождественский.
(Видео-презентация о прадедах-участниках ВОВ под песню «Поклонимся великим тем годам», подготовленная Михайловой Ариной. Материалы предоставлены учащимися класса)
Наш классный час подходит к концу. Сегодня вы узнали много нового, интересного о празднике, о фильме, о профессии офицера, представили свои умения выступать, представлять и надеюсь, что этот час не прошел для вас зря.
А закончим мы наш классный час песней из фильма «Офицеры». (под караоке поют все участники классного часа). Стихи - Евгений Агранович Музыка - Рафаил Хозак
Спасибо всем за активное участие и внимание!