Дошкольное образование - это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка. Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста, в процессе него формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Антон Семёнович Макаренко отмечал, что правильное воспитание - это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО, направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Ранняя профориентация дошкольников включают в себя элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек.
Знакомство детей с миром профессий - важный этап в процессе профессиональной ориентации личности. Если говорить в целом о мире профессий, то следует сказать, что это сложный, постоянно развивающий и динамичный мир. Профессии будущего - это профессии на стыке нескольких дисциплин, которые, по мнению ученых-разработчиков Инновационного центра «Сколково», появятся через 15-20 лет. Они дополнят или заменят уже существующие. Часть профессий уже ушли в прошлое, перешли в разряд устаревших, появляются новые профессии в связи с возникновением и развитием новых технологий. Но тем не менее любой ребенок должен знать, что профессия - это дело, которым каждодневно занимаются его родители, и этот труд полезен для общества. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.
В нашем Дошкольном отделении МАОУ ОЦ «Горностай» работу по ранней профориентации ведется через реализацию вариативных программ, таких как: «Основы механики и программирования для дошкольников» и «Юный этнограф». В данном случае, мы хотим остановиться на образовательных технологиях «ПиктоМир» и LEGO-конструирование.
В дошкольном возрасте дети проявляют интерес к различным профессиям, и задача взрослых - поддержать этот интерес и помочь ребёнку определиться с выбором будущей сферы деятельности. Одним из эффективных методов ранней профориентации, на наш взгляд, является использование образовательных технологий, таких как «ПиктоМир» и LEGO-конструирование.
«ПиктоМир» знакомит детей с основами программирования, развивает логическое мышление, внимание, память и другие когнитивные функции. LEGO-конструирование позволяет детям создавать различные модели, которые могут быть связаны с определёнными профессиями. Это помогает детям лучше понять, как работают эти учреждения и какие профессии там требуются.
Кроме того, «ПиктоМир» и LEGO-конструирование способствуют развитию у детей мелкой моторики, координации движений, пространственного мышления. Они также учат детей работать в команде, договариваться, решать конфликты. Таким образом, ранняя профориентация через «ПиктоМир» и LEGO-конструирование является эффективным методом, который помогает дошкольникам познакомиться с миром профессий, развить свои способности и навыки, подготовиться к будущему выбору профессии.
Для успешной реализации ранней профориентации мы учитывали возрастные особенности детей, их интересы и склонности, и создали необходимые условия для развития их способностей и навыков. В процессе ранней профориентации важно не только познакомить детей с различными профессиями, но и помочь им понять, что такое труд, почему он важен, как можно приносить пользу другим людям. Это помогает сформировать у детей уважительное отношение к труду и понимание его ценности.
Также важно создать условия для того, чтобы дети могли попробовать себя в разных видах деятельности, понять, что им нравится больше всего, и развивать свои способности в этом направлении. Это поможет им сделать более осознанный выбор будущей профессии.
В современном мире алгоритмизация становится всё более актуальной и важной. Она позволяет детям лучше ориентироваться в информационном пространстве, быстро адаптироваться к изменениям и успешно решать разнообразные задачи. LEGO-конструирование и ПиктоМир - это образовательные инструменты, которые могут помочь ребёнку в алгоритмизации. Они предоставляют возможность создавать и программировать различные модели, что способствует развитию алгоритмического мышления.
Алгоритмизация в повседневной жизни дошкольника - это процесс обучения ребёнка следовать определённой последовательности действий для достижения цели. Это важный навык, который помогает детям развивать логическое мышление, внимание и память, а также способствует формированию умения анализировать ситуации и принимать решения.
Таким образом, алгоритмизация является важным навыком, который необходимо развивать у дошкольников. Она помогает им стать более самостоятельными, уверенными в себе и успешными в будущем.
Мы подобрали и разработали игры, которые помогают детям развивать логическое мышление и понимание последовательности действий. Вот несколько примеров игр для дошкольников, которые включают элементы алгоритмизации:
Игра «Последовательность событий». В этой игре ребёнку предлагается набор картинок, изображающих различные события или действия. Задача ребёнка - расположить картинки в правильной последовательности, чтобы рассказать историю или описать процесс. Это помогает детям понять, что такое последовательность действий и как они связаны друг с другом.
Игра «Путь к цели». Ребёнку предлагается карта или схема, на которой обозначены различные объекты и препятствия. Задача ребёнка - разработать маршрут, который позволит достичь цели, избегая препятствий. Это учит детей планировать свои действия и принимать решения на основе анализа ситуации.
