Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Умение преподнести любой трудный материал доступно и наглядно, сосредоточить внимание учащихся на главном, настроить каждого на самостоятельный труд - вот характерные особенности уроков. Материал каждого урока должен быть использован для развития мыслительной деятельности учащихся. Должна продумываться каждая деталь урока, чтобы все заставляло учащихся мыслить.
Эффективность урока определяется, прежде всего, результатами познавательного процесса; важнейшими показателями при этом выступают сформированность предметных знаний и умений и их практическое использование.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Учебная задача - это цель по овладению обобщенными способами действий; задача, которая ставится перед учащимися в форме проблемы. (целеполагание)
«Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий».
Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными моментами:
- ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);
- они должны хотеть решить эту задачу, проблему.
Сообщение темы урока и постановка учебной задачи тесно связаны между собой. Процесс постановки учебной задачи начинается с выполнения заданий и упражнений, при работе над которыми дети применяют уже полученные знания и известные способы действия. Но в эти упражнения (не акцентируя внимание детей) включаются задания, которые дети выполнить не могут.
Учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия.
- Создать такую учебную ситуацию, в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика, что обеспечит её принятие.
- Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т.д.
- Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель - отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Урок русского языка. Ситуация неопределенность.
Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, зап[е]вал запишите их вместе с проверочными. Запивал - пил, запевал - пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из предложения) Задача урока: учиться проверять слова, одинаковые по звучанию.
Урок русского языка. Ситуация неожиданность.
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке - с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Задача урока: познакомить с падежами.
Ситуация - проблема - прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения. С помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения.
Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов для детей не хватает сегодня на ТВ и в Интернет?
Придумайте названия этим передачам и сериалам.
Задание. Спроектируйте учебную задачу:
- (до)ехал (до) б...рёзы
- (по) бежал (по)д...роге
- (про) читал (про) город
- (на)кричал (на)с...баку
Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
- слова из словарика и не из него.
- слова с приставками и предлогами.
- глаголы и прилагательные
У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте задачу урока.
Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов.
Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока, к уроку, создание эмоционального настроя класса
Прием «Яркое пятно»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, на уроке математике в 4 классе: даны четырехугольники, необходимо найти незнакомую фигуру.
Метод «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Мозговая атака. Учащимся предлагается вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, задается вопрос «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов учащимся предлагается сформулировать тему и цели урока.
Группировка. Учащимся предлагается разделить слова на группы: хороший, стол, плавать, красивая, карандаш, девочка. Затем они пытаются обосновать свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Чем отличается слово от остальных?» будет задачей урока.
Отсроченная догадка. Задать в начале урока загадку, или поставить проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить. Поиск правильного решения и станет целью урока.
Итак, у людей - ребенок;
у лисы - (лисенок);
у кошки - (котенок);
у утки - (утенок)?;
у бабочки - ?;
у кузнечика - ?
Обучающиеся осознают недостаток информации для ответа на поставленный вопрос.
Скрытая ошибка. Данный прием позволяет проверить грамматические знания учащихся. Упражнения или тест имеют ошибки, находя которые учащиеся закрепляют грамматические правила.
Фантастическая добавка. «Что бы Вы сделали, если бы нашли много денег?».
«Черный ящик»
(Учитель показывает ученикам чёрный ящик)
- Как вы думаете, что там? (предполагаемые ответы)
- Что бы нам с вами точно узнать. Нужно отгадать загадки.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже.
И в стекле расплавлен даже.
(Песок). (Учитель достаёт песок)Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу.
(Глина)(Учитель достаёт глину)
Я добавлю маков цвет -
Запыпает весь букет.
Догадаться можно сразу -
На столе мы видим...
(Вазу). (Учитель достаёт вазу)
- Какая связь между ними? Что такое ваза? Что такое глина? Что такое песок? (Глина сделана из песка, Ваза сделана из глины)
- Верно. А из чего состоит песок? (Из частиц)
- Давайте проверим. (Учитель вызываем к себе по одному ученику с 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда и рассказывает правила работы с микроскопами)
- Что вы видите? (Для других учеников включена картинка увеличенного под микроскопом песка)
- Действительно, песок состоит из частиц.
- А во что собираются частицы? А вещество?
(Учитель включает видео обратного превращения тела в частицу)
- Какая тема урока? (Тело, вещество и частица)
- Предлагаю выполнить задание. Нужно разделить картинки на три группы: тело, вещество, частица. Какие правила техники безопасности есть при работе со смарт-доской?(Выполняют интерактивное задание у смарт-доски)
- Нажмите на галочку в углу и проверьте задание. (Нажимают и видят, что у них ошибка).
- Посмотрите, задание выполнено с ошибкой. (ученики возвращаются на свои места). Чему нужно научиться, чтобы выполнить это задание? Что нам нужно научиться различать? (Научиться различать тела, вещества и частицы).
- Верно. Цель нашего урока: Научиться различать тела, вещества и частицы.
Исключение. Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Учащимся предлагается прослушать и запомнить ряд слов. Далее задаётся вопрос: Что общего во всех словах? Что лишнее? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Прием «знаю - не знаю»
«Лови ошибку!»: Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
Приемы создания проблемной ситуации
Прием создания проблемной ситуации |
Вопросы и предложения для противоречия |
Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1. Предъявить противоречивые факты |
Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? |
Какой вопрос возникает? |
2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием |
Сколько мнений? |
Какова будет задача урока? |
3. Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» |
Что вы предполагали сначала?
|
Сформулируйте проблему. |
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? |
Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? |
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим |
Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? |
Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний |
Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? |
Какова будет тема урока? |
Использование вышеперечисленных методов позволяет вовлечь обучающихся в первых минут урока в глубокий мыслительный аналитический процесс, способствует поддержанию мотивации к изучению предмета и получению стойкого результата.