Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цели:
- уточнить и расширить знания детей о значении воды для живых организмов, о некоторых свойствах воды;
- продолжать знакомить учащихся с правилами построения и использования интеллект-карты.
Планируемые результаты:
Предметные:
- проводить по предложенному плану (инструкции) небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования; соблюдать безопасность проведения опытов;
- фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы.
Метапредметные:
- проводить по предложенному плану наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого опыта, исследования;
- анализировать текстовую информацию и создавать графическую (интеллект-карту) информацию в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- находить ошибки в своей работе;
- корректировать свои действия при необходимости;
- выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений;
- не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого.
Личностные:
- применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
Оборудование: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, оборудование для опытов: стаканы с водой и пустые, ложки, воронки, заготовки для фильтров, ножницы, соль, измельчённый мел.
Ход урока
1. Постановка проблемной ситуации
- Здравствуйте, ребята! Начинается новый день, и мне очень хочется, чтобы он был для нас интересным и радостным. Повернитесь к своему соседу, улыбнитесь ему и пожелайте доброго утра и хорошего дня!
- Я приготовила для вас сюрприз: небольшой фрагмент мультфильма «Тигрёнок и его друзья». Думаю, что он обязательно поднимет вам настроение на весь день! Посмотрите. (дети смотрят фрагмент мультфильма, где тигрёнок и его друзья нашли клад: воду)
- Удалось мультфильму поднять вам настроение? Какие чувства вы испытывали, когда его смотрели? (ответы детей)
- А у героев мультфильма какое настроение? Почему?
- Почему тигрёнок с друзьями воду называют кладом? (ответы детей)
- Как найденный клад - вода изменила жизнь животных и растений в этом мультфильме?
- Все ли герои так рады? Почему Дюдюка совсем не рада, даже - недовольна? (ответы детей: возможно, Дюдюка не понимает, что без воды всем животным и растениям было очень плохо, что вода необходима для всего живого и т.п.)
- Как вы думаете, если Дюдюка узнает о воде больше, она сможет радоваться вместе с другими? (ответы детей)
- Попробуем ей объяснить? (ответы детей)
- А как вы думаете, ребята, вы всё рассказали Дюдюке о воде? Всё ли вы сами знаете о ней? (ответы детей)
- Конечно, мы ещё сами не всё знаем, и нам предстоит многое узнать о воде.
2. Постановка темы и задач урока
- Ребята, а вы уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы детей)
- Конечно, о воде!
- Прочитайте тему урока.
Слайд: Тема «Вода»
- Давайте сформулируем задачи нашего урока. (ответы детей: узнать для чего нужна вода, какая она - вода и т.п.)
- Молодцы, ребята! Действительно, мы сегодня узнаем:
- о значении воды;
- о свойствах воды.
- Третью задачу я вам подскажу: мы начнём составлять интеллект-карту, в которую будем вносить все добытые нами сведения о воде.
- Готовы?!
3. Новая тема
Повторение правил составления интеллект-карты
- Ребята, какие правила составления интеллект-карты вы знаете? (ответы детей)
Правила создания интеллект-карты:
- В центре листа записываем или рисуем основную идею (тему). Обводим эту идею в рамку любой формы: овал, ромб, многоугольник и т.п.
- От центрального образа цветными карандашами рисуем ветки первого уровня, на которых пишем ключевые понятия, раскрывающие центральную идею.
- От веток первого уровня рисуем ветки второго уровня. Они будут раскрывать понятия первого уровня.
- Составляя интеллект-карту, используем как можно больше цветов. Каждую ветку, а также её разветвления рисуем своим цветом.
- Добавляем, символы, картинки, рисунки, при необходимости.
- Для большей понятности, разросшиеся ветки можно пронумеровать и заключить в контуры.
- Давайте возьмём лист и в центре запишем тему, т.к. она нам уже известна: «вода». (каждый ребёнок составляет свою интеллект-карту)
Работа с текстом учебника на с. 51 и заполнение «листа исследователя» по алгоритму.
- Ребята, сейчас вы все становитесь исследователями, а информация, которую вам предстоит исследовать, находится в нашем учебнике.
- Как быстро найти нужную нам страницу? (ответы детей: по оглавлению в конце учебника)
- Отлично! Открывайте учебники!
- Работать вы будете по алгоритму «листа исследователя», он лежит у вас на столах.
- Откройте его, прочитайте. Все ли задания вам понятны? Если есть вопросы, задайте их.
Работать будем в командах.
«Лист исследователя»
- Самостоятельно прочитайте текст учебника на странице 51.
- Определите первую главную мысль текста, обсудите её в команде.
