Составление и использование интеллект-карты на уроке окружающего мира в 3-м классе. Тема: "Вода"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Применение интеллект-карт в школе и дошкольном учреждении»

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, интеллект-карты, вода


Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели:

  • уточнить и расширить знания детей о значении воды для живых организмов, о некоторых свойствах воды;
  • продолжать знакомить учащихся с правилами построения и использования интеллект-карты.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • проводить по предложенному плану (инструкции) небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования; соблюдать безопасность проведения опытов;
  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы.

Метапредметные:

  • проводить по предложенному плану наблюдения, несложные опыты;
  • проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого опыта, исследования;
  • анализировать текстовую информацию и создавать графическую (интеллект-карту) информацию в соответствии с учебной задачей;
  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
  • находить ошибки в своей работе;
  • корректировать свои действия при необходимости;
  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений;
  • не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.

Личностные:

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
  • проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, оборудование для опытов: стаканы с водой и пустые, ложки, воронки, заготовки для фильтров, ножницы, соль, измельчённый мел.

Ход урока

1. Постановка проблемной ситуации

- Здравствуйте, ребята! Начинается новый день, и мне очень хочется, чтобы он был для нас интересным и радостным. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте доброго утра и хорошего дня!

- Я приготовила для вас сюрприз: небольшой фрагмент мультфильма «Тигрёнок и его друзья». Думаю, что он обязательно поднимет вам настроение на весь день! Посмотрите. (дети смотрят фрагмент мультфильма, где тигрёнок и его друзья нашли клад: воду)

- Удалось мультфильму поднять вам настроение? Какие чувства вы испытывали, когда его смотрели? (ответы детей)

- А у героев мультфильма какое настроение? Почему?

- Почему тигрёнок с друзьями воду называют кладом? (ответы детей)

- Как найденный клад - вода изменила жизнь животных и растений в этом мультфильме?

- Все ли герои так рады? Почему Дюдюка совсем не рада, даже - недовольна? (ответы детей: возможно, Дюдюка не понимает, что без воды всем животным и растениям было очень плохо, что вода необходима для всего живого и т.п.)

- Как вы думаете, если Дюдюка узнает о воде больше, она сможет радоваться вместе с другими? (ответы детей)

- Попробуем ей объяснить? (ответы детей)

- А как вы думаете, ребята, вы всё рассказали Дюдюке о воде? Всё ли вы сами знаете о ней? (ответы детей)

- Конечно, мы ещё сами не всё знаем, и нам предстоит многое узнать о воде.

2. Постановка темы и задач урока

- Ребята, а вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)

- Конечно, о воде!

- Прочитайте тему урока.

Слайд: Тема «Вода»

- Давайте сформулируем задачи нашего урока. (ответы детей: узнать для чего нужна вода, какая она - вода и т.п.)

- Молодцы, ребята! Действительно, мы сегодня узнаем:

  • о значении воды;
  • о свойствах воды.

- Третью задачу я вам подскажу: мы начнём составлять интеллект-карту, в которую будем вносить все добытые нами сведения о воде.

- Готовы?!

3. Новая тема

Повторение правил составления интеллект-карты

- Ребята, какие правила составления интеллект-карты вы знаете? (ответы детей)

Правила создания интеллект-карты:

  1. В центре листа записываем или рисуем основную идею (тему). Обводим эту идею в рамку любой формы: овал, ромб, многоугольник и т.п.
  2. От центрального образа цветными карандашами рисуем ветки первого уровня, на которых пишем ключевые понятия, раскрывающие центральную идею.
  3. От веток первого уровня рисуем ветки второго уровня. Они будут раскрывать понятия первого уровня.
  4. Составляя интеллект-карту, используем как можно больше цветов. Каждую ветку, а также её разветвления рисуем своим цветом.
  5. Добавляем, символы, картинки, рисунки, при необходимости.
  6. Для большей понятности, разросшиеся ветки можно пронумеровать и заключить в контуры.

- Давайте возьмём лист и в центре запишем тему, т.к. она нам уже известна: «вода». (каждый ребёнок составляет свою интеллект-карту)

Работа с текстом учебника на с. 51 и заполнение «листа исследователя» по алгоритму.

- Ребята, сейчас вы все становитесь исследователями, а информация, которую вам предстоит исследовать, находится в нашем учебнике.

- Как быстро найти нужную нам страницу? (ответы детей: по оглавлению в конце учебника)

- Отлично! Открывайте учебники!

- Работать вы будете по алгоритму «листа исследователя», он лежит у вас на столах.

- Откройте его, прочитайте. Все ли задания вам понятны? Если есть вопросы, задайте их.

Работать будем в командах.

