«Функциональная грамотность -способность
человека использовать приобретаемые в течение жизни
знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».
А.А.Леонтьев
Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы в школе функционировала принципиально иная модель деятельности, базирующаяся на принципе полноты образования. Общее и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими компонентами и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.
Объект исследования. Интеграция общего и дополнительного образования («математика» и ВУД «технология») на базе УПМ (учебно-производственные мастерские) СПТЛ-и.
Предмет исследования. Технические задания (творческие учебные проекты), включающие в себя задачи на чтение и выполнение графических изображений, а также конструкторские и технологические задачи с экономическим содержанием.
Цель работы. Изучение возможностей ввода технологических заданий в учебные программы по математике в 5-11 классах.
Задачи. Изучение и обсуждение учебных планов математики, технологии и спецкурсов дополнительного образования. Составление программ, включающих в себя творческие учебные проекты по технологии в 5-6 классах.
Гипотеза. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства и спорта. Работа над технологическим проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску, создает условия для более качественного усвоения математики, как предмета.
В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу лицея пришлось многое переосмыслить и поменять. И прежде всего, представление о новых образовательных результатах в системе дополнительного образования. Педагоги в свои образовательные программы нового поколения заложили формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата. В системе дополнительного образования мы работаем над формированием нравственного сознания личности. А формирование коммуникативных способностей обеспечивает нашим детям социальную компетентность.
Основные формы интеграции основного и дополнительного образования:
- Интегрированные уроки
- Творческие учебные проекты
Творческий учебный проект -одна из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках ФГОС основного образования.
Этапы работы над УП:
- Проблематизация.
- Целеполагание.
- Планирование.
- Реализация.
- Рефлексия.
На этапах целеполагания и планирования проекта основное место занимает именно математика.
Выделяются 4 основные группы задач:
- Задачи на чтение чертежей, измерение линейных величин и построение геометрических фигур. Изготовление любого изделия связано с графической деятельностью. Одним из основных составляющих этой деятельности является чтение чертежей, в ходе которого создаются представления о геометрической форме, габаритных размерах, конструктивных особенностях и назначении деталей, способах их соединения между собой. При обучении чтению чертежей необходимо формировать у учащихся умения сопоставлять форму предмета с процессом формообразования, а контролируемые размеры - с возможностями измерительных инструментов. Важно также, чтобы обучаемые уверенно владели соответствующими инструментами (линейка, угольник, циркуль, штангенциркуль, транспортир, трафарет и т.д.), твердо знали единицы измерения длины, площади, объема, умели работать с масштабом.
- Конструкторские задачи. Эти задачи, как правило, связаны с определением недостающих размеров деталей, выбором наиболее рациональных способов соединения их между собой и отделки поверхностей изделия. Такие задания оформляют в виде технических рисунков и чертежей. Также эти задачи связаны с формулами физики, например для вычисления водоизмещения для устойчивости модели корабля, или с геометрическим материалом, как вычисление центра тяжести или длины мачты той же модели и т.д.
- Технологические задачи. Эти задачи связаны главным образом с рациональным использованием материала, экономным расходованием рабочего времени, поиском более удобных способов выполнения работы. Это задачи на производительность, скорость, проценты, округление до нужной цифры (точность), нахождение неизвестного с помощью уравнений или неравенств, а также систем уравнений и неравенств. В старших классах добавляются задачи на производную и интегралы.
- Задачи с экономическим содержанием. Эти задачи также связаны с экономным использованием материала, расходом энергии, топлива, возможными путями экономии рабочего времени, но кроме того включают в себя умение читать графики, диаграммы, такие понятия, как себестоимость, цена, спрос, предложение, инвестиция и др.
В наших УПМ на уроках технологии изучаются: металлообработка, деревообработка, электротехника, шитье, вышивка, кулинария. Кроме них во внеурочное время работают спецкурсы: резьба по дереву, резьба по бересте коллаж, ювелирное дело, керамика и др. Связь математики с технологическими программами четко прослеживается на примере интегрированных уроков в 5 классе (для мальчиков):
№ |
«Математика» |
Универсальные учебные действия |
«Технология» |
1 |
Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Площадь прямоугольника. Площадь круга. |
Формирование понятий угла, сторон угла, вершины угла, прямого и развернутого угла, умений обозначать и записывать угол, строить прямой угол с помощью чертежного треугольника;
|
Деревообработка
|
2 |
Формула площади прямоугольника. Числовые и буквенные выражения Микрокалькулятор |
Закрепление умений работать с формулами площади прямоугольника, квадрата; формирование знаний о различных единицах измерения площадей, умений пользоваться микрокалькулятором |
Деревообработка
|
3 |
Периметр. Транспортир. Измерение углов. |
Формирование знаний о том, что такое транспортир, градус, острый угол, тупой угол;
|
Металлообработка
|
4 |
Отрезок. Длина отрезка. Шкалы. Периметр. Сечение. Площадь круга. Округление чисел |
Формирование понятий «отрезок», «длина отрезка», «принадлежность точки к отрезку» и их свойств;
|
Металлообработка
|
В качестве примера работы с творческими проектами предлагаем описание математической составляющей проекта «Резьба по дереву».
Работа с материалом. Заготовка древесины для резных работ производится с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми. Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8-10%, если изделие будет эксплуатироваться в помещении, или до 18%, если под открытым небом. В качестве клея используется казеиновый клей. Он сохраняет свои свойства только в течение 3 часов. Рабочий раствор клея приготовляют путем смешивания порошка клея с водой.
Примеры задач:
№ |
Задача |
Тема |
Класс |
1. |
Доски весили 45 кг, влажность их была 75%, после сушки масса уменьшилась на 10%. Годятся ли эти доски для работы? |
Проценты |
6-11 |
2. |
Мастер может выполнить задание за 6 часов, ученику для выполнения этого же задания потребуется времени в 3 раза больше. Сколько раз им придется разводить казеиновый клей, если они будут выполнять это задание совместно? |
Обыкновенные дроби, производительность. |
6-11 |
3 |
Чтобы сделать казеиновый клей берут 11 частей воды, 5 частей нашатырного и 4 части казеина (по массе). Сколько получится казеинового клея , если на него будет израсходовано нашатырного спирта на 60 г меньше, чем воды |
Задачи на части, уравнения |
5-11 |
Таким образом, реализуется важнейший принцип педагогики - принцип системности обучения. Повышается уровень знаний учащихся по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Создаются оптимальные условия для развития мышления обучающихся (способности к абстрагированию, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение). Развивается системное мировоззрение, что выражается в умении на практике применять полученные знания.