Подход к обучению. Презентация педагогического опыта. «Живой урок»

Разделы: Профессия — педагог


БУДЕМ ЗНАКОМЫ…, или ПРОСТО О СЛОЖНОМ!

Добрый день, уважаемые коллеги!

Позвольте рассказать Вам коротенькую историю из моей жизни, которая стала значимым событием и актуальна по сей день в моем сознании.

Помните как в детстве, мы все любили играть. Мы делали это азартно, эмоционально, красочно. Все инструменты, которые нам требовались - мы брали в воображении. У каждого были свои мечты, идеалы, вымышленные персонажи, у кого-то даже суперсилы. В детстве я любила играть в школу, организовывала «учеников» и мечтала стать учителем. Когда подходило время выбора ВУЗа, я мечтала обучаться в одном из самых престижных учебных заведений страны. Поступила на бюджет и с удовольствием окончила любимое учреждение, да так понравилось, что в прошлом году (спустя 10 лет работы в школе) дополнительное образование.

Получив образование, устроилась на работу в школу, где и работаю сегодня. События, о которых я рассказала, показывают первую истину, которую осознала я и стараюсь донести своим ученикам на уроках. Ее можно заключить в простую, но глубокую в своем содержании, формулировку: «МЕЧТА-ЦЕЛЬ-ЖЕЛАНИЕ-ДЕЙСТВИЕ-РЕЗУЛЬТАТ».

Процесс познаний продолжается. С азартом и багажом знаний я принялась учить детей. Я ночи напролет писала конспекты, находила материал, искала интересные факты, готовилась к урокам. Да, на уроках дети работали, читали, писали, выполняли задания но… первое же затруднение, с которым я столкнулась, заключалось в том, что это были не такие уроки, которыми я их для себя видела. Чего-то явно не хватало…Я стала в памяти прокручивать свои уроки, стараться понять, что я делаю не так… И вот оно! Молодым специалистом я транслировала материал, использовала найденную информацию, дети были слушателями. Как известно, активно слушать, учитывая возрастной показатель, детки могут до 5-7 минут, поэтому необходимо менять формы работы, привлекать внимание. Я начала поиски методов и приемов с целью разнообразить процесс обучения на уроке и вовлечь в работу детей. Позже, я заметила, что даже при отличной подборке методов и приемов, дети не всегда активно берутся за виды предложенных работ. Данное затруднение и анализ уроков, привели меня к пониманию того факта, что необходима соответствующая атмосфера! Не достаточно просто войти в классную комнату и вуаля…дети к уроку готовы! Каждый урок я стараюсь начинать с «разведки» настроя деток и оптимизации.

Второе открытие, полученное в ходе работы я сформулировала так: «Затруднения и препятствия в работе - это ступенька на пути к вершине (идеалу). Это тот самый, «Необходимый» урок, усваивая который мы становимся лучше»! Открытия мои продолжались. Однажды на уроке в 5 классе я, с увлечением говорила о Древнем мире, один ученик поднял руку (по сей день благодарна своему ученику) и сказал, звучала реплика приблизительно так (постараюсь передать суть): «Вот в истории одни даты, имена и термины и это все необходимо учить» - с интонацией, что тут интересного…. В голове у меня возникло резкое восклицание: «Как!.. это же цивилизации, это же прошлое человечества…это наша история»! Но, так и не озвученное, восклицание превратилось в вихрь, который с напором открыл дверь в сознании, и я поняла, что все удивительное и простое, понятное для нас (взрослых) и обыденное, для детей слова и словосочетания порой далекие, абстрактные и не осознанные, а потому не всегда интересные. По примеру: Ты слышал? - да…я слышал, - да…я видел… -А-а-а, я понял! Чтобы добиться, состояния «Ура, я понял» на уроке, мне пришлось искать технологию, которая помогла бы сделать урок интересным (понятным) для ученика, технологию, которая помогла бы организовать урок таким образом, чтобы ребенок ощутил это состояние «Ура, я понял!» и с удовольствием самостоятельно искал дополнительную информацию расширяя свои знания. Но, как это часто бывает, «Идеального учения», которое бы содержало все ответы на мои вопросы, я не нашла. Зато, я поняла, что в идеале можно сочетать отдельные технологии, методы и приемы в рамках направления обучения и той цели - атмосферы «Живого урока», который я непременно хотела добиться.

Приходя к учителю на урок, мы видим стройный ряд слов и примеров, интересные факты, увлекающие игры, интересные беседы. Но за всем этим стоит кропотливый ежедневный труд. Мы все знаем, чтобы подготовить урок на 30 или 45 минут, мы работаем порою неделями и даже более. В условиях дистанционного обучения, данные задачи усложняются, но мы в поисках решений.