«Лист исследователя»

  1. Самостоятельно прочитайте текст учебника на странице 51.
  2. Определите первую главную мысль текста, обсудите её в команде.
  3. Запишите первую главную мысль:
    ______________________________
  4. Выделите в тексте информацию, которая поясняет, расширяет первую главную мысль.
  5. Запишите кратко эту информацию:
    ______________________________
  6. Определите вторую главную мысль текста, обсудите её в команде.
  7. Запишите вторую главную мысль:
    ______________________________
  8. Выделите в тексте информацию, которая поясняет, расширяет вторую главную мысль.
  9. Запишите кратко эту информацию:
    ______________________________

(Дети читают текст учебника, обсуждают варианты ответов и записывают результаты.)

- Ребята! Давайте проверим, как вы справились с заданием.

- Вы определили первую главную мысль текста? (ответы детей: в тексте говорится о значении воды для всех живых организмов на земле.)

- Молодцы! Как можно назвать в интеллект-карте первую ветку? (ответы детей: так и назовём: «значение»)

- Начертим от темы «вода» стрелку первого уровня любым цветным карандашом и подпишем её словом: «значение».

- Удалось ли вам выделить информацию, которая поясняет первую главную мысль текста? (ответы детей: вода содержится в разных частях растений, в телах животных, в теле человека, вода - дом для живых организмов)

- Отличная работа! Сколько стрелочек нужно будет начертить? Как их можно назвать? (ответы детей: 4 стрелки, «части растений», «тела животных», «тело человека», «дом для живых организмов»)

- Давайте начертим от стрелки первого уровня «значение» четыре стрелки второго уровня и обозначим их: «части растений», «тела животных», «тело человека», «дом для живых организмов».

- Подумайте, была ли информация, которую можно было бы отнести к стрелкам третьего уровня? Об этом в инструкции ничего не говорилось?!

- Если затрудняетесь с ответом, посмотрите ещё раз на названия стрелок второго уровня и вспомните: была ли дополнительная информация об этом?

(ответы детей: про «тело человека» говорилось, что воды в нём содержится «две третьи» части всего веса, что в день человеку нужно «более двух литров» воды в день)

- Да, ребята! Это будут уже стрелки третьего порядка. Занесём и их в нашу интеллект-карту.

- Переходим ко второй главной мысли текста. Какое ещё направление вы смогли выделить в тексте? (ответы детей: в тексте говорится о воде в природе)

- Что говорится о воде в природе? (вода в природе бывает пресная и солёная)

- Отлично! Как можно назвать новую ветку в интеллект-карте? (ответы детей: стрелку можно назвать «в природе»)

- Снова чертим от темы «вода» стрелку первого уровня, но уже карандашом другого цвета, и подпишем её: «в природе».

- Сколько стрелочек второго порядка нужно начертить? Как их можно назвать? (ответы детей: две стрелки, «солёная» и «пресная»)

- Начертим от стрелки первого уровня «в природе» две стрелки второго уровня и обозначим их: «солёная» и «пресная».

- Ну что же, ребята, с задачей исследователей вы справились отлично! Молодцы!

4. Физминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,
(дети шагают на месте)
Наклонились и умылись.
(руки на поясе, наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре,
(дети хлопают в ладоши)
Вот как славно освежились.
(дети встряхивают руками)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
(описывают круги двумя руками вперёд)
Одной, другой - это кроль.
(описывают круги руками поочерёдно)
Все, как один, плывём, как дельфин.
(дети прыгают на месте)
Вышли на берег крутой
(дети шагают на месте)
И отправились домой.
(дети садятся на места)

5. Практическая работа «Свойства воды»

- Переходим к следующему этапу нашего урока. Прочитайте его название в учебнике на странице 52. Чему мы будем учиться? (ответы детей: мы будем изучать свойства воды)

- Теперь из исследователей вы все переквалифицируетесь в наблюдателей! Вам предстоит провести несколько опытов с водой, понаблюдать за изменениями, которые с ней произойдут, и сделать выводы о свойствах воды.

- У вас на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов: три стаканчика: два - с водой, один - пустой, ложка, тарелочка с солью, тарелочка с измельчённым мелом, заготовка для фильтра, ножницы, воронка.

- Инструкция по проведению опытов находится в учебнике на странице 52. У вас на столах также есть ещё «лист наблюдателя», в который вы будете вносить выводы.

Сейчас изучите «лист наблюдателя» и инструкцию к опытам. Обратите внимание, что сами вы проводите только первые пять опытов, последние два - буду проводить я, а вы будете только наблюдать и делать выводы, в целях соблюдения правил техники безопасности.

- Подготовить устные ответы вам поможет «алгоритм описания опыта», он записан под таблицей в «листе наблюдателя».

