Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наставники «Орлят России»» (социально-педагогическое направление) для обучающихся 10-го класса

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Класс: 10


1. Пояснительная записка

1.1. Общая характеристика программы

Наставничество - отношения, в которых более опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания, относительно которых строятся отношения наставничества, касаются широкого круга вопросов личного развития, жизненного пути.

Наставничество в современном динамичном мире - это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наставники «Орлят России»» (далее - программа) разработана на основе Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» имеет социально-педагогическую направленность для реализации внутреннего потенциала, адаптации и социализации обучающихся в рамках межличностного общения и наставничества.

Программа предназначена для учащихся 16-18 лет, разработана с учётом возрастных особенностей детей старшего школьного возраста, учитывает высокий уровень их познавательной активности и желание проявлять себя в рамках наставничества по программе «Орлята России». Программа учитывает необходимость обучения практической деятельности, которая становится актуальна для школьников в данном возрасте.

1.2. Актуальность разработки программы

В современном российском образовательном пространстве приоритетными задачами являются социальное и профессиональное самоопределение подростка, формирование его гражданского самосознания, а также развитие мотивационного, эмоционального и когнитивного аспектов личности. Становление и закрепление заявленных ресурсов ориентировано на интеграцию компонентов культурной и образовательной среды. На базе общероссийских национальных традиционных ценностей формируется активная личность, способная жить в социуме, противостоять различным вызовам.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Наставники «Орлят России»» продиктована необходимостью формирования умений и навыков конструктивного межличностного взаимодействия подростка с младшими школьниками и подготовки наставников-старшеклассников для эффективной реализации программы «Орлята России».

Реализация данной программы создает необходимые условия для приобретения старшеклассниками первоначальных практических навыков педагогической деятельности; опыта профессиональных проб, способствует осознанному профессиональному самоопределению обучающихся в выборе педагогических профессий; мотивирует на поступление выпускников школы в ВУЗы на педагогические специальности и заключение договоров о целевом обучении в ВУЗах по направлениям «Педагогика».

1.3. Взаимосвязь с другими документами организации

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наставники «Орлят России»» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г.), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732
"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413".

Программа разработана в соответствии с Положением о рабочих программах учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС и ФОП среднего общего образования МБОУ «Городковическая СШ», с учетом основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Городковическая СШ».

Настоящая программа является составной частью основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Городковическая СШ», сформирована с учетом рабочей программы воспитания, призвана обеспечить достижение личностных результатов.

1.4. Уровень и срок реализации программы

Уровень освоения программы - общекультурный.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на один учебный год. Общее количество академических часов - 34, из расчета 1 час в неделю.

1.5. Цели и задачи программы

Цели:

  • Формирование команды наставников-старшеклассников для работы в МБОУ «Городковическая СШ» по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»;
  • Развитие и воспитание подрастающего поколения, владеющего современными компетенциями, популяризация профессии педагога в условиях предпрофессионального образования, мотивация молодежи на целевое продолжение образования.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство обучающихся 10 класса с содержанием треков программы «Орлята России»;
  • обучение старшеклассников практическим навыкам реализации треков «Орлята России» через систему наставничества.

Развивающие:

  • развитие коммуникативных способностей личности обучающегося, а также навыков саморегуляциии;
  • формирование умения организовывать занятие и проводить его в соответствии со сценарным планом.

Воспитательные:

  • выработка навыков эффективной самопрезентации и преодоления психологических барьеров в общении с младшими школьниками;
  • формирование лидерской позиции по отношению к школьникам младшего возраста;
  • создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.

1.6. Планируемые результаты

Предметные:

  • понимание сути и смысла системы наставничества;
  • знание особенностей детей младшего школьного возраста;
  • знание основ правовых норм, законов, прав и свобод других людей;
  • понимание логики построения работы с обучающимися в программе;
  • умение передавать свои знания и опыт;
  • умение организовывать и проводить досуг.

Метапредметные:

  • коммуникабельность: способность ясно выражать свои мысли, умение включаться в позицию активного слушателя;
  • умение генерировать идеи;
  • умение работать в команде;
  • инициативность;
  • целеполагание;
  • умение планировать свою деятельность;
  • владение методами бесконфликтного общения, саморегуляции и использование различных стилей управления коллективом.

Личностные:

  • способность к анализу своей деятельности и предложению конструктивных решений;
  • оценка своих способностей для профессионального самоопределения;
  • самореализация и развитие своего собственного успеха при работе с разновозрастной аудиторией;
  • осознанное профессиональное самоопределение обучающихся.

