Особенности оценки личностных результатов в соответствии с ФГОС и ФООП

Разделы: Администрирование школы


Введение новых образовательных стандартов, таких как Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), привело к значительным изменениям в подходах к оценке личностных результатов обучающихся. Эти стандарты акцентируют внимание на развитии личности, что требует особого подхода к оценке. В своём выступлении я рассмотрю основные особенности оценки личностных результатов обучающихся в рамках ФГОС и ФООП.

Сначала обратимся к Закону РФ об образовании.

Цель общего образования законодатель видит в становлении и формировании личности обучающегося, развитии индивидуальных способностей обучающегося. Так как программы начального, основного и среднего общего образования согласно ч. 1 ст. 63 комментируемого Закона являются преемственными, то и задачи, стоящие перед каждой ступенью образования, направлены на формирование личности ребенка поэтапно.

Основные цели личностного развития

ФГОС и ФООП нацелены на формирование у обучающихся таких личностных качеств, как:

  1. Самостоятельность и способность к саморазвитию.
  2. Ответственность и гражданская активность.
  3. Коммуникативные навыки и умение работать в команде.
  4. Критическое мышление и способность к решению проблем.

Эти цели требуют особого подхода к оценке, который выходит за рамки традиционных методов.

Опираясь на документы ФГОС и ФООП можно обозначить несколько позиций, характеризующих личностные качества выпускников всех уровней обучения.

Выпускник начальной школы должен обладать определёнными личностными качествами и навыками, которые помогут ему успешно адаптироваться в дальнейшем обучении и жизни. Вот некоторые из них:

Личностные качества

  1. Ответственность: Понимание и выполнение своих обязанностей, умение отвечать за свои поступки.
  2. Доброта и эмпатия: Умение проявлять сочувствие и заботу о других, уважать чувства окружающих.
  3. Любознательность: Желание узнавать новое, исследовать окружающий мир.
  4. Уверенность в себе: Способность верить в свои силы и принимать вызовы.
  5. Коммуникативные навыки: Умение ясно выражать свои мысли и слушать других.
  6. Самостоятельность: Способность принимать решения и действовать без постоянной помощи взрослых.
  7. Терпимость и уважение: Открытость к различным культурам, мнениям и образам жизни.

Результаты обучения

  1. Базовые академические навыки:
    • Чтение и понимание текста.
    • Основы математики: арифметика, решение простых задач.
    • Начальные знания в области естествознания и обществоведения.
  1. Критическое мышление: Умение анализировать информацию, задавать вопросы и делать выводы.
  2. Навыки решения проблем: Способность находить пути решения задач и преодолевать трудности.
  3. Работа в команде: Умение сотрудничать, распределять задачи и достигать общих целей.
  4. Творческие способности: Способность к самовыражению через искусство, музыку, письмо и другие творческие занятия.
  5. Навыки саморегуляции: Умение управлять своими эмоциями и поведением, планировать своё время.

Эти качества и навыки формируют основу для дальнейшего личностного и академического развития ребёнка.

Выпускник основной школы должен обладать рядом личностных качеств и навыков, которые будут способствовать его дальнейшему развитию как личности и гражданина. Вот основные из них:

Личностные качества:

  1. Самостоятельность - умение принимать решения и нести за них ответственность.
  2. Критическое мышление - способность анализировать информацию, задавать вопросы и делать обоснованные выводы.
  3. Коммуникабельность - умение общаться и взаимодействовать с разными людьми, работать в команде.
  4. Эмоциональная грамотность - способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими.
  5. Устойчивость к стрессу - способность справляться с трудностями и неудачами.
  6. Ценностное сознание - осознание основных нравственных и ценностных ориентиров, таких как честность, уважение, справедливость.
  7. Творческий подход - способность находить нестандартные решения и проявлять креативность в различных ситуациях.

Результаты обучения:

  1. Базовые знания - освоение основных предметов, необходимых для дальнейшего образования.
  2. Навыки учебной деятельности - умение планировать собственное обучение, ставить цели и оценивать свои достижения.
  3. Информационная грамотность - умение работать с информацией, находить, анализировать и оценивать источники.
  4. Навыки работы с техникой - базовые компетенции в использовании современных технологий и программного обеспечения.
  5. Основы финансовой грамотности - понимание основ денежных операций, budgeting (бюджетирование) и экономии.
  6. Здоровый образ жизни - знание основ заботы о здоровье и физической активности, понимание важности соблюдения гигиенических норм.
  7. Гражданская позиция - знание прав и обязанностей, умение критически осмысливать социальные процессы и активно участвовать в жизни общества.

