В нашей школе не один год проводятся образовательные сессии по разным предметам: иностранному языку, математике, литературе и т.д. Есть опыт проведения и межпредметных сессий. Одним таким примером я и хочу с вами поделиться.
Я - учитель математики, классный руководитель. Основным предметом для проведения сессий в моём лингвистическом классе является всё же английский язык. Благодаря во многом именно этим мероприятиям, ребята язык знают. И не только язык. Много времени отводится на знакомство с историей, культурой, традициями страны - родины языка. Подтверждением выше сказанного также служат результаты олимпиад.
В сессии же, о которой хочу вам рассказать, мы решили отступить от традиционной структуры и, помимо прочтения текста на английском языке с последующим разбором и схематизацией, включить туда математическую составляющую. Как учитель математики я, конечно, была в этом весьма заинтересована.
Предмет описания - образовательная игровая сессия (образовательная технология, предполагающая работу с текстом, направленная на формирование навыков понимания текста путём детального разбора и схематизации).
Данная сессия направлена ещё и на развитие познавательной активности обучающихся в таких предметах как математика и физика. Суть её состоит в том, чтобы путём прочтения текста на английском языке понять, какие математические и физические знания могут быть полезными для них в настоящее время.
Участники - учащиеся 7 класса. Тьюторы - учителя английского языка, учитель математики, учитель физики, психолог. Сессия по времени рассчитана на полный учебный день: с 1 по 7 урок включительно.
Цель мероприятия - развитие познавательной активности учащихся путём создания межпредметных связей и знакомства с новой информацией.
Задачи:
- Совершенствование навыков перевода неадаптированного текста на английском языке (текст - фрагмент трактата Галилео Галилея о законе «Квадрата-куба»);
- Развитие навыков работы учащихся с текстом на понимание, а также навыков схематизации текста, в том числе текста на английском языке;
- Применение полученной в результате работы с текстом математической информации к решению задач.
Для справки: «Почти четыре века назад Галилео Галилей открыл закон масштабирования объектов, известный как закон квадрата - куба. Согласно ему, если увеличить объект в два раза, площадь его поверхности увеличится уже в четыре раза (два в квадрате), а его объем - в восемь (два в кубе). Чем больше множитель, тем больше нагрузка на конструкцию. Это одна из причин, почему сложно проектировать сверхвысокие здания.
При этом пропорционально объему будет расти и масса.» (Википедия).
1. Вступление. Мотивационная часть
- 16 век: основные характеристики того времени с точки зрения состояния науки на тот момент (Приложение №1)
- Биография Галилео Галилея (кратко) (Приложение №2)
2. Основная часть
1) Чтение фрагмента из трактата Галилео Галилея «Закон квадрата-куба» по группам. (Приложение №3)
Три группы учащихся, 8-10 человек, в зависимости от количества детей в классе. С каждой группой работает тьютор-педагог.
Чтение по абзацам с последующим переводом.
Составление математической модели гипотезы (ватман).
По времени - примерно 1,5-2 часа.
2) Пленар (обсуждение)
Каждая группа представляет свою версию математической модели на английском языке (по возможности). Группы задают друг другу вопросы, обобщают полученную информацию, стараются прийти к осознанному пониманию математических и физических законов, описанных Галилеем.
Замечание: кое-что всё равно приходится говорить по-русски, т.к. математическим английским дети практически не владеют. Но многие вещи, тем не менее, они могут сформулировать и на языке, учитывая, что текст перед этим прочитан и переведён. Дело, конечно, усложняется тем, что в математике подобную тему дети не проходили. Указанная в трактате Галилея зависимость проста для понимания, но в школе в описанном виде применяется как следствие изученных в стереометрии свойств и формул (курс 10-11 класса), а также используется при решении задач профильной математики в ЕГЭ.
3) Решение задач по группам
Каждая группа получает задание, состоящее из нескольких задач ЕГЭ базового уровня (Приложение № 4)
Примерное время - 30-40 минут.
4) Пленар
Представление группами своих задач с решениями на основе закона Галилео Галилея.
5) Смысл закона «квадрата-куба» с точки зрения физики. (Приложение № 5)
Эту часть может провести учитель или старшеклассник, т.к. семиклассники находятся в самом начале изучения физики, поэтому эта часть является скорее мотивационной для них.
3. Заключение
Подведение итогов работы групп. Основные тезисы сессии (по итогам работы).
Отзывы учащихся и педагогов.