Цели занятия:
- ознакомление обучающихся с основными событиями в истории кадетского и суворовского движения;
- формирование у учащихся представления о значении кадетского образования для России и его роли в патриотическом воспитании;
- развитие чувства гордости за принадлежность к традициям кадетства;
- развитие критического мышления, способности анализировать исторические события и делать выводы на основе исторических событий;
Задачи занятия:
Образовательные задачи:
- провести краткий обзор истории кадетских корпусов и суворовских училищ, включая их создание, развитие и современные реалии;
- рассмотреть ключевых личностей, связанных с движением кадетов, и их вклад в историю России.
Развивающие задачи:
- использовать викторину как метод активного обучения, способствующий вовлечению участников в процесс;
- формировать навыки работы в команде через обсуждения.
Воспитательные задачи:
- приобщение участников к национальной истории и культурным традициям через изучение материалов о кадетах;
- воспитание уважения к историческому наследию и традициям России.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, школьная доска, опорный конспект занятия, презентация.
СЛАЙД № 1
Организационный момент.
Приветствие.
СЛАЙД №2
В начале нашего занятия предлагаю вам самостоятельно определить тему викторины. Вот несколько фактов, которые позволят вам это сделать: СЛАЙД №3
- их история начинается с 1701 года, еще со времен Петра первого.
- дворянские дети могли ими стать уже с 5 лет.
- тех, кто достигал хороших результатов, отправляли «на пироги»
- после революции, во время гражданской войны они пропали в России и появились за границей.
- уже в советское время, 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади они вымокли с головы до пят, но не только от дождя.
- ими являются, например… (указать имена известных личностей современности чьи дети или внуки являются кадетами или суворовцами).
- сейчас, ими могут стать те, кто хочет связать свою судьбу с защитой Родины и Отечества.
Ну что есть предположения кому будет посвящен наше занятие?»
Ответы кадет: сегодня речь пойдет о кадетах.
СЛАЙД №4
Вы совершенно правы, тема викторины: «Кадет, вчера, сегодня, завтра».
Но для начала напомню вам о выпускниках кадетских корпусов и суворовских училищ которые являются гордостью России.
СЛАЙД №5
Суворов Александр Васильевич выпускник Сухопутного кадетского корпуса
Русский полководец, генералиссимус, основоположник русской военной теории, кавалер всех российских орденов своего времени, автор первого русского военного словаря.
Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич выпускник Морского кадетского корпуса
Выдающийся мореплаватель, первооткрыватель Антарктиды, адмирал Российского Императорского флота.
Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович
(1745-1813) - выпускник Соединенной Артиллерийской и Инженерной школы в г.Санкт-Петербурге, 2-й кадетский корпус. Русский полководец, Генерал-фельдмаршал, Первый полный кавалер ордена Святого Георгия, основоположник русской военной теории
С 1762-1802 годы генерал-поручик Михаил Илларионович Кутузов, был назначен директором Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. А его дядя, адмирал Иван Логинович Голенищев-Кутузов, примерно в это же время руководил Морским кадетским корпусом. Кто-то из современников заметил, что «подготовка доблестного офицерства государства российского оказалась в руках рода Голенищевых-Кутузовых».
СЛАЙД №6
Крузенштерн Иван Федорович- выпускник Морского кадетского корпуса
Прославленный российский мореплаватель, адмирал. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции. Он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин.
С 1827-1842 годы был директором морского кадетского корпуса
Нахимов Павел Степанович - выпускник Морского кадетского корпуса.
Выдающийся флотоводец, талантливый офицер и руководитель, заслуживший чин адмирала
Мосин Сергей Иванович (1849-1902) - выпускник Воронежского Великого князя Михаила Павловича кадетского корпуса. Выдающийся русский конструктор-оружейник, генерал-майор. В 1891 г. создал и организовал производство легендарной трехлинейной винтовки.
СЛАЙД №7
Ка́рбышев Дми́трий Миха́йлович (1880-1945) выпускник Сибирского кадетского корпуса
Русский и советский фортификатор, крупнейший советский учёный - военный инженер. Генерал-лейтенант инженерных войск. Ему посмертно были присвоено звание Героя Советсвкого Союза. А умер генерал-лейтенант Карбышев в 1945 году в нацистском концлагере «Маутхаузен».
Джанибеков Владимир Александрович - (1942) выпускник Ташкентского суворовского военного училища. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
СЛАЙД №9
Как вы понимаете в рамках одного занятия невозможно назвать всех выдающихся личностей, окончивших средние военные учреждения. Их конечно намного больше.
Подскажите, а установлены ли на территории училища бюсты известных личностей, которые в детстве были кадетами.
Ответы: Суворов Александр Васильевич, Кутузов Михаил Илларионович
Для справки, в случае неверного ответа кадет:
- Александр Невский (1220-1263 гг.)
- Жуков Георгий Константинович с похвальным листом окончил три класса церковно-приходской школы.
- Рокоссовский, Константин Константинович отец, отправил его учиться в платное техническое училище, а затем окончил четырёхклассное городское училище в Варшаве.