Итак, о некоторых аспектах моего, «Живого урока», хочу рассказать Вам сегодня, конечно, вы наверняка все это знаете, но я надеюсь, что мои наблюдения помогут молодым специалистам в поиске «своих ключей» к учащимся.

«Живой урок - моя крепость!» Государственный Образовательный Стандарт, Историко-культурный стандарт, Концепции преподавания, развития и воспитания, государственный заказ дают нам понимание направления движения нашей деятельности. Двигаясь в этом направлении, поиск технологий и методик привели меня к «Проблемному обучению». Почему «Проблемное обучение»? Данная технология позволяет совершенствовать модель урока, она направлена ключевым образом на активизацию учащихся, через которую происходит развитие различных типов мышления, ребята имеют возможность и свободу полета мысли(но в рамках темы и настроя урока). Позитивом данной технологии является, воспитание и совершенствование, научного типа познания мира, не «вера на слово, а вопрос-сомнение-поиск ответа», и как приятный бонус - навык открытия новых знаний. Мотивы «проблемного урока», в разной степени, всегда присущи моим урокам. И данная технология стала основным (фундаментом), для построения урока, на который бережно добавлялись кирпичики-методы, приемы, цели, задачи, (ориентиры) которые переплетаясь между собой, создают общий макет урока, этот процесс (если визуализировать) подобен ускоренному процессу постройки крепости и прилегающих к ней объектов. В результате мы имеем уже целое строение. Первый этап завершен!

Теперь мы стоим у входа (образно) построенной крепости! В руках у нас бинокль. Наша задача, издалека, определить: чем заняты обитатели замка (дети), над чем трудятся, насколько устали, каков эмоциональный настрой. Наблюдения завершены и мы «отправляем почтового голубя» несущего извещение о «нашем прибытии». Используя приемы стабилизации настроя учащихся или применяем педагогическую импровизацию, если того требует ситуация, настраиваем на урок.

Я и Мир (Конвертация)

Нас заметили. Гости крепости (ученики) приветствуют. Настроились расспросить о новом и поведать нам о своих знаниях. Начинаем с интеграции главной мысли урока в понятную жизненную ситуацию, очерчиваем форму (макет главного понятия, события или явления). Теперь берем курс, который включает в себя шаги: Говорить просто о сложном; Пояснять значения слов, терминов и принципов словообразования; моделировать ситуации.

Вектор

Задаем конкретный вектор. Данный этап включает в себя путь от открытия учащимися и формулировки темы урока, через целеполагание к постановке
целей и задач.

Точка отсчета

Необходимо выбрать верную точку отсчета, зафиксировать в понимании основной вопрос, найти (увидеть) противоречие(если необходимо). Найти как минимум две крайне - противоположные точки зрения (озвучить разные взгляды) и сводить их до тех пор, пока одна из них не превзойдет другую (по степени аргументации) или как вариант они могут слиться в единую истину с разной окраской.

Следующий шаг, погружение. Учащиеся работают с различными источниками информации, выполняют задания, могут работать в группах.

Направление и виды деятельности планируем исходя из темы и целей урока.

Позиционирование. Свои наработки представляют учащиеся (обыгрывая), к примеру, в виде: сравнительного анализа, схемы, исследования, интервью, научного открытия, статистической сводки и т.д.

Рефлексия. Обозначили ключевые моменты. Проговорили результаты. Обсудили затруднения. Урок подходит к концу.

Вы когда-нибудь видели в ускоренной съемке процесс формирования снежинки? Это великолепное зрелище и непревзойденное искусство природы, когда под воздействием внешних сил капелька приобретает узоры, лучики, ответвления. Урок - это снежинка, уникальная и неповторимая единица, над формированием которой трудится весь класс и учитель. Капелькой является выбранная технология, лучиками - идеи доносимые до учащихся (роль личности в истории, важность идеалов и действий, неповторимость процесса, мудрость поколений). Мнения и взгляды учеников, это приобретенные узоры. Желаю, Всем, познать трепет и счастье от создания интересного (для ученика) и уникального урока, осознание важности которого, будет лучиком света и дуновением свежего
весеннего воздуха.

Коротко о важном:

  • Учитель направляет, организует, мотивирует ученика;
  • Учитель говорит просто о сложном;
  • Учитель обеспечивает (следит, корректирует) выполнение условий для понимания слов, терминов, процессов и понятий учеником;
  • Подводит к моделированию ситуации и трансляции личного мнения и опыта;
  • Подсказывает, где именно в жизни применимы эти знания, навыки и умения (практичность);
  • Учитель подводит к проблемности урока и действию, как способу открытия истины (девиз: готовых ответов не бывает);
  • Учитель учит «оживлять» события в воображении, проживать этот
  • опыт, искать пути решения и делать выводы.

Благодарю за внимание!