Предмет: технология.
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 5.
Технологии: мультимедийная установка, проектный метод обучения, здоровьесберегающие технологии.
Раздел: «Художественные ремесла».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Стимулирование интереса учащихся к изучению, сохранению и развитию традиций русского костюма.
Задачи урока:
Дидактические:
- Обеспечение усвоения знаний о структуре русского женского головного убора - кокошника.
- Знакомство учащихся с художественным и символическим значением русского женского головного убора.
Развивающие:
- Развитие навыков работы с наглядными пособиями.
- Развитие умений анализировать и делать выводы.
- Развитие творческих способностей.
- Повышение мастерства учащихся и стимулирование их на создание новых творческих работ.
Воспитательные:
- Воспитание и формирование эстетических вкусов подрастающего поколения на основе традиционной русской культуры.
- Воспитание нравственности и эстетической культуры.
Тип занятия: комбинированный.
Ожидаемые результаты: расшириться кругозор и интеллектуальное развитие обучающихся; обретут умение сравнивать, анализировать, обобщать; повысится рост уровня мотивации к обучению; повысится эмоциональная устойчивость, желание творить и делиться этим с другими.
Формы контроля: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, технология.
Средства обучения и воспитания: демонстрационные.
Оборудование и материалы:
- Для учителя: мультимедийная установка, раздаточно-информационный материал.
- Для учащихся: куклы, пайетки, бисер, тесьма, различное декоративное украшение, клей ПВА.
План урока:
- Введение в тему.
- Объяснение основного материала:
- Кокошник, как символ русского женского костюма.
- Женский головной убор - его художественное и обрядовое значение.
- Основные элементы кокошника и его художественная отделка.
- Практическая работа: Украшение макета кокошника
- Подведение итогов работы.
- Заключение.
Оборудование кабинета:
- Компьютер.
- Экран.
- Учебный проектор.
- Манекен.
Наглядные пособия:
- Шаблоны кокошников разной формы из картона (М1:3).
- Раздаточный материал украшений кокошника.
Ход урока
1. Введение в тему
Звучит музыкальное произведение ("Гусли-Мысли" фольклорный оркестр "Русь"). Включается презентация
Учитель на фоне презентации зачитывает отрывки из стихотворений русских поэтов. В это время на экране одна за другой сменяются картины художников прошлого века - портреты русских красавиц в головных уборах (слайды № 1-14).
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Их разве слепой не заметит!
А зрячий о них говорит:
Пройдёт - словно солнцем осветит,
Посмотрит - рублём одарит.
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Обучающиеся приходят к выводу о теме урока.
2. Объяснение основного материала
В каждой работе художника мы видим русских красавиц в великолепных нарядах и роскошных головных уборах - кокошниках, которые подчеркивают очаровательную нежность и трогательную красоту женских лиц.
Заполнение листа самооценки.
Кокошник, известный на Руси еще в XVII веке, в XVIII-XIX веках был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма (слайд № 16). Кокошник был распространен на большей территории Европейской России и в Сибири, как головной убор крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию (слайд № 17). Долгое время кокошник был частью не только народного костюма, его носили царицы, боярыни. Само слово "кокошник" происходит от славянского "кокош", обозначавшего курицу (древнерусский "кокошь" - курица-наседка). Диалектические названия кокошника: кокошка, кокуй, златоглав, головка, шеломок, ряска, каблучок и другие.
Формы и украшения кокошника всегда были разнообразны. Богато расшитый бисером, золотыми нитями, жемчугом, бусами, драгоценными камнями и обшит дорогими тканями, этот головной убор изготавливался мастерицами - "кокошницами" (слайд № 18).
Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогостоящие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только не дорогим бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам. Кокошник носили как девицы, так и замужние (слайд № 19). Незамужние девушки могли ходить с непокрытой головой, волосы при этом заплетались в косу, прическа украшалась девичьей повязкой без донышка или небольшим венцом (девичьим кокошником). Для молодой девушки кокошник был обязательным элементом свадебного наряда, который после венчания носился до появления первенца, а затем только по праздникам (слайд № 20). Кокошник использовался как праздничный головной убор, вплоть до конца XIX века, а в некоторых сёлах его одевали невесты ещё в 20-е годы XX века.
Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар (слайд № 21). Отсюда в декоративном убранстве головных уборов обилие драгоценной вышивки, ярких красных тканей.
Особую роль головной убор играл в судьбе замужней женщины, т.к. был символом ее брачной жизни (слайд № 22). По нравам того времени, для замужней женщины считалось грехом и даже позором появляться на людях простоволосой, без головного убора. Отсюда пошло выражение "опростоволоситься", которое часто употребляется и в наши дни. Как вы можете объяснить это выражение, используемое в современном языке, зная историю его происхождения?