Игра «Сортировка объектов». В этой игре ребёнок получает набор предметов или картинок, которые нужно отсортировать по определённому признаку (например, цвету, размеру, форме). Это помогает детям научиться классифицировать объекты и понимать, что у каждой группы есть свои правила и характеристики.
Игра «Создание алгоритма». Ребёнок получает набор карточек с изображениями действий или команд. Задача ребёнка - создать алгоритм, который приведёт к определённому результату (например, приготовить блюдо, построить дом, ухаживать за растением). Это развивает у детей способность планировать свои действия и следовать инструкциям.
Игра «Поиск выхода из лабиринта». Ребёнку предоставляется лабиринт, в котором нужно найти выход. Для этого необходимо следовать определённой последовательности шагов, учитывая повороты и препятствия. Это учит детей анализировать ситуацию и находить оптимальные решения.
Вот примеры игр, которые помогут дошкольникам познакомиться с алгоритмами:
Игра «Робот-помощник». В этой игре ребёнок выступает в роли робота, который выполняет команды. Взрослый даёт команды, а ребёнок должен их точно выполнить. Например, взрослый может сказать: «Сделай два шага вперёд, поверни направо и возьми игрушку». Это учит детей следовать инструкциям и понимать последовательность действий.
Игра «Сортировка по правилам». Ребёнку предлагается набор предметов или картинок, которые нужно отсортировать по определённому признаку (например, цвету, размеру, форме). Но есть одно правило: сортировать нужно не так, как обычно. Например, сначала нужно выбрать все красные предметы, потом все круглые, а затем все большие. Это помогает детям понять, что алгоритмы могут быть разными и что важно следовать правилам.
Игра «Поиск сокровищ». Ребёнку предоставляется карта или схема, на которой обозначены различные объекты и препятствия. Задача ребёнка - разработать маршрут, который позволит найти сокровище, избегая препятствий. Это учит детей планировать свои действия и принимать решения на основе анализа ситуации.
Игра «Кулинарное путешествие». В этой игре ребёнку предлагается рецепт какого-нибудь блюда. Задача ребёнка - приготовить это блюдо, следуя рецепту. Это помогает детям понять, что такое алгоритм приготовления пищи и как важно следовать инструкции.
Игра «Строим город». Ребёнок получает набор блоков или других материалов, из которых можно построить город. Задача ребёнка - построить город, следуя плану или схеме. Это способствует развитию у детей внимания, памяти и пространственного мышления.
Также элементы алгоритмизации включают следующие игры для дошкольников:
Игра «Что сначала, что потом?». В этой игре ребёнку предлагается набор картинок, изображающих различные ситуации или действия. Задача ребёнка - расположить картинки в правильной последовательности, чтобы рассказать историю или описать процесс. Например, можно предложить ребёнку картинки с изображением того, как готовится пирог: от замеса теста до подачи на стол. Это помогает детям понять, что такое последовательность действий и как они связаны друг с другом.
Игра «Найди клад». Ребёнку предлагается карта или схема, на которой обозначены различные объекты и препятствия. Задача ребёнка - разработать маршрут, который позволит найти клад, избегая препятствий. Это учит детей планировать свои действия и принимать решения на основе анализа ситуации.
Игра «Угадай, кто это?». Ребёнок получает набор карточек с изображениями животных или персонажей. Задача ребёнка - задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», чтобы угадать, кто изображён на карточке. Это развивает у детей способность анализировать информацию и делать выводы.
Игра «Сделай по образцу». Ребёнок получает образец узора или конструкции из блоков. Задача ребёнка - повторить узор или конструкцию, используя блоки или другие материалы. Это способствует развитию у детей внимания, памяти и пространственного мышления.
Игра «Загадки-обманки». Ребёнку предлагаются загадки, в которых есть подвох или неожиданный ответ. Задача ребёнка - разгадать загадку, анализируя информацию и находя правильный ответ. Это стимулирует развитие логического мышления и внимания у детей.
Эти игры помогают детям развить навыки алгоритмического мышления, которые будут полезны в будущем при изучении программирования и других наук. Они также способствуют развитию логического мышления, внимания и памяти.
Итак, программная среда «ПиктоМир» позволяет не только организовывать игровую алгоритмическую деятельность дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями и интересами, но и целенаправленно формировать алгоритмические умения в деятельности, побуждающей их к открытию «новых знаний», к переносу накопленного алгоритмического опыта в новые жизненные ситуации. Интегрирование приобретенных в среде алгоритмических умений в различные виды детской деятельности, побуждает ребенка к самостоятельной постановке целей, планированию действий, составлению алгоритма с помощью знаково-символьных средств, контролю, рефлексии и оценке результатов деятельности.