Эти качества и результаты помогут выпускнику успешно адаптироваться к дальнейшему обучению и жизни в обществе.

Выпускник средней школы должен обладать рядом личностных качеств и достигать определённых результатов, которые помогут ему успешно адаптироваться во взрослой жизни, продолжить образование или начать профессиональную деятельность. Вот несколько ключевых аспектов:

Личностные качества:

  1. Ответственность - умение брать на себя ответственность за свои действия и решения.
  2. Критическое мышление - способность анализировать информацию, формулировать обоснованные мнения и решать проблемы.
  3. Коммуникабельность - умение эффективно общаться с людьми, выражать свои мысли и идеи.
  4. Командность - умение работать в команде, уважать мнения других и достигать общих целей.
  5. Гибкость - способность адаптироваться к новым условиям и изменениям.
  6. Самоорганизация - умение планировать свое время и заниматься приоритетными задачами.
  7. Эмпатия - способность понимать и уважать чувства и мнения других людей.
  8. Креативность - умение генерировать новые идеи и подходы к решению задач.

Результаты обучения:

  1. Общие образовательные знания - базовое понимание ключевых предметов: математика, естественные науки, языки, история и др.
  2. Навыки самостоятельного обучения - способность к самообразованию, поиск и использование информации для решения учебных и практических задач.
  3. Информационная грамотность - умение находить, анализировать и использовать информацию из различных источников.
  4. Научные и исследовательские навыки - понимание основ научного метода и умение проводить простые исследования.
  5. Профессиональные навыки - базовые знания и умения, необходимые для будущей профессии или учебы в ВУЗе.

Общая подготовка:

  1. Социальные навыки - умение устанавливать контакты и взаимодействовать с окружающими.
  2. Физическая культура - понимание важности физической активности и здорового образа жизни.
  3. Глобальное мировоззрение - осознание своей роли в обществе, знание культурного разнообразия и основ прав человека.

В итоге, выпускник средней школы должен быть готов к дальнейшему образованию, иметь ясное представление о своих интересах и целях, а также быть способным справляться с жизненными вызовами.

Методы оценки личностных результатов

1. Наблюдение и анализ поведения

Наблюдение за поведением учеников в различных ситуациях позволяет учителям оценивать такие качества, как инициативность, умение работать в коллективе и ответственность. Важно фиксировать изменения в поведении обучающихся с течением времени.

2. Портфолио

Создание портфолио, включающего достижения обучающихся, их проекты и творческие работы, позволяет отслеживать личностный рост и развитие. Это также способствует формированию у учеников навыков самооценки.

3. Рефлексия

Рефлексия помогает ученикам осознать свои достижения и области для улучшения своей деятельности. Включение рефлексивных заданий в учебный процесс стимулирует развитие критического мышления и самопознания.

4. Анкетирование и опросы

Использование анкет и опросов позволяет выявить изменения в самооценке обучающихся и их восприятии собственного развития. Эти методы эффективны для оценки таких аспектов, как мотивация и интерес к учебе.

Наблюдение за поведением учеников является важным инструментом в работе учителя. Оно позволяет не только оценить уровень усвоения материала, но и выявить ключевые характеристики, влияющие на учебный процесс. Вот несколько аспектов, которые можно учитывать при наблюдении и анализе поведения обучающихся:

  1. Инициативность:
    • Обращение к учителю с вопросами.
    • Участие в обсуждениях и высказывание собственных мнений.
    • Предложение идей для групповых проектов или заданий.
  1. Умение работать в коллективе:
    • Способность слушать других и учитывать их мнение.
    • Взаимодействие с одноклассниками (помощь, поддержка).
    • Роли, которые берут на себя учащиеся в групповых работах (лидер, координатор, исполнитель).
  1. Ответственность:
    • Выполнение домашних заданий в срок.
    • Содержание принадлежностей в порядке, организации своего рабочего места.
    • Способность принимать последствия своих решений и действий.
  1. Эмоциональное состояние:
    • Наблюдение за выражением лиц, жестами и общим настроением.
    • Реакция на успехи и неудачи (например, как ученик реагирует на критику или похвалу).
    • Необходимо фиксировать случаи, когда ученики испытывают стресс или чрезмерное волнение, например, перед контрольной работой.
  1. Взаимодействие с учителем:
    • Как ученик реагирует на обратную связь.
    • Степень вовлеченности в уроки: задаёт ли вопросы, делится ли мыслями.
    • Умение принимать критику и использовать её для личного роста.
  1. Изменения в поведении:
    • Фиксация динамики в поведении (например, от замкнутости к открытости).
    • Наблюдение за прогрессом в учебной деятельности и его корреляция с изменениями в поведении.
    • Чувствительность к изменениям в окружающей обстановке (например, в классе или в коллективе).

Для более полного понимания поведения обучающихся, рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксируются интересные случаи и изменения в поведении. Это может помочь в разработке индивидуальных подходов к обучению и поддержке развития каждого ученика. Кроме того, важно проводить регулярные беседы с обучающимися, чтобы лучше понять их чувства и потребности.

Дневник наблюдений - это документ, в котором фиксируются краткие сведения о ребёнке и его семье, а также динамика развития личностных качеств и поведения каждого обучающегося в течение всего периода обучения. (приложение к документу «Дневник педагогических наблюдений»)

Структура дневника наблюдений обычно включает следующие основные разделы:

Раздел I «Общие сведения о ребёнке». В нём указывают фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, дату поступления в школу с указанием класса, социальный статус семьи и другие сведения.

Раздел II «Специфические наблюдения в проявляемой деятельности. Пути дальнейшей работы с обучающимся». В этом разделе даётся характеристика поведения ребёнка, отмечаются основные достоинства и недостатки его личности за определённый отрезок времени, заносятся ситуации, в которых ученик проявил себя наиболее ярко.

Для фиксации наблюдений используют таблицу, в которой указывают дату, наблюдаемый факт, задачи, методы коррекционной работы, динамику и результат, ФИО и подпись педагога.

Основная цель дневника наблюдений - повышение общего уровня развития обучающихся, выявление и своевременное устранение пробелов в обучении и воспитании, корректировка отклонений в развитии.

Проблемы, возникающие при оценке личностных результатов:

1. Субъективность оценки

Оценка личностных результатов часто субъективна и зависит от восприятия педагога. Это требует разработки четких критериев и методов, которые помогут минимизировать влияние субъективности.

Для разработки чётких критериев и методов оценки личностных результатов, которые помогут минимизировать влияние субъективности, можно использовать следующие подходы:

  • Соблюдение этических норм и правил взаимодействия с обучающимся с учётом его индивидуально-психологических особенностей развития.
  • Использование разных форм оценки: персонифицированной (демонстрирующей достижения конкретного ребёнка) и неперсонифицированной (характеризующей достижения в классе, параллели, образовательной ступени, у конкретного учителя).
  • Применение различных методов, дополняющих друг друга: наблюдения, экспертной оценки, стандартизованных опросников, проективных методов, самооценки, анализа продуктов деятельности (проектов, практических, творческих работ).
  • Использование неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их проведению следует привлекать специалистов, не работающих в образовательном учреждении и обладающих компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
  • Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Оно должно представлять подборку лучших работ, отобранных самим учащимся для оценивания, и работы, которые показывают рост и развитие учащегося по достижению запланированных результатов.

2. Недостаток времени и ресурсов

Полноценная оценка личностных результатов требует значительного времени и ресурсов у педагога, что может стать проблемой в условиях ограниченного учебного времени.

3. Необходимость подготовки педагогов

Учителя должны обладать специальными навыками и знаниями для эффективной оценки личностных результатов. Это требует дополнительного обучения и профессионального развития.

Оценка личностных результатов в рамках ФГОС и ФООП является важной частью образовательного процесса. Она способствует развитию у учащихся ключевых личностных качеств, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Несмотря на существующие вызовы, использование разнообразных методов оценки и профессиональная подготовка педагогов помогут достичь поставленных целей.