- Запишите первую главную мысль:
______________________________ - Выделите в тексте информацию, которая поясняет, расширяет первую главную мысль.
- Запишите кратко эту информацию:
______________________________ - Определите вторую главную мысль текста, обсудите её в команде.
- Запишите вторую главную мысль:
______________________________ - Выделите в тексте информацию, которая поясняет, расширяет вторую главную мысль.
- Запишите кратко эту информацию:
______________________________
(Дети читают текст учебника, обсуждают варианты ответов и записывают результаты.)
- Ребята! Давайте проверим, как вы справились с заданием.
- Вы определили первую главную мысль текста? (ответы детей: в тексте говорится о значении воды для всех живых организмов на земле.)
- Молодцы! Как можно назвать в интеллект-карте первую ветку? (ответы детей: так и назовём: «значение»)
- Начертим от темы «вода» стрелку первого уровня любым цветным карандашом и подпишем её словом: «значение».
- Удалось ли вам выделить информацию, которая поясняет первую главную мысль текста? (ответы детей: вода содержится в разных частях растений, в телах животных, в теле человека, вода - дом для живых организмов)
- Отличная работа! Сколько стрелочек нужно будет начертить? Как их можно назвать? (ответы детей: 4 стрелки, «части растений», «тела животных», «тело человека», «дом для живых организмов»)
- Давайте начертим от стрелки первого уровня «значение» четыре стрелки второго уровня и обозначим их: «части растений», «тела животных», «тело человека», «дом для живых организмов».
- Подумайте, была ли информация, которую можно было бы отнести к стрелкам третьего уровня? Об этом в инструкции ничего не говорилось?!
- Если затрудняетесь с ответом, посмотрите ещё раз на названия стрелок второго уровня и вспомните: была ли дополнительная информация об этом?
(ответы детей: про «тело человека» говорилось, что воды в нём содержится «две третьи» части всего веса, что в день человеку нужно «более двух литров» воды в день)
- Да, ребята! Это будут уже стрелки третьего порядка. Занесём и их в нашу интеллект-карту.
- Переходим ко второй главной мысли текста. Какое ещё направление вы смогли выделить в тексте? (ответы детей: в тексте говорится о воде в природе)
- Что говорится о воде в природе? (вода в природе бывает пресная и солёная)
- Отлично! Как можно назвать новую ветку в интеллект-карте? (ответы детей: стрелку можно назвать «в природе»)
- Снова чертим от темы «вода» стрелку первого уровня, но уже карандашом другого цвета, и подпишем её: «в природе».
- Сколько стрелочек второго порядка нужно начертить? Как их можно назвать? (ответы детей: две стрелки, «солёная» и «пресная»)
- Начертим от стрелки первого уровня «в природе» две стрелки второго уровня и обозначим их: «солёная» и «пресная».
- Ну что же, ребята, с задачей исследователей вы справились отлично! Молодцы!
4. Физминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,
(дети шагают на месте)
Наклонились и умылись.
(руки на поясе, наклоны вперёд)
Раз, два, три, четыре,
(дети хлопают в ладоши)
Вот как славно освежились.
(дети встряхивают руками)
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс.
(описывают круги двумя руками вперёд)
Одной, другой - это кроль.
(описывают круги руками поочерёдно)
Все, как один, плывём, как дельфин.
(дети прыгают на месте)
Вышли на берег крутой
(дети шагают на месте)
И отправились домой.
(дети садятся на места)
5. Практическая работа «Свойства воды»
- Переходим к следующему этапу нашего урока. Прочитайте его название в учебнике на странице 52. Чему мы будем учиться? (ответы детей: мы будем изучать свойства воды)
- Теперь из исследователей вы все переквалифицируетесь в наблюдателей! Вам предстоит провести несколько опытов с водой, понаблюдать за изменениями, которые с ней произойдут, и сделать выводы о свойствах воды.
- У вас на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов: три стаканчика: два - с водой, один - пустой, ложка, тарелочка с солью, тарелочка с измельчённым мелом, заготовка для фильтра, ножницы, воронка.
- Инструкция по проведению опытов находится в учебнике на странице 52. У вас на столах также есть ещё «лист наблюдателя», в который вы будете вносить выводы.
Сейчас изучите «лист наблюдателя» и инструкцию к опытам. Обратите внимание, что сами вы проводите только первые пять опытов, последние два - буду проводить я, а вы будете только наблюдать и делать выводы, в целях соблюдения правил техники безопасности.
- Подготовить устные ответы вам поможет «алгоритм описания опыта», он записан под таблицей в «листе наблюдателя».
«Лист наблюдателя»
Свойства воды |
|
Проведите самостоятельно: |
|
Опыт 1. |
|
Опыт 2. |
|
Опыт 3. |
|
Опыт 4. |
|
Опыт 5. |
|
Понаблюдайте за проведением: |
|
Опыт 6. |
|
Опыт 7. |
|
Алгоритм описания опыта:
- назови цель опыта;
- устно опиши его;
- назови свойство воды.
- Ребята, как можно проверить правильность своих выводов, не обращаясь ко мне? (ответы детей: на «Страничках для самопроверки»)
- Приступайте к работе, но помните, что, если вам нужна будет моя помощь, я всегда готова её вам оказать. Зовите меня обязательно. Работаем в командах.
(дети выполняют задание)
- Проверим вашу работу.
(команды по очереди озвучивают результаты работы: вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, может растворять вещества, очищается с помощью фильтра)
- Как вы думаете, что происходит с водой при нагревании и охлаждении? Давайте понаблюдаем.
- Колбу с трубкой, заполненную закрашенной водой, опускаем в горячую воду. Что мы видим? (ответы детей: вода в трубке поднялась)
- Эту же колбу поставим в тарелку со льдом. Что мы видим теперь? (ответы детей: вода в трубке опускается)
- Как вы можете это объяснить? (ответы детей: вода, как и воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается)
- Молодцы ребята! Закончите заполнение таблицы.
- Теперь всю добытую нами информацию о воде занесите в интеллект-карту. (дети заносят информацию в интеллект-карту)
- Давайте проверим, как вы назвали новую стрелку первого уровня? (ответы детей: «свойства»)
- Сколько стрелок второго уровня начертили? Как обозначили их? (ответы детей)
- Какие ещё свойства воды вы знаете, о которых в учебнике не говорилось? (ответы детей: нет вкуса, текучая, не имеет формы)
- Если есть необходимость внесите дополнения и поправки в свои интеллект-карты.
В результате работы интеллект-карта может быть такой:
- Теперь, с помощью интеллект-карты, расскажите товарищам по команде всё, что вы сегодня узнали о воде. (дети выполняют задание в командах)
- Кто-нибудь желает выступить со своим рассказом перед классом? (выслушиваются ответы 2-3 учеников)
- Ребята, вы с лёгкостью смогли рассказать всё, о чём узнали сегодня на уроке. Как вам помогала в этом интеллект-карта? (ответы детей)
6. Итог урока
- Ребята, на доске записаны три фразы, но у них нет концовок. Закончите эти высказывания в своих командах.
Слайд:
- Раньше я знал(а) о воде …
- Сегодня я узнал(а) о воде…
- Я ещё хочу узнать о воде…
(дети проговаривают высказывания в командах)
- Кто хочет поделиться своими высказываниями со всем классом? (выслушиваются ответы 3-4 детей)
- Урок заканчивается. Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в самом начале урока. (ответы детей: выяснить значение воды для живых существ, узнать её свойства и создать интеллект-карту о воде)
- Справились мы с задачами урока? (ответы детей: да, интеллект-карту составили, о значении и свойствах воды узнали)
- Работу над интеллект-картой «Вода» мы будем продолжать в будущем. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке? (ответы детей)
- Прочитайте рубрику «На следующем уроке». Ваши предположения были верны? (ответы детей)
7. Домашнее задание
- Ребята, а вот интересно вода может растворить все вещества, или есть такие, которые водой не растворяются? (ответы детей)
- Я хотела показать вам очень интересный ролик на эту тему и предложить не менее интересные задания к этому ролику, но времени уже не осталось, поэтому я предлагаю вам посмотреть этот ролик и выполнить эти задания в дома. Ссылка на ролик и задания будет в электронном дневнике.
- Ещё хотелось обсудить с вами вопрос, как люди используют в жизни свойства воды? Я даже табличку приготовила, но времени совсем не осталось на эту работу. А вот дома вы можете уделить этому вопросу сколько угодно времени!
Как человек использует свойства воды?
Свойство воды |
Как используется человеком |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Ребята, вам понравилось проводить опыты с водой? А хотелось бы узнать и провести ещё какие-нибудь опыты?
- Дома найдите и проведите опыт с водой, опишите этот опыт по плану, а на следующем уроке продемонстрируете нам его.
План описания опыта:
- Название опыта
- Цель работы
- Оборудование
- Вывод
- Итак, ребята, выберите одно любое задание из трёх, которое заинтересовало вас больше остальных, и поработайте над ним дома.
- Вот и закончился наш урок! Сейчас обязательно поблагодарите ребят, которые работали вместе с вами в команде.
- Большое вам спасибо за урок! Вы - молодцы!