Ответы учащихся:
- показаться перед людьми в худшем виде…
- выглядеть не очень хорошо…
Головной убор замужней женщины плотно облегал голову, полностью закрывая волосы, что говорило о том, что суженый уже найден и женщина находится под его властью. Обычай закрывать волосы замужней женщины известен с глубокой древности всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т.д.
На практике головной убор нес в себе не только обрядовые и обереговые функции, но преследовались еще и чисто бытовые цели (слайд № 23). Как вы думаете, почему у замужней женщины головной убор должен был полностью закрывать волосы?
Ответы учащихся:
- чтобы волосы не мешали при работе;
- чтобы волосы не попали в пищу;
- чтобы не привлекать излишнего внимания чужих мужчин - во избежание измен и сохранения семьи.
В разных областях правила ношения кокошников были разные, а так же разные они были по форме и отделке (слайд № 24). Кокошник представлял собой головной убор в виде опахала, округлого щита вокруг головы или гребня, состоящего из очелья (рога) и тульи, закрывающей волосы. Основой кокошника служили проклеенный или простеганный холст, картон или береста. Верхняя часть кокошника изготавливалась из более дорогих материалов: бархата, кумача, штофа. Сверху очелье украшали вышивкой, орнаментом из искусственного камня, парчой, позументом, бисером, речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых - драгоценными камнями. Вышивкой часто покрывалась и затылочная часть. Кокошник, как правило, имел матерчатое дно, сзади фиксировался при помощи лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Существовало несколько видов и форм кокошников: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный (слайд №25) и многие другие.
Далее показывается видеоряд кокошников различных форм с пояснениями и комментариями учителя (слайды № 26-33).
Были кокошники в виде цилиндрической шапки с конусообразным дном, с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твёрдым прямоугольным позатыльником. Позатылник - это ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке, а, соответственно спереди, налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно опускали на плечи.
Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ.
Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Популярности кокошника во многом способствовали русские придворные костюмированные балы начала прошлого века и фантазия русских дизайнеров в эмиграции. Сейчас русский кокошник является самым большим источником вдохновения для знаменитых дизайнеров и домов моды, которые создают наряды в русском стиле. Он является жемчужиной в сокровищнице мировой моды. Известные европейские дизайнеры используют элементы русского кокошника в своих новых коллекциях от кутюр.
Физкультминутка (звучит мелодия русской народной песни «Валенки»)
3. Практическая работа
Цель практической работы: Выполнение кокошника для будущей коллекции сарафанов русского народного костюма из заготовленного макета в М1:3 на куклу.
Задача обучающихся следующая:
- назвать форму кокошника;
- по форме заготовки кокошника определить название губернии, где носили данный вид кокошника;
- для кого предназначался кокошник (замужняя женщина, девушка);
- украсить кокошник предложенным материалом.
Перед выполнением кокошника, определяю критерии оценивания работ:
- аккуратность (нет следов грязи на поверхности кокошника);
- цветовое сочетание;
Текущий инструктаж. Педагог оказывает необходимую помощь детям в ходе работы, напоминает о правилах техники безопасности при работе с ножницами, мелкими деталями.
Заключительный инструктаж. Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.
На протяжении всей работы тихо звучит музыкальное произведение фольклорного оркестра "Русь". Во время работы учитель внимательно следит за процессом, если необходима помощь, помогает учащимся.
4. Подведение итогов работы
В конце работы каждая группа презентует свои кокошники по предложенному плану:
- Назовите форму кокошника
- Назовите губернии, где носили кокошник
- Для кого предназначается кокошник
- Что хотели рассказать, украсив кокошник данным орнамента.
Заполнение листа самооценки.
Рефлексия
В знак того понравился ли урок или нет, обучающиеся украшают сарафан на манекене цветочками разного цвета, что подводит их к теме будущего урока.
5. Домашнее задание
Изучить составляющие чувашского национального костюма. Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания. (По окончании урока производится уборка рабочих мест).
Использованные ресурсы
- Учебник. Технология: Технологии ведения дома. 5 класс. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко 2019.
- Пармон А.И. «Русский Народный Костюм».
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Волосник - головной убор в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. 1890-1907.
- Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Кокошник в 4 т. - СПб. 1907-1909.
- Терешкович Т.А. Мода в одежде и аксессуарах. Словарь - справочник. Ростов-на Дону, 2008, с.125-126.