Алгоритмизация и LEGO могут быть тесно связаны в процессе обучения детей. LEGO-конструирование позволяет детям создавать собственные модели из блоков, а затем программировать их с помощью специальных наборов. Это помогает развивать пространственное мышление, мелкую моторику и координацию движений. Дети учатся следовать инструкциям, работать по плану и достигать поставленных целей. Ниже мы приведем несколько примеров того, как это можно реализовать:
Создание простых алгоритмов. Дети могут использовать блоки LEGO для создания простых алгоритмов, например, для постройки определённой конструкции или выполнения задачи. Это помогает им понять, что такое алгоритм и как его можно использовать для решения задач.
Следование инструкциям. Дети могут получать инструкции по сборке определённой конструкции из LEGO и следовать им. Это учит их понимать и выполнять инструкции, что является важным навыком алгоритмизации.
Разработка собственных алгоритмов. Дети могут разрабатывать свои собственные алгоритмы для сборки конструкций из LEGO. Это развивает их творческое мышление и способность решать задачи.
Использование LEGO для моделирования процессов. Дети могут использовать LEGO для моделирования различных процессов, таких как движение объектов или изменение состояний. Это помогает им лучше понять, как работают алгоритмы и как они могут быть использованы для описания процессов.
Игра «LEGO-лабиринт». Дети могут создавать лабиринты из LEGO блоков и разрабатывать алгоритмы для прохождения через них. Это не только весело, но и помогает детям развивать навыки алгоритмизации и пространственного мышления.
Конструирование по образцу. Детям можно предложить образец конструкции из LEGO, а затем попросить их создать такую же конструкцию, следуя алгоритму. Это упражнение помогает развивать внимание, память и мелкую моторику.
LEGO-головоломки. Существуют специальные наборы LEGO, которые представляют собой головоломки. Решая эти головоломки, дети учатся анализировать ситуацию, находить оптимальные решения и разрабатывать алгоритмы действий.
Ролевые игры с использованием LEGO. В ролевых играх дети могут использовать LEGO для создания сценариев и разработки алгоритмов действий своих персонажей. Это способствует развитию творческого мышления и навыков алгоритмизации в контексте конкретной ситуации.
Вот ещё несколько идей, как можно связать алгоритмизацию и LEGO:
Игра «Путь к цели». Дети получают набор блоков LEGO и задание построить определённую конструкцию. Чтобы выполнить задание, им нужно разработать алгоритм действий. Это учит детей планировать свои действия и принимать решения на основе анализа ситуации.
Создание алгоритмов для роботов. Дети могут использовать наборы LEGO Education для создания роботов и разработки алгоритмов их действий. Они могут программировать роботов на выполнение определённых задач, например, перемещение по заданной траектории или сбор предметов определённого цвета.
Конструирование по инструкции. Детям можно предложить инструкцию по сборке определённой конструкции из LEGO, но с некоторыми изменениями. Например, они могут получить инструкцию по сборке дома, но должны изменить её так, чтобы получился замок. Это упражнение помогает развивать внимание, память и логическое мышление.
LEGO-квесты. Можно организовать квест, в котором дети будут использовать свои навыки алгоритмизации для решения головоломок и выполнения заданий. Квест может быть посвящён определённой теме, например, космосу или подводному миру.
Ролевые игры с использованием LEGO. В ролевых играх дети могут использовать LEGO для создания сценариев и разработки алгоритмов действий своих персонажей. Например, в игре «Магазин» дети могут создавать алгоритмы покупок, а в игре «Школа» - алгоритмы выполнения домашних заданий.
LEGO-соревнования. Можно провести соревнования, в которых дети будут соревноваться в умении разрабатывать алгоритмы для сборки конструкций из LEGO. Соревнования могут быть командными или индивидуальными.
Использование LEGO для моделирования процессов. Дети могут использовать LEGO для моделирования различных процессов, таких как движение объектов или изменение состояний. Например, они могут создать модель светофора и разработать алгоритм его работы.
LEGO и математика. Наборы LEGO могут использоваться для обучения математике. Дети могут создавать конструкции, которые помогают им понять геометрические фигуры, пространственные отношения и другие математические понятия.
И так, развитие алгоритмического мышления у дошкольников - это важный шаг к успешному будущему. Оно помогает детям стать самостоятельными, уверенными в себе и готовыми к новым вызовам. Развивает технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности.
Главная задача педагогов в решении проблемы ранней профориентации - это расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики и обеспечить пространство детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи. Таким образом, чем шире опыт ребёнка в различных трудовой деятельности, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.