Интеграция общего и дополнительного образования как единого образовательного пространства на базе учебно-производственных мастерских

Разделы: Математика


«Функциональная грамотность -способность
человека использовать приобретаемые в течение жизни
знания для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности».
А.А.Леонтьев

Функциональная грамотность - явление метапредметное, она формируется при изучении всех школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Под математической функциональной грамотностью следует подразумевать способность личности использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы в школе функционировала принципиально иная модель деятельности, базирующаяся на принципе полноты образования. Общее и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими компонентами и тем самым создают единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.

Объект исследования. Интеграция общего и дополнительного образования («математика» и ВУД «технология») на базе УПМ (учебно-производственные мастерские) СПТЛ-и.

Предмет исследования. Технические задания (творческие учебные проекты), включающие в себя задачи на чтение и выполнение графических изображений, а также конструкторские и технологические задачи с экономическим содержанием.

Цель работы. Изучение возможностей ввода технологических заданий в учебные программы по математике в 5-11 классах.

Задачи. Изучение и обсуждение учебных планов математики, технологии и спецкурсов дополнительного образования. Составление программ, включающих в себя творческие учебные проекты по технологии в 5-6 классах.

Гипотеза. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства и спорта. Работа над технологическим проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску, создает условия для более качественного усвоения математики, как предмета.

В связи с переходом на новые Стандарты педагогическому коллективу лицея пришлось многое переосмыслить и поменять. И прежде всего, представление о новых образовательных результатах в системе дополнительного образования. Педагоги в свои образовательные программы нового поколения заложили формирование универсальных учебных действий, как один из компонентов нового образовательного результата. В системе дополнительного образования мы работаем над формированием нравственного сознания личности. А формирование коммуникативных способностей обеспечивает нашим детям социальную компетентность.

Основные формы интеграции основного и дополнительного образования:

  1. Интегрированные уроки
  2. Творческие учебные проекты

Творческий учебный проект -одна из современных технологий, реализующих системно-деятельностный подход в рамках ФГОС основного образования.

Этапы работы над УП:

  1. Проблематизация.
  2. Целеполагание.
  3. Планирование.
  4. Реализация.
  5. Рефлексия.

На этапах целеполагания и планирования проекта основное место занимает именно математика.

Выделяются 4 основные группы задач:

  1. Задачи на чтение чертежей, измерение линейных величин и построение геометрических фигур. Изготовление любого изделия связано с графической деятельностью. Одним из основных составляющих этой деятельности является чтение чертежей, в ходе которого создаются представления о геометрической форме, габаритных размерах, конструктивных особенностях и назначении деталей, способах их соединения между собой. При обучении чтению чертежей необходимо формировать у учащихся умения сопоставлять форму предмета с процессом формообразования, а контролируемые размеры - с возможностями измерительных инструментов. Важно также, чтобы обучаемые уверенно владели соответствующими инструментами (линейка, угольник, циркуль, штангенциркуль, транспортир, трафарет и т.д.), твердо знали единицы измерения длины, площади, объема, умели работать с масштабом.
  2. Конструкторские задачи. Эти задачи, как правило, связаны с определением недостающих размеров деталей, выбором наиболее рациональных способов соединения их между собой и отделки поверхностей изделия. Такие задания оформляют в виде технических рисунков и чертежей. Также эти задачи связаны с формулами физики, например для вычисления водоизмещения для устойчивости модели корабля, или с геометрическим материалом, как вычисление центра тяжести или длины мачты той же модели и т.д.
  3. Технологические задачи. Эти задачи связаны главным образом с рациональным использованием материала, экономным расходованием рабочего времени, поиском более удобных способов выполнения работы. Это задачи на производительность, скорость, проценты, округление до нужной цифры (точность), нахождение неизвестного с помощью уравнений или неравенств, а также систем уравнений и неравенств. В старших классах добавляются задачи на производную и интегралы.
  4. Задачи с экономическим содержанием. Эти задачи также связаны с экономным использованием материала, расходом энергии, топлива, возможными путями экономии рабочего времени, но кроме того включают в себя умение читать графики, диаграммы, такие понятия, как себестоимость, цена, спрос, предложение, инвестиция и др.

В наших УПМ на уроках технологии изучаются: металлообработка, деревообработка, электротехника, шитье, вышивка, кулинария. Кроме них во внеурочное время работают спецкурсы: резьба по дереву, резьба по бересте коллаж, ювелирное дело, керамика и др. Связь математики с технологическими программами четко прослеживается на примере интегрированных уроков в 5 классе (для мальчиков):

«Математика»

Универсальные учебные действия

«Технология»

1

Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. Площадь прямоугольника. Площадь круга.

Формирование понятий угла, сторон угла, вершины угла, прямого и развернутого угла, умений обозначать и записывать угол, строить прямой угол с помощью чертежного треугольника;
формирование понятий «площадь», «равные фигуры»

Деревообработка
Тема: Изготовление доски

2

Формула площади прямоугольника. Числовые и буквенные выражения Микрокалькулятор

Закрепление умений работать с формулами площади прямоугольника, квадрата; формирование знаний о различных единицах измерения площадей, умений пользоваться микрокалькулятором

Деревообработка
Тема: Соединение деталей

3

Периметр. Транспортир. Измерение углов.

Формирование знаний о том, что такое транспортир, градус, острый угол, тупой угол;
формирование умений и навыков измерять и строить углы с помощью транспортира, пользоваться чертежным треугольником, угольником

Металлообработка
Тема: Получение из тонколистового металла полуфабриката прямоугольной формы

4

Отрезок. Длина отрезка. Шкалы. Периметр. Сечение. Площадь круга. Округление чисел

Формирование понятий «отрезок», «длина отрезка», «принадлежность точки к отрезку» и их свойств;
формирование умений измерять отрезки, пользоваться линейкой, умений работать с различного рода шкалами, умений находить периметр

Металлообработка
Тема: Придание изделию из проволоки необходимой формы

В качестве примера работы с творческими проектами предлагаем описание математической составляющей проекта «Резьба по дереву».

Работа с материалом. Заготовка древесины для резных работ производится с октября по январь, когда прекращается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания древесины и поражения ее грибками и насекомыми. Доски, предназначенные для резных работ, высушивают до влажности 8-10%, если изделие будет эксплуатироваться в помещении, или до 18%, если под открытым небом. В качестве клея используется казеиновый клей. Он сохраняет свои свойства только в течение 3 часов. Рабочий раствор клея приготовляют путем смешивания порошка клея с водой.

Примеры задач:

Задача

Тема

Класс

1.

Доски весили 45 кг, влажность их была 75%, после сушки масса уменьшилась на 10%. Годятся ли эти доски для работы?

Проценты

6-11

2.

Мастер может выполнить задание за 6 часов, ученику для выполнения этого же задания потребуется времени в 3 раза больше. Сколько раз им придется разводить казеиновый клей, если они будут выполнять это задание совместно?

Обыкновенные дроби, производительность.

6-11

3

Чтобы сделать казеиновый клей берут 11 частей воды, 5 частей нашатырного и 4 части казеина (по массе). Сколько получится казеинового клея , если на него будет израсходовано нашатырного спирта на 60 г меньше, чем воды

Задачи на части, уравнения

5-11

Таким образом, реализуется важнейший принцип педагогики - принцип системности обучения. Повышается уровень знаний учащихся по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Создаются оптимальные условия для развития мышления обучающихся (способности к абстрагированию, умение выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение). Развивается системное мировоззрение, что выражается в умении на практике применять полученные знания.