- Скобелев Михаил Дмитриевич обучался в пансионате в Париже.
- Василевский Александр Михайлович, начал обучение в церковно-приходской школе, а затем поступил в Костромскую духовную семинарию.
Фронтальный опрос. Полученные ответы записываем на доске
Назовите факты, которые вам известны о кадетах.
Какими качествами обладают кадеты и суворовцы?
Факты о кадетах | Качества кадета |
СЛАЙД №10
История российского кадетства, как вы помните, начинается с 1701 года. 25 января по указу Петра I в Москве была открыта «Школа математических и навигационных наук», которая размещалась в Сухаревской башне Московского Кремля. Реформы Петра I были направленны на усиление мощи государства Российского, на ликвидацию его экономической отсталости, и огромную роль в этом играло решение новых задач в области образования. Затем были открыты инженерная и артиллерийская школы. День образования Навигацкой школы принят в качестве одной из памятных дат кадетского движения России.
Сейчас мы вспомним некоторые вехи истории кадетства и проверим наши знания ответив на вопросы викторины:
СЛАЙД №11
Вопрос: «В каком году в России был создан первый кадетский корпус?»
(правильный ответ - 1732 год)
СЛАЙД №12
Дополнение к ответу: «Созданных Петром I школ было не достаточно и в соответствии с Указом императрицы Анны Иоанновны 17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса. Под его размещение был передан Меншиковский дворец на Васильевском острове в г.Санкт-Петербурге, построенный в 1710-1721 годах».
СЛАЙД №13
Вопрос: «Кто был инициатором создания первого кадетского корпуса в Царской России?» (правильный ответ - Павел Иванович Ягужинский).
СЛАЙД №14
Дополнение к ответу: «Инициатива создания в России кадетских корпусов для дворян принадлежала графу П.И.Ягужинскому. Сначала были открыты классы, образно названные «Рыцарской академией», а затем учрежден корпус, который назвали Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних был назначен генерал-директором корпуса».
СЛАЙД №15
Вопрос: Что, в переводе с французского, обозначает слово «кадет»?
(правильный ответ - младший, а «маленький капитан», это перевод с госконского).
СЛАЙД №16
Вопрос: С какого возраста в Царской России начинали набирать детей в кадетские корпуса?
(правильный ответ - с 5 лет)
(КЛИК)
Дополнение к ответу: дворянские дети попадали в кадетский корпус в пятилетнем возрасте и учились здесь пятнадцать лет - военному делу и светскому обхождению.
По указу Анны Иоанновны здесь изучали не только науки, но и закон Божий, верховую езду, танцы, кадеты занимались и в столярных мастерских.
Считалось, что будущий офицер обязан иметь самые разные навыки.
Тех мальчиков, которые делали успехи в учебе, порой поощряли, отпуская на просмотр интересных спектаклей в театры или, что воспитанникам нравилось еще больше, в гости к преподавателям. Это называлось сходить «на пироги».
СЛАЙД №17
Императорская семья всегда благоволила «маленьким капитанам» на протяжении всей истории кадетства.
Например, по приказу Елизаветы Петровны специально для Первого кадетского корпуса была построена и освящена домовая церковь, которая просуществовала вплоть до революции. Императрица своими руками вышивала золотом в подарок новому храму ризы для священнослужителей.
А однажды для театральной постановки, в которой они участвовали, Императрица Елизавета приказала выдать из Царской кладовой бархат, парчу, золотые ткани, драгоценные каменья и собственными руками готовила к представлению одного из них, игравшего женскую роль.
СЛАЙД №18
Вопрос: кому из знаменитых выпускников кадетского училища принадлежат слова:
Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят - он настоящий русский солдат…»
(правильный ответ - Михаил Кутузов)
Дети должны заметить ошибку. На слайде написано - ИВАН Кутузов.
(для появления надписи: «МОЛОДЦЫ! ВЫ ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ!» делаем КЛИК на надпись: «Иван Кутузов», а затем делаем КЛИК на фото Кутузова М.И.)
СЛАЙД №19
Вопрос: почему, после 1917 года многие кадетские корпуса были вынуждены эмигрировать и появились за границей.
ВНИМАНИЕ!!! Все ответы верные
- Изменились политические условия
- Началась гражданская война
- Не хотели подчиняться новой власти
- Начались гонения кадет и воспитателей)
СЛАЙД №20
Дополнение к ответу: В 1917 г. в России насчитывалось 29 кадетских корпусов, а также привилегированные Пажеский и Морской корпуса.
После 1917 года жизнь кадетского движения изменилась в корне. Новая власть попыталась преобразовать все кадетские корпуса в военные гимназии с ликвидацией прежней кадетской атрибутики, традиций, идеологии.
Многие кадеты и преподаватели верные своему Государю и данной клятве не приняли новое Временное правительство.
СЛАЙД №21
Некоторые кадетские корпуса были расформированы, а часть из них вынуждена была покинуть Россию. Кадеты младшего возраста были эвакуированы из страны через Крым и Дальний Восток.
Многие кадеты выпускных курсов ушли на фронт Гражданской войны и воевали в частях Белой армии.