«Лист наблюдателя»

Свойства воды

Проведите самостоятельно:

Опыт 1.

Опыт 2.

Опыт 3.

Опыт 4.

Опыт 5.

Понаблюдайте за проведением:

Опыт 6.

Опыт 7.

Алгоритм описания опыта:

  1. назови цель опыта;
  2. устно опиши его;
  3. назови свойство воды.

- Ребята, как можно проверить правильность своих выводов, не обращаясь ко мне? (ответы детей: на «Страничках для самопроверки»)

- Приступайте к работе, но помните, что, если вам нужна будет моя помощь, я всегда готова её вам оказать. Зовите меня обязательно. Работаем в командах.

(дети выполняют задание)

- Проверим вашу работу.

(команды по очереди озвучивают результаты работы: вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, может растворять вещества, очищается с помощью фильтра)

- Как вы думаете, что происходит с водой при нагревании и охлаждении? Давайте понаблюдаем.

- Колбу с трубкой, заполненную закрашенной водой, опускаем в горячую воду. Что мы видим? (ответы детей: вода в трубке поднялась)

- Эту же колбу поставим в тарелку со льдом. Что мы видим теперь? (ответы детей: вода в трубке опускается)

- Как вы можете это объяснить? (ответы детей: вода, как и воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается)

- Молодцы ребята! Закончите заполнение таблицы.

- Теперь всю добытую нами информацию о воде занесите в интеллект-карту. (дети заносят информацию в интеллект-карту)

- Давайте проверим, как вы назвали новую стрелку первого уровня? (ответы детей: «свойства»)

- Сколько стрелок второго уровня начертили? Как обозначили их? (ответы детей)

- Какие ещё свойства воды вы знаете, о которых в учебнике не говорилось? (ответы детей: нет вкуса, текучая, не имеет формы)

- Если есть необходимость внесите дополнения и поправки в свои интеллект-карты.

В результате работы интеллект-карта может быть такой:

- Теперь, с помощью интеллект-карты, расскажите товарищам по команде всё, что вы сегодня узнали о воде. (дети выполняют задание в командах)

- Кто-нибудь желает выступить со своим рассказом перед классом? (выслушиваются ответы 2-3 учеников)

- Ребята, вы с лёгкостью смогли рассказать всё, о чём узнали сегодня на уроке. Как вам помогала в этом интеллект-карта? (ответы детей)

6. Итог урока

- Ребята, на доске записаны три фразы, но у них нет концовок. Закончите эти высказывания в своих командах.

Слайд:

  • Раньше я знал(а) о воде …
  • Сегодня я узнал(а) о воде…
  • Я ещё хочу узнать о воде…

(дети проговаривают высказывания в командах)

- Кто хочет поделиться своими высказываниями со всем классом? (выслушиваются ответы 3-4 детей)

- Урок заканчивается. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в самом начале урока. (ответы детей: выяснить значение воды для живых существ, узнать её свойства и создать интеллект-карту о воде)

- Справились мы с задачами урока? (ответы детей: да, интеллект-карту составили, о значении и свойствах воды узнали)

- Работу над интеллект-картой «Вода» мы будем продолжать в будущем. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке? (ответы детей)

- Прочитайте рубрику «На следующем уроке». Ваши предположения были верны? (ответы детей)

7. Домашнее задание

- Ребята, а вот интересно вода может растворить все вещества, или есть такие, которые водой не растворяются? (ответы детей)

- Я хотела показать вам очень интересный ролик на эту тему и предложить не менее интересные задания к этому ролику, но времени уже не осталось, поэтому я предлагаю вам посмотреть этот ролик и выполнить эти задания в дома. Ссылка на ролик и задания будет в электронном дневнике.

- Ещё хотелось обсудить с вами вопрос, как люди используют в жизни свойства воды? Я даже табличку приготовила, но времени совсем не осталось на эту работу. А вот дома вы можете уделить этому вопросу сколько угодно времени!

Как человек использует свойства воды?

Свойство воды

Как используется человеком

- Ребята, вам понравилось проводить опыты с водой? А хотелось бы узнать и провести ещё какие-нибудь опыты?

- Дома найдите и проведите опыт с водой, опишите этот опыт по плану, а на следующем уроке продемонстрируете нам его.

План описания опыта:

  1. Название опыта
  2. Цель работы
  3. Оборудование
  4. Вывод

- Итак, ребята, выберите одно любое задание из трёх, которое заинтересовало вас больше остальных, и поработайте над ним дома.

- Вот и закончился наш урок! Сейчас обязательно поблагодарите ребят, которые работали вместе с вами в команде.

- Большое вам спасибо за урок! Вы - молодцы!