Актуальность
Современный мир отличается высокой динамикой и нестабильностью, что создает неопределенность и сложности для подростков в поиске смысла жизни. Воздействие социальных сетей, потребление контента, давление со стороны сверстников и семьи - всё это влияет на формирование ценностей и целей у подростков. Глубокое понимание внутреннего мира подростка и выявление ключевых факторов, на основе усредненной модели, влияющих на их поведение и успеваемость, позволит предотвратить разрушительные процессы в личной жизни индивидуума и его окружения. [4]
Современной психологией Я-концепция рассматривается как неповторимая система представлений человека о самом себе. Я-концепция может определять направленность человека и является источником формирования самооценки личности и уровня притязаний, которые, в сочетании с реальными достижениями, влияют на мотивацию и самоудовлетворенность. В большинстве разработанных моделей Я-концепции исследователи выделяют образ Я, как когнитивную подструктуру и эмоционально ценностное отношение человека к себе, именуемое самоотношением, которые порождают поведенческие реакции.
К.Роджерс трактует феномен Я-концепци как систему самовосприятий, основывающихся на прошлом опыте, данных настоящего, ожиданиях будущего и выступающую важной детерминантой ответных реакций индивида на его окружение. Именно Я-концепция, а не «реальное Я», имеет, по мнению Роджерса, определяющее значение для личности и ее поведения.
Р.Бернс предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Соответственно трехкомпонентной структуре социальной установки в Я-концепции также выделяются три составляющие:
- образ «Я» - представления индивида о самом себе;
- самооценка - аффективная оценка этого представления, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от уровня принятия тех или иных самохарактеристик;
- поведенческая реакция - те действия, которые вызываются образом «Я» и самооценкой. Каждый из этих трех установочных компонентов может быть представлен, с точки зрения Р.Бернса, по крайней мере, в трех модальностях:
- реальное «Я», отражающее те установки, которые связаны с актуальными способностями, ролями, статусами («Я-на-самом-деле»);
- социальное «Я» (зеркальное), отражающее те установки, которые связаны с мнением человека о том, как его видят другие («Я-глазами-Других»);
Я-концепция - совокупность всех представлений личности о себе, сопряженная с их оценкой (И.С.Кон, С.Р.Пантилеев) В.В.Столин [4,5] в «Я-концепции» выделяет три уровня:
- физический «образ Я» (схема тела), обусловленный потребностью в физическом благополучии организма;
- социальная идентичность, связанная с потребностью человека принадлежать к общности и обусловленная стремлением быть в этой общности;
- дифференцирующий «образ Я», характеризующий знания о себе в сравнении с другими людьми, придающий индивиду ощущение собственной уникальности и обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.
Цель: выявить внутреннюю позицию подростков, которую они занимают в отношениях к себе и миру.
Гипотеза: у подростков наблюдается высокая вариативность по фактору «социальная самооценка» и слабое желание подражать друзьям и знакомым с неспособностью понимать и принимать их.
В исследовании приняли участие 94 подростка 14-15 лет, обучающихся в школах города Барнаула. В соответствии с методикой теста «4-факторный опросник Я» Л.Я.Дорфмана [1] мы формализовали данные, полученные от по следующим направлениям, где: Авторское Я характеризуется самостоятельностью и автономностью, независимостью и инициативностью. Отношение к друзьям формируется через обособленность и независимость; Воплощенное Я указывает на реализацию своих идей в друзьях и обладание ими; Превращенное Я обозначает отношение к товарищам через понимание их и принятие его таким, каким он есть безотносительно к себе; Вторящее Я фиксируется стремление сознания и личности школьника через принадлежность и подражание.
Исследования, проведенные нами на 94 подростках разного пола в равных пропорциях, в возрасте 14-15 лет приведены в таблице 1.
Таблица 1. Средние показатели теста Дорфмана по 4-х факторному опроснику я, проведенного у школьников лицея 121 с вероятностью ошибки Р≤0,01
Шкалы |
Средний результат при n=94 (M±m) |
1.Авторское Я |
38,93±6,91 |
2.Воплощенное Я |
33,46±7,85 |
3.Превращенное Я |
41,76±7,3 |
4.Вторящее Я |
25,53±5,62 |
На основании методики Дорфмана были определены ассиметричности и отдельные экстреммумы, отображенные в процентах в Рисунке 1.
Рисунок 1. Процентное соотношение подростков с низкими средними и высокими показателями теста Дорфмана
По линии межличностных отношений полимодальное Я операционализируется в 4 факторное я, подчиняясь особенностям метаиндивидуального мира - миру значимых людей и отношений с друзьями. Исторически сформированное понятие друга складываются из уважения, привязанности, доверия, понимания, в значительной степени альтруизма и позитивного характера отношений. Из диаграммы 1, во всех 4-х субмодальностях численность учеников в относительном, процентном значении была выше по средним значениям исследования.
Субмодальность «Авторское Я» процент респондентов, не имеющих свою точку зрения и не способных самостоятельно принимать решения и совладает с трудностями, составил 14,9%. Наиболее вероятно, что позиция автора инициатора и деятеля будет недоступна этой группе.
Детей с ярко выраженным обособленным, самостоятельным и независимым мироощущением, то есть с высоким результатом теста, выявлено 19,2% процентам. Среднее проявление авторского Я было выявлено у 65,9% обследуемых, что является экстреммумом для данного раздела исследований.
Субмодальность «Превращенное Я» проявляется в слабой форме у 17% опрошенных, что говорит о них, как о неспособных понимать и принимать мнение друга. Среднее значение определили у 48,9%, а максимальное понимание и принятие мнения друга просчитано для 34%.
Субмодальность «Воплощенное Я» операционализируется как отношение к друзьям через воплощение в них и психологическое обладание ими. Возможность подобных действий очень слабо может проявляться у 36,2% школьников. Возможность стать реформатором, покорителем и обладателем у этой группы имеет низкую вероятность. Средний уровень психологического воплощения наблюдался у 45,7% респондентов. Высокий уровень обладания сознанием товарища наблюдается у 18% исследуемой группы.
Субмодальность «Вторящее Я» - отношение к друзьям через принадлежность и подражание им. Низкое значение данного факта наблюдалось у 24,5% опрашиваемых. Последователи и подражатели из этой группы маловероятны. Среднее значение выявлено у 71,3% детей, и только 4,2% подростков стремятся подражать своим друзьям
Выводы
Приняв одну из этих позиций, подростки подстраивают свои переживания и эмоции, представления и мысли, поведение и межличностные отношения под свои интересы, при этом наблюдается статистически достоверное нежелание подражать своим знакомым и друзьям - наша гипотеза подтвердилась
Позиции субмодальностей в полимодальном Я характеризуются дискретностью и находятся в оппозиции друг к другу, занимают уникальное место и предполагают появление ярких индивидуальностей.
Обычно разные позиции относятся к разным респондентам, но в полимодальном Я, напротив, разные позиции относятся к одному и тому же. Совместно они определяют многоголосие полимодального Я и возможны переходы от одних позиций к другим.
Список литературы
- Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Четырёхфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ. // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 53-74.
- Долгова В. И., Кошелева А.А. Феномен «Я-концепция» подростка //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 139-143
- Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я.Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96-123.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984. 335 с.
- Столин В.В. Самосознание личности / В.В.Столин. М.: Изд-во МГУ, 2010. 284 с