В ходе Гражданской войны (1917-1922 г.) более 2000 кадет оказались за границей и уже там продолжили свою учебу.
СЛАЙД №22
Возрождать кадетские корпуса стали уже в СССР.
Вопрос: В каком году?
(правильный ответ: к дореволюционному опыту были приято вернуться в 1943 год)
СЛАЙД №23
Дополнение к ответу: 21 августа 1943 года над Москвой прогремели салюты в честь победы на Курской дуге, в этот же день Иосиф Сталин принесли на подпись приказ о создании сталинских и нахимовских училищ.
Сталин приписал на приказе, - «По типу старых кадетских корпусов» и заменил одно название на «Суворовские».
Иосиф Виссарионович считал, что имя Суворова, чьи победы повлияли на судьбу государства, для Отечества бесценно.
СЛАЙД №24
На третьем году Великой Отечественной войны, когда советские войска уже уверенно теснили врага.
Но в тылу, на освобожденной территории, в развалинах городов и на пепелищах сёл оставались тысячи детей - оставшихся без крова, без средств к существованию, многие из них стали круглыми сиротами или полусиротами. Много детей потеряли не только своих родителей, но и ближайших родственников.
Именно для таких детей в первую очередь и открывали Суворовские и Нахимовские училища.
В первый год открыли 9 СВУ. При наборе в 1944 году было набрано 3000 воспитанников при 60000 кандидатов (претендовало 20 человек на место)
В числе первых суворовцев были Коля Гастелло - сын Героя Советского Союза летчика Николая Гастелло, Артур и Валя Чапаевы - внуки легендарного начдива.
В первые наборы суворовских училищ попадали не только мальчишки, потерявшие родителей, но и «сыновья полка», которые успели повоевать с фашистами.
На фото с 4 медалями сын полка, воспитанник Ставропольского СВУ, Миша Бельский. В 10 лет за свои военные заслуги Михаил получил звание гвардии ефрейтора.
В составе полка, он дошел до Литвы. Затем полк был переброшен в Маньчжурию. Маленький гвардеец участвовал в разведдозорах, активно действовал в качестве связного.
Он награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За победу над Японией».
СЛАЙД №25
Первым воспитанником Харьковского суворовского училища стал Костя Кравчук, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за спасение двух боевых знамен частей Красной Армии. Он самый юный в СССР кавалер ордена Боевого Красного Знамени. (орден учрежден 1918 г. При РСФСР)
Воспитанником Тульского суворовского военного училища стал шестилетний гвардии рядовой Серёжа Алёшков.
Вместе со своим подразделением маленький солдат участвовал в обороне Сталинграда. За что был награжден медалью «За боевые заслуги».
За время боевых действий Сергей Алёшков был несколько раз ранен и несколько раз оказывался в опасных для жизни ситуациях.
В суворовское училище Алешу направил командарм Василий Чуйков.
СЛАЙД №26
В набор Курского суворовского училища 1945 года был принят сын полка 70-й стрелковой дивизии Иван Сергиенко.
В училище он приехал с рекомендательным письмом от маршала Жукова.
Впрочем, это было излишним - на груди у Вани сияли орден Славы III степени за действия в составе разведгруппы при форсировании Буга, орден Красной Звезды за бой на Зееловских высотах, медали "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией".
На фронте Ваня Сергиенко повстречался с писателем Валентином Катаевым. Их беседа и история Вани легла в основу знаменитой повести «Сын полка».
Сам Иван Петрович Сергиенко, успешно закончив суворовское училище, сделал военную карьеру, завершив службу в звании полковника.
СЛАЙД №27
24 июня 1945 года в Москве на Красной площади 800 суворовцев приняли участие в Параде Победы.
С утра шел дождь. А еще от фонтана, установленного на площади до суворовцев долетали брызги. По воспоминаниям суворовцев - участников парада, все стояли мокрые с головы до пят, но никто не жаловался.
Фонтан был сооружён на Лобном месте Красной площади специально для проведения Парада Победы 24 июня 1945 года. Имел четыре яруса и высоту 26 метров, это почти 9 этажный дом. Был демонтирован после проведения парада.
СЛАЙД №28
Сегодня кадетское движение продолжается и входит в единое образовательное пространство России.
На сегодняшний день в системе среднего военного образования действуют уже 33 довузовских образовательных организаций МО РФ. Это президентские, суворовские и нахимовское училища; пансион воспитанниц; военный, морской и казачий корпуса; инженерная, спортивная школа и школа IT-технологий. Подобные учреждения есть в МЧС РФ, СК РФ, МВД РФ и пр.
Возрождение лучших традиций кадетского образования в нашей стране - следствие государственной политики в области патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
СЛАЙД №29
Закончить наше занятие хотелось бы словами Федора Федоровича Ушакова - «Воспитание благородного юношества есть первейшее и наилучшее средство к заведению хороших офицеров».
СЛАЙД №30
Проводим устную рефлексию: «Продолжи фразу» (ученики по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из списка на слайде.
Наше познавательное занятие окончено. Всем спасибо. С вами очень приятно работать. До новых встреч.