1.7. Применяемые формы деятельности и технологии

Формы организации занятий

Занятия по программе проводятся в группе со всем составом обучающихся 10 класса.

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • тренинги;
  • коллективное творческое дело;
  • квесты;
  • диспуты;
  • викторины;
  • деловые игры.

Формы организации деятельности обучающихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуально-групповая;
  • работа в парах постоянного и сменного состава;
  • работа в малых группах.

Используемые на занятиях педагогические технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • технология сотрудничества;
  • Кейс-технологии;
  • развивающее обучение;
  • технология критического мышления;
  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Методы и приемы обучения

Словесные:

  • рассказ;
  • беседа на предложенные темы;
  • эвристическая беседа;
  • обсуждение;
  • дискуссия;
  • опрос;
  • размышление.

Игровые:

  • викторины;
  • физкультминутки.

Практические:

  • творческие задания;
  • ведение рабочих тетрадей;
  • проектная деятельность;
  • исследовательские работы;

Применение ИКТ:

Цели:

  • привлечение пассивных слушателей к активной деятельности;
  • возможность сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формирование информационной культуры у обучающихся;
  • активизация познавательного интереса;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении;
  • активизация мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение и др.).

Содержание применения ИКТ:

  • Работа с ЭОР (использование мультимедийных материалов, презентаций, фрагментов фильмов, работа с электронными источниками: сайтами, энциклопедиями и т.п.)

2. Содержание программы

2.1. Основные участники программы

Участниками программы «Наставники «Орлят России» являются:

  • советники по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями;
  • педагоги общеобразовательной организации;
  • старшеклассники (наставники, в том числе активисты Российского движения школьников);
  • обучающиеся 1-4 классов;
  • родители.

2.2. Тематическое содержание программы

Вводное занятие

Теория. Правила организация занятий в объединении. Инструктаж по охране труда.

Практика. Методика работы с группой: игры на сплочение коллектива, снятие эмоционального напряжения, мотивацию к сотрудничеству.

Форма контроля. Тест «Коммуникативно-организаторские способности» (В.В.Синявский, В.А.Федорошин (КОС))

2.3. Теоретическая основа программы «Орлята России»

Теория. Содержательные основы Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Актуальность программы «Орлята России». Тезаурус основных понятий программы «Орлята России». Ценностные основания программы «Орлята России». Главный принцип участия в Программе. Методика организации коллективного творческого дела.

Форма контроля. Обсуждение. Беседа.

Треки программы «Орлята России»

Трек «Орлёнок-лидер»

Теория. Анкетирование. Теория лидерства, типы и стили лидерства. Лидер и команда.

Практика. Подбор и проведение игр на командообразование для младших школьников.

Форма контроля. Анализ «Копилки игр наставника» (у каждого обучающегося).

Трек «Орлёнок-эрудит»

Теория. Разбор понятия - эрудит. Виды интеллектуальных игр. Индивидуальные и командные интеллектуальные игры. Как провести интеллектуальную командную игру, техника подготовки.

Практика: Разработка и подбор интеллектуальных игр по треку. Проведение интеллектуальных игр.

Форма контроля. Анализ «Копилки игр наставника» (у каждого обучающегося).

Трек «Орлёнок-мастер»

Теория. Понятие «мастер», «мастерство». Виды профессий. Какие профессии интересуют обучающихся?

Практика. Подбор и разработка профориентационных онлайн мини-игр для младших школьников. Изучение основ работы с онлайн платформами «Learning.aps. и онлайн Test.pad.

Форма контроля. Анализ «Копилки игр наставника» (у каждого обучающегося).

Трек «Орлёнок-доброволец»

Теория. Понятие добровольчество и волонтёрство. Зачем заниматься добровольчеством. Знакомство с функционалом сайта Добро.ру и основными волонтёрскими городскими мероприятиями.

Практика. Направления добровольчества. Планирование и разработка добровольческой акции.

Форма контроля. Защита проекта добровольческой акции.

Трек «Орлёнок-спортсмен»

Теория. Кто такой спортсмен? Понятие «здоровый образ жизни». Теоретические аспекты необходимости подвижных игр и физкультминуток для младших школьников.

Практика. Подбор и проведение подвижных игр и физкультминуток для младших школьников. Разработка материалов по агитации за здоровый образ жизни для младших школьников.

Форма контроля. Анализ «Копилки игр наставника» (у каждого обучающегося).

Трек «Орлёнок-эколог»

Теория. Разработка игр для детей по экологической тематике.

Изучение методик, методов, средств и технологий разработки онлайн мини-игр с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Практика: Подготовка и проведение экологических мини-уроков. Разработка онлайн мини-игр на экологическую тематику с учётом возрастных особенностей детей.

Форма контроля. Анализ «Копилки игр наставника» (у каждого обучающегося).

Трек «Орлёнок - хранитель исторической памяти»

Теория. Разработка сценария патриотического мероприятия с участием младших школьников.

Практика. Подготовка и проведение патриотических акций, концертов с участием младших школьников.

Форма контроля. Защита проекта (проекта добровольческой акции)

Итоговое обобщение

Теория. Основы написания сценария мероприятия. Подготовка реквизита и материалов для проведения занятия. Формирование навыков публичного выступления.

Практика. Разработка сценария для проведения занятия или игры по одному из треков. Деловые и ролевые игры для отработки навыка публичного выступления.

Форма контроля. Защита сценариев мероприятий.

Календарно-тематическое планирование

2.4. Оценка результатов программы и ее эффективности

Оценочная компонента на занятиях отсутствует, используется только словесная отметка ведущего группы и ее участников. Зачетная блочная система заключаются в практическом исследовании полученных навыков в форме решения проблемных ситуаций и фронтального опроса школьников по изучаемой тематике. В процессе обучения каждый обучающийся разрабатывает собственную «Копилку игр наставника», заполняет «Рабочую тетрадь Наставника», а также самостоятельно разрабатывает сценарий мероприятия по одному из треков программы «Орлята России».

Оценка результатов со стороны куратора программы

1. Основные показатели:

  • процессуальные - сколько участников было охвачено за время осуществления программы, сколько встреч, мероприятий проведено и др.;
  • результирующие: сколько пар полностью реализовали программу, каковы приобретенные в ходе программы умения и навыки наставляемого, изменение отношения к чему-либо (обретение новых жизненных перспектив, повышение самооценки и др.), насколько он удовлетворил свой запрос;
  • информационные (данные куратора, территория реализации программы);
  • количественные (число наставников, число стартовавших пар, число завершивших программу пар, число наставляемых, число проведенных мероприятий программы);
  • качественные (уровень удовлетворенности участников программы), степень готовности продолжить участие в программе (наставники) или рекомендовать ее сверстникам (наставляемые).

2. Процедуры оценки:

  • самооценка наставляемых. Организуется через устные и письменные опросы, беседы, шкалирование и т.д.;
  • оценка со стороны педагога и куратора. Возможные методы: опросы, беседы, наблюдение (внешнее и включенное, явное и скрытое),
  • оценка со стороны наставников;

Одним из рекомендованных методов оценивания является субъективно-определительный метод. В процессе могут принимать участие все члены программы. Они оценивают эффективность проекта, аргументируют свое мнение и выставляют баллы (ставят отметку на шкале). (Приложение)

2.5. Материально-техническое и кадровое обеспечение программы:

  • кабинет;
  • персональный компьютер с колонками и принтером;
  • проектор;
  • ламинатор;
  • ватманы для рисования, цветные и простые карандаши, фломастеры;
  • цветная бумага, цветной картон;
  • блокноты для записей;
  • набор магнитов;
  • рабочие тетради наставников.

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования по направлению деятельности, соответствующей программе. Курирует работу педагог-организатор.

2.6. Информационные источники

Список литературы для педагога:

  1. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей: учебник для вузов / Л.В.Байбородова [и др.]; ответственный редактор Л.В.Байбородова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 363 с.
  2. Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Краснодар: «Новация», 2023 г.
  3. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А.Г.Грецов - «Питер», 2011
  4. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. /Леванова Е. А. М., 2002.

Список литературы для обучающихся:

  1. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Манн, Иванов и Фербер/ Гоулман Д., 2022. - 544с.
  2. Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки. - М.: Манн, Иванов и Фербер /Левитин Д., 2019. - 544с.
  3. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова. - М.: Манн, Иванов и Фербер/ Лефевер Л., 2017. - 264с.

Интернет-ресурсы:

  1. https://orlyatarussia.ru/library
  2. https://будьвдвижении.рф/
  3. https://навигаторыдетства.рф/
  4. https://мывместе.рф/
  5. https://prof.foxford.ru/
  6. https://psytests.org/work